сепарация-2

Jul 04, 2015 19:54

Фаза сепарации длится довольно долго, три года;
это процесс неоднородный, включающий в себя несколько подфаз, на каждой из которых происходит формирование нового психического содержания и неудача в каждом периоде создает препятствия в возможности дальнейшей сепарации и создании границ.

Начинается процесс с фазы симбиоза, в которой нет еще внутренних образов ни себя, ни матери, а есть иллюзия полного слияния, общей границы, единства с матерью, которая переживается ребенком, как часть себя и которая выполняет роль питающей среды и регулятора потока ощущений ребенка.

В этот период появляется ощущение безопасности жизни, силы в ней присутствовать и ее выдерживать - конечно, если ребенок не был затоплен негативным опытом голода, ужаса и одиночества, а испытывал чаще удовольствие от взаимодействия с матерью - телесного и эмоционального.

После наступает фаза упражнения: ребенок учится управлять своим телом, хватать предметы, переворачиваться, ползать, затем ходить - его возможности становятся все больше и больше, он уже может сам попробовать взять то, что ему интересно, экспериментировать с дистанцией - в этом много удовольствия и свободы;
они становятся основой дальнейшей сепарации - оказывается, очень интересно что-то мочь и делать самостоятельно!
Внимание направлено на собственные возможности, новизну и активность.

Фаза воссоединения: в то же время, ребенок еще очень мал и в подавляющем большинстве своих нужд зависим от матери.
После эйфории новых возможностей, достигнутой на предыдущей стадии, ребенок начинает замечать, что он еще очень уязвим,  мал и ограничен - это рождает сильную тревогу и противоречивые чувства, разнонаправленные импульсы: хочется изучать свои возможности, но в то же время необходимо возвращаться за поддержкой и успокоением.

Такое длительное «хождение» туда и обратно, поочередное столкновение со своими возможностями и ограничениями, переживание зависимости и благодарности, страха, злости и любви, помогают сформироваться представлениям о себе и о матери более реалистичным, чем они были до этого:
сначала ребенок видел себя безграничным и грандиозным, управляющим миром, потом маленьким и зависимым;
соответственно, репрезентация матери в психике, ее образ из отдельных противоречивых компонентов мало-помалу собирается в цельную картину, отражающую ее различные стороны.

В итоге ребенок наполняется новым ощущением себя самого, как существа отдельного, обладающего уникальным внутренним миром и внешними возможностями.

сепарация - 3

ликбез, процессы, взросление

Previous post Next post
Up