Недавно я была на специализации по работе с травмой и темой группы, которая и побудила меня написать этот пост, были технические, медицинские и другие шоковые травмы - аварии, стихийные бедствия, операции, а также нападения, изнасилования.
Все, что кроме эмоциональной боли затрагивает непосредственно тело и к чему подготовиться, как правило, невозможно - оно не предполагается или происходит стремительно.
Группа наша, естественно, срезонировала - у каждого или одно, или другое. Всех затронуло. Тема мощная, на грани жизни и смерти.
И удивительно, но основное, что помогало во время работы на этой группе - постоянное возвращение к ресурсам, к тому, что помогает выживать.
Соприкосновение с такими темами приводит и к пониманию своих очень мощных и глубоких сил.
Хотя, и не очень-то это удивительно.
Я сама очень долго не могла понять - что такое эти самые ресурсы и зачем мне замечать - в чем, отчего и как мне может быть хорошо, если мне - плохо.
Иногда это воспринималось, как знаменитое «зато»: «мир рушится, а зато я умею крестиком вышивать» - попытка зажмуриться и не замечать происходящих разрушений, отвлекаясь "позитивом".
И вот тут очень важно разделить - что такое обесценивание переживаний, а что - опора на собственные ресурсы, позволяющая справиться с трудной ситуацией.
Обесценивание - это отрицание, лишение права на существование смыслов, чувств и переживаний, заявление о том, что человека в этом сложном или болезненном для него месте - нет или он какой-то неправильный, плохой.
«Когда ты злишься или плачешь - с тобой что-то не так» - вызывает ощущение своей дефектности, плохости, стыда.
«Твоих переживаний попросту не существует, ты придумываешь, такого не бывает» - делает человека сумасшедшим, «иным» - ведь его мир, оказывается, критичным образом отличен от мира других людей - то, что с ним, никто не понимает, не видит и не может разделить.
И здесь, действительно, крайне важно замечать, принимать, давать время, внимание и пространство всем тем чувствам, реакциям и мыслям, которые существуют и требуют признания - страх, зависть, гнев, отвращение - все эти переживания показывают, что нам важно, что ценно, в каких местах мы разрушаемся, что хочется сохранить и защитить.
Но бывает, что человек так срастается со своей болью, беспомощностью, страхом, настолько привыкает думать о себе, как о том, кто не может, что нужна специальная работа, выход на другую точку восприятия - с которой будет видно больше, чем изнутри травмы.
Основное отличие травмы от стресса, пусть и сильного, - она приводит к ощущению беспомощности, невозможности что-либо изменить, распаду мира - внутреннего, внешнего, или обоих.
Это про отступление, отказ от жизни - иногда в самом прямом смысле.
После стресса так или иначе происходит регенерация, восстановление реакций, а травма - разрушает, отсекает человека от его сил и надежд.
И вот когда человек полностью погружен в эту беспомощность, когда каждый шаг ведет к ухудшению состояния - вот тут важно обращаться к ресурсам.
Что такое эти самые ресурсы?
Это все то, что дает нам ощущение жизни, устойчивости, спокойствия, радости - чего-то хорошего.
Они могут быть внутренними и внешними, телесными (нравится на что-то смотреть, например, или двигаться, или дышать), эмоциональными (что-то вызывающее переживания уверенности, спокойствия, любопытства, радости - даже если это наблюдение за полетом жука, например).
Любые моменты, где можно заметить - я живу, дышу, существую, что-то для себя делаю.
Пусть небольшое и самое простое.
В защитных реакциях можно видеть ресурс - я себя защищаю.
В дыхании, жизни тела - ногах, стоящих на полу, руках, держащих или делающих что-либо, в глазах, которые могут видеть, в голове, которая думает - во всех этих моментах можно заметить, как несмотря на трудность и нехватку уверенности я выживаю, сохраняюсь, продолжаю быть.
Хоть вокруг бушует ураган - в эту конкретную секунду, минуту, час и день - я остаюсь и живу.
Для чего это нужно - для выхода из тотальной беспомощности, для того, чтобы была возможность проверить - я действительно сейчас исчезаю и моя жизнь заканчивается (чем пугает травматический опыт) или мне это по привычке кажется, а на деле - вот, я здесь.
И если я остаюсь - что происходит, кто я, что я могу и что хочу.
В таком взгляде нет пренебрежения болезненными переживаниями, как при обесценивании, но в тоже время - они перестают быть единственным опытом.
Это можно сравнить с ходьбой на двух ногах - даже если одна травмирована, опираться на здоровую - не значит забыть о больной, пренебречь ею, это значит - беречь ее, и заботиться о своей возможности передвижения.