есть контакт

May 22, 2015 14:22

В психологической литературе, в дискуссиях, довольно часто употребляется понятие «контакт».
Слово это уже заезжено, конечно, как и многие другие термины. Смысл житейский и смысл вкладываемый в него в гештальт-терапии смешались, и читая «контакт» каждый предполагает что-то свое.

В житейском контексте, «контакт» означает встречу, взаимодействие, пересечение во времени и пространстве двух людей.
Что там каждый из них в этот момент хотел, думал, делал, чувствовал - дело десятое.
Можно и с налоговым инспектором проконтактировать, успешно или не очень. Встретились, бумаги подписали - и готово.

Когда же мы говорим о контакте в клиент-терапевтических отношениях (или же иных душевных, целительных отношениях с людьми) имеется ввиду не умение быть спокойными, вежливыми, понятливыми, то есть цивилизованными, безопасными и удобными для других.

В этом контексте «контакт» - умение и возможность показаться другому человеку личностно, живо:
заметить в себе и открыть другому то, что нас действительно трогает, что нам важно, что мы любим, чего боимся, на что злимся…
Показать свое отношение к тому, с кем общаемся - не «причесанное» и допустимое, а то, которое по-настоящему чувствуется, правдивое; а относится мы можем друг другу очень по-разному, очень противоречиво, с интересом или раздражением, возбуждением или страхом, нежностью или отвращением.

А оказавшись явными, видимыми и замеченными - не убегать, не прятаться, мочь выдерживать взгляд и присутствие рядом иного человека, со всем тем, что можно получить в обратной связи: пониманием, интересом, приятием или же отвержением, равнодушием и несогласием.

В такой встрече мы сами становимся более реальными, более живыми, настоящими; обнаруживаем среду, внешний мир и его влияние на нас, получаем некий результат нашего взаимодействия.

Но как же трудно, а то и невозможно бывает прийти к этому контакту.

Любая открытость может обернуться отвержением, холодностью, разочарованием.
Момент, когда мы рискуем что-то по-настоящему рассказать о себе - всегда момент уязвимости. Если мы достаточно себя знаем и признаем - скорее всего выдержим, если самоподдержки недостаточно - рискуем выпасть в стыд, сильную боль, обиду…

В дополнение к этому, у многих людей есть опыт того, что их принимали только «хорошими»: тихими, или умными, или заботливыми, или еще какими-то удобными для других;
И, конечно же, нельзя показывать все то, что не вписывается в подобную роль - это может быть опасным и неприятным.
В таком случае, легко предъявляться «хорошей» стороной, а плохое прятать подальше от людей, да и от себя тоже, конечно, чтоб не выбивало из нужной позиции.

Еще случается, что просто нельзя быть собой - каким бы ты ни был хорошим, само твое существование - чем-то не нравилось близким, они могли давать понять, что ты - лишний/лишняя, как ни старайся: взглядами, интонациями разговоров, словами, игнорированием.
Тогда достаточно бывает лишь немного приоткрыться, показаться, чтобы внутри запустились процессы самоуничтожения за эту попытку и отвержения всех тех, кто оказался рядом.
Теоретически - должно бы легче стать, когда получается побыть вместе с другими, не оставаясь в одиночестве, а на деле - только хуже.

Поэтому умение просто побыть собой, не прячась, часто становится фокусом психотерапевтической работы:

обнаружить что «я» существую;
найти, под слоем защит и страхов, свое желание быть видимым и принятым; интерес к другим;
попробовать «выходить» наружу, показываться: спрашивать и говорить о себе, отвечать и слушать чужие слова.
столкнуться со своей уязвимостью от обнажения души рядом с другим человеком.

И это не столько про отношения с кем-то, сколько про собственную возможность быть действительно собой, знать - кто ты и что тебе нужно, чувствовать себя живыми, реальными.

ликбез, отношения, психотерапия

Previous post Next post
Up