Думаю о разнице, которая часто бывает между тем, что думаешь, знаешь и понимаешь в некоторых ситуациях и о том, что в них действительно чувствуешь.
Иногда это какие-то совершенно противоречивые, или, по-меньшей мере, мало связанные между собой вещи.
К тому же, часто то, что о происходящем думаешь и понимаешь - важно и соответствует "реальному" положению вещей, а на душе, между тем, происходит что-то непонятное и странное.
«Голова» пытается придумать способы вписаться в контекст, соответствовать времени и месту, рассчитать и сделать точный ход, в то время как эмоции - реагирование изнутри на то, что окружает, причем независимо от уместности или соответствия этой реакции чему-либо «правильному» - тянут в непонятные дебри.
Эмоции приоткрывают нашу внутреннюю картину мира, которая часто бывает устаревшей, неточной, наполненной болезненными впечатлениями и неудовлетворенными желаниями, и тогда каждая эмоциональная реакция становится шажком по минному полю.
Даже так - чем более болезненными, мощными или неосмысленными впечатлениями наполнен мир внутренний, тем больше будет зазор между нашей эмоциональной реакцией и реальностью ситуации; а чем больше этот зазор - тем более непонятными и опасными воспринимаются собственные эмоции, и тем сильнее желание не иметь с ними дела.
Поэтому иногда избавиться от переживаний кажется хорошим вариантом.
Но засада в том, что чувствование не отключается, - оно конечно может быть спрятано очень глубоко, не фиксироваться сознанием и подавляться при малейших попытках о себе заявить, - но жизнь продолжается, и не замечать годами собственной паники, злости или любви требует огромных усилий.
Замечать же их - непривычно, страшно и больно; и не очень понятно - зачем.
Первый ответ - чтобы не тратить свои силы на подавление. Сил тратится, действительно, уйма. Жить, скрывая от себя собственные эмоции, по энергозатратам схоже с попыткой непринужденно гулять, толкая перед собой каменную глыбу.
Вторая причина - заметив свою настоящую реакцию, пусть даже сильную или противоречивую - есть шанс разобраться почему она именно такая, что за идея о мире лежит в ее основе, соответствует ли эта идея настоящему моменту или нет - то есть, приблизиться к реальности чуть больше, чем раньше, что тоже дело полезное.
Как все это можно замечать, пробовать замечать.
В том варианте, когда внутри есть некоторое чувство, но почему-то оно кажется странным, неадекватным, плохим и тд - исследовать что это за оценка, что за запрет, что за способ себя тормозить, ради чего.
Иногда бывает, что вроде бы и спокойно все, но через какое-то время оказывается, что рядом с этим спокойствием - страсти кипят.
Если ничего особо не чувствуется, внутри пустота или вата - стараться ухватить какие-то "остаточные явления" - состояния, настроение, недомогания, и понемногу фокусировать эти переживания во все более ясные формы - искать для них образы и слова.
Еще вариант - когда эмоции, не доходя до сознания, толкают к действиям, и начинается тот самый "бег по граблям" - волшебным образом создаются похожие, плохие ситуации, в которых подавляемому чувству находится законное место.
тут непросто бывает понять, о чем говорит тот или иной паттерн; такие совсем бессознательные вещи в терапии, пожалуй, только и расшифровываются.
И возвращаясь к началу - как только возникает это неприятное чувство, что несмотря на кажущуюся понятность ситуации что-то все равно дергает и не дает успокоиться - стоит остановиться и обратить внимание на то, что беспокоит, каким бы странным оно ни воспринималось, а не пытаться всеми силами себя успокоить и убедить в том, что "ничего не происходит" и "все нормально".