Умение и возможность замечать, различать свои чувства, потребности, свое «я», опираться в поведении на них не появляется само по себе; это длительный процесс, который разворачивается во взаимодействии между ребенком и родителем (мамой сначала, и все более расширяющимся кругом людей с течением времени).
В начале жизни младенец пребывает в потоке недифференцированных, телесных реакций на окружающий мир; ощущения переполняют его, заполняя все психическое пространство, а мать контейнирует, успокаивает, дает границы переполняющим переживаниям; позже - называет и объясняет их, помогает ребенку узнать себя самого - таким образом развивается эмоциональный мир ребенка, он учится в нем ориентироваться, узнает собственные реакции - как положительные, так и негативные, - внутренний мир приобретает свои ландшафты и свойства.
Но это происходит при удачном стечении обстоятельств - когда мама в состоянии выносить детские эмоции, замечать потребности и особенности ребенка, отличные от ее представлений о том, чего бы она хотела от него; когда она хорошо различает и допускает, и может говорить о своих собственных разнообразных чувствах, и их связи с поведением и событиями.
В реальности же, на пути процесса эмоционального созревания может быть много препятствий, которые, в конечном счете, приводят к подавлению чувственной сферы, неразличению чувств.
Если мама не успокаивает, не помогает ребенку переживать потоки ощущений в младенчестве - он получает опыт слишком сильных, пугающих переживаний, от которых самому возможно спрятаться лишь во сне, в бесчувствии, - и в жизни выросшего ребенка такой опыт может воспроизводиться в непредсказуемых реакциях на события, слишком сильных, захватывающих сознание, не поддающихся осмыслению; и/или же в полной отстраненности от жизни, холодности.
Может случится и так, что мама не различает своих, соответственно, и детских эмоций и дает не корректную обратную связь - ребенок что-то чувствует, но распознавать эмоции, поводы их вызывающие он не научился - переживание «я» в таком случае будет очень размытым, фрагментарным, оторванным от внешнего мира; в этом случае формируется компенсация в виде внешней структуры, опоры и, в то же время, отказа замечать свои реакции, принимать их в расчет.
Ну и то, что знакомо практически всем, я предполагаю, при том типе воспитания, когда учат скорее быть удобными для среды, чем замечать свои личные особенности: отвержение личности ребенка, обесценивание его чувств.
Все вот это вот: злиться нельзя, плакать нельзя, стыдись, ты виноват/виновата, кто ты такой, через не могу… Когда в голову вкладываются, вбиваются мысли о том, что то, что ты чувствуешь - неважно или плохо, на это не нужно обращать внимания, это никому не интересно … нужно делать, выполнять правила, быть удобными...
Тогда ребенок может быть и будет замечать свои чувства, и может быть, даже распознавать их будет и связывать с жизненными событиями тоже будет - но признавать, что это что-то важное, информативное, живое, свое - нет… спрятать, да подальше.
Причем таким репрессиям могут подвергаться не все подряд переживания, а выборочно - например, "мальчики не плачут, а девочки не злятся"; или - "радоваться можно, грустить - нет".
Но все-таки, пока мы живы - внутренний мир, чувства, собственное "я" так или иначе существуют, живут, и найти их, дать пространство для развития - возможно.