Вчера, гуляя с ребенком, задумалась о требованиях к себе, как к родителю, и о том, с чем я, по-моему мнению, не справилась (плохо справилась).
Да и вообще - о родительстве.
Для меня две крайние точки, где плохо родителям или ребенку таковы:
- родители, которые точно знают, как устроен мир, что такое хорошо и что такое плохо, и которые с чистой душой, кнутом или пряником, пытаются сделать из детей "настоящих людей", невзирая на то, что те и так не игрушечные, а вполне себе настоящие.
- родители, которые боятся ребенка травмировать, ущемить хоть в чем-то и пытаются быть во всем хорошими для ребенка, невзирая на то, какими трудами и напряжением им самим эта хорошесть дается.
Отношения с детьми очень любопытны и показательны.
Ребенок - отражение нашего собственного внутреннего ребенка - и с ним мы воспроизводим отношения, которые на эмоциональном уровне помним из связи с собственными родителями - а там может быть очень-очень много всего противоречивого и заряженного.
Или в этих отношениях мы пытаемся осуществить свою фантазию о том, чего не хватило нам самим - заботясь и вкладываясь в детей так, как не заботились и не вкладывались в нас, становясь рядом с ними такими, какими хотели бы видеть собственных родителей.
Иногда дети видятся нам нашими главными обвинителями и судьями - перед которыми мы то виноваты, то несовершенны, то слишком мало можем.
В этом случае они сливаются внутри с фигурами взрослых, которые что-то требовали или осуждали, а мы сами превращаемся внутри себя в детей, перед которыми стоит очередная (невыполнимая) задача, за которую нужно получить "пятерку" - на этот раз "вырастить настоящего человека".
А кроме всего этого - дети и правда нуждаются в нашем времени, в понимании, в любви, и задевают самые глубокие струны в душе - и беззащитностью своей, и искренностью, и чувствительностью.
Без активации наших собственных внутренних конфликтов с ними бывает сложно, а уж если и наша собственная детская часть несчастлива - конечно, родительство становится тяжелым проектом.
К тому же, сейчас очень много информации о том, какие глубокие травмы можно причинить ребенку ненадлежащим отношением, доступно множество развивающих и приносящих пользу активностей - на фоне этого не свалиться в вину от сравнения себя с "идеальным родителем" бывает сложно.
Возникает картинка, что возможность быть "хорошим родителем" - легка и доступна, что это само собой должно получаться.
Но, кроме нашего внутреннего детско-родительского бэкграунда, который во многом определяет наше поведение, есть еще и социальный дискурс о родительстве и о том, какими должны быть отношения с ребенком.
Маховик отношения к детям очень медленно поворачивается в сторону уважительности и поддержки от совершенно других установок, новый стиль воспитания - помогающий, за несоответствие которому мы себя часто виним, - начал появляться в мире совсем недавно, а до этого все было совсем, совсем по-другому.
Всякое усилие, осуществляемое ради того, чтобы быть чуть более лучшим родителем, чем получается по-умолчанию, приходится делать продираясь сквозь слои и собственного личного опыта, и общепринятого отношения к детству вообще.
как было можно почитать по ссылкам:
Об отношении к детям на протяжении истории человечества-1 Об отношении к детям на протяжении истории человечества-2 Об отношении к детям на протяжении истории человечества-3 Так что "быть хорошим родителем" - это не то умение, которое берется из воздуха, оно либо приходит с опытом, если внутри ничто этому не сопротивляется,
либо - является итогом собственной внутренней работы;
в любом случае - даже небольшие изменения в отношении к детям - уже значительный шаг вперед от того, что было в не очень далекие времена.