В России XIX-ого века народнический социализм во многом стоял на принципах христианской политики. Их первоначальными методами были - психологическая война идеологий (Белинский, Герцен), просвещение - хождение в народ, личный протест нигилизма против «условной лжи культурной жизни». Но, репрессивный аппарат Российской империи подтолкнул в сторону создания боевых организаций «народовольцев».
Охранное отделение часто само провоцировало и оплачивало создание революционных террористических организаций, чтобы показать, что жандармы «не зря едят свой хлеб».
Парадоксы того времени в коллизиях христианского сознания с потребностью социальной справедливости можно наблюдать, хотя бы в предсмертной речи русского рабочего Андрея Ивановича Желябова, народника, повешенного 3 апреля 1881 г. за убийство императора Александра II. Позже большевики не любили цитировать эту речь, в силу расхождений её с основными положениями марксистско-ленинской философии.
Перед казнью Андрей Иванович целовал крест и сказал:
«…Я верю в истинность и справедливость этого учения (Иисуса Христа) и торжественно… признаю, что вера без дел мертва есть и что всякий истинный христианин должен бороться за правду, за право угнетённых и слабых, и если нужно, то за них и пострадать: такова моя вера».
Конечно, с современной точки зрения, цареубийство, как «дело веры» может показаться страшным примером полного искажения христианского сознания. В принципе, убийство императора Александра II было актом отчаяния, политическим самоубийством для народников. Их подвигли на этот шаг, во-первых, та обстановка, что сложилась к тому времени в Империи: «Крепостной строй, разбитый в 1861 г., вернулся снова в русскую жизнь под покровом новых мундиров, но с теми же приёмами, целями и задачами порабощения массы в пользу привилегированных и правящих. Идеал жандармского сосредоточенного сильного государства,… - идеал централистов - опять ожил среди нас. Опять он увлекает тех, кто считает себя призванным руководить судьбами России; опять стоит он на пути развития местной жизни и местной самостоятельности. И, наконец, рабство мысли и раболепие - в науке перед авторитетом, а в жизни перед мундиром,… - вновь оживают среди нас» (князь П.А. Кропоткин. Записки революционера). (Как эта цитата подходит для нынешнего времени - прим. сост.).
Вторая причина - т.н. «маховик войны».
Зло порождает зло, пока кто-нибудь не остановит его. Пока идет взаимная агрессия - Дао отступает.
Государственная машина не могла остановиться, т.к. карала посягающих на её незыблемость. Те, кто боролся с ней - наполнялись чувством мести за казни своих товарищей. Обстановка подогревалась лицемерием и закостенелостью псевдохристианского российского общества того времени, ответной реакцией на которые и было возникновение среди молодёжи радикального движения нигилизма.
Христианское учение стоит на проповеди добра, на том, чтобы останавливать зло на себе. Вера в силу Бога, способного, по молитвам верных, управить общество в русле Божественной справедливости. Но для этого нужно приобретать терпение.
Наверное, основной причиной духовного поражения народников, было, как раз нетерпение в достижении своих целей, корнем которого являлась ложность этих целей. Этот пункт также является принципиальным расхождением между христианским коммунизмом и социал-демократией. Социал-демократы, борясь за социальную справедливость в своём понимании «здесь и сейчас», не рассматривают все объективные обстоятельства и не берут в расчёт действие Божиего промысла, как важный фактор человеческой истории. Они ведут всё к тому, чтобы именно сейчас осуществились задуманные ими преобразования, полагая сами и убеждая других, что, изменив внешние социальные условия, можно изменить и природу человека. Самые радикальные из них действуют по принципу: «Вот мы возьмём власть и тогда, всё будет замечательно».
Политика христианской свободы действует через человека, реализуя свою свободу во Христе и своей жизнью убеждая к этому окружающих. С другой стороны, христианская политика полагает существование Божественной справедливости, как существенный фактор в жизни общества.
Т.е., социал-демократия верит в правоту своего учения и в силу своей власти, получив которую она быстро реализует «светлое будущее», осуществит «прыжок из царства необходимости в царство свободы» (К. Маркс).
Что касается власти, то по выражению П.А. Кропоткина: «Чтобы передать свои права выборному собранию, оно должно состоять из ангелов. Да и у них вырастут рога и когти, как только они примутся за управление людьми». «Незыблемость» человеческой теории на своей шкуре прочувствовали те, кто ещё недавно сдавал в институтах госэкзамен по научному коммунизму. Куда делась ныне эта «фундаментальная наука», без знания которой в советском государстве невозможно было получить диплом даже о техническом образовании? Большинство «комм-фундаменталистов» от кандидатов, до академиков переквалифицировались в геополитики (что не делает чести этой науке), меньшая часть ушла в астрологию (что придало ей солидности).
Христианское сознание, на котором строится политика христианского социализма, верит в правду Евангельского учения и силу Божественной справедливости. За две тысячи лет существования Христианства и то, и другое не раз подвергалось серьёзным сомнениям, но не разу не был опровергнуто. Мало того, миллионы людей, уповающие на Истину, оставили нам исторические примеры, подтверждающие упование на Божию правду и силу Евангельского слова, в том числе и в политике.
Вот примеры разного подхода в борьбе за социальную справедливость по одному насущному вопросу российского общества и государства в начале XIX-ого века.
В 1825 г. группа русских офицеров, воспитанных в масонских ложах, подняли бунт, действуя по схеме социальной справедливости: «возьмём власть и общество станет лучше». Бунт был подавлен, восставшие получили историческое имя «декабристов», но что они изменили для народа?
Те солдаты, которых они привели на Сенатскую площадь, даже не понимали, чего хотят «баре», они просто подчинялись приказам своих офицеров. Часть этих солдат была убита. Оставшиеся в живых - сосланы на каторгу, или отправлены на Кавказский фронт.
«Декабристы» написали конституцию, в которой провозгласили отмену крепостного права. Все они были дворянами, но ни один из них не дал вольную своим крепостным.
Великий русский поэт А.С. Пушкин, написавший гимн подвигу «декабристов», писал и о «милой старушке», но даже не задумывался о том, чтобы дать своей няне вольную, хотя бы на старости лет.
Великий русский философ П.Я. Чаадаев с отвращением относился к крепостничеству и чтобы не быть крепостником … продал своих крестьян. Наверное, он облегчил свою совесть, но не участь своих крестьян.
Радищев, за свои обличения существующего строя был сослан в Сибирь, где в знак протеста против крепостничества и деспотии принял яд. Он дал вольную одному своему крепостному - Степану Александровичу Дьяконову, который согласился поехать за ним в Тобольск...
Черниговский помещик Павел Павлович Стожков за семь лет до восстания «декабристов» отписал вольную своим тремстам крепостным и ушел из своего дома. Поселился в Таганроге, где посвятил свою жизнь Богу. Ныне почитается православными, как праведный Павел Таганрогский.
В 1825 г. старец Серафим, по повелению Матери Божией, выходит из затвора и начинает принимать посетителей. Он учит, как посвятить своё социальное положение, кем бы ты не был - крепостным, или дворянином, в служение Христу и, тем самым, обрести внутреннюю духовную свободу; как, даже будучи рабом, в стяжании Духа Святаго, стать центром спасения тысяч окружающих тебя людей.
Личная святость - это тоже путь достижения христианской свободы.
Большая часть православного христианского мира, хлебнувшая в XX-м веке «общения» с большевиками, настороженно относится к любым коммунистическим течениям. В России, в данный момент, церковная власть отдаёт предпочтение тем, кто предоставляет им внешнюю независимость. При этом позиция невмешательства в государственную политику неизбежно приводит к молчаливому согласию с антинародными законами, которые утверждаются нынешним правящим классом. Законами, разрушающими построенные при социализме социальные основы жизни общества, «бьющими», в первую очередь, по массе верующих людей - бедных и, как принято сейчас говорить, «социально незащищённых».
С другой стороны, Русской Церкви на современном политическом поле выбирать не из кого, т.к. ни одна из политических партий не стоит на позиции отстаивания христианских прав и свобод. Нынешние политики, так, или иначе, лишь поигрывают своей «православностью», т.к. учитывают тот факт, что в общественном мнении Православная Церковь - единственный общественный институт, который вызывает доверие большей части населения и, более 50% электората отдают ей предпочтение.
Нынешняя правящая политическая каста* *(это определение дано самой властью: 21 дек. 5 г. советник президента официально заявил о формировании корпоративной государственной власти вместо народной), использует тот фактор, что в массе православного сознания понятие «большевик» и «коммунист» - равнозначны и имеют негативную окраску. Поэтому им удаётся, как создание марионеточных псевдопатриотических партиек, так и «пиаровские» акции антисоциалистического и антикоммунистического характера.
Во внешней политике последнего времени властные круги развитых стран мiра пользуются геополитической схемой «золотого миллиарда», разделяя человечество не только по линии Восток-Запад, но и по линии Север-Юг, обрекая большую часть населения Земного шара на рабское существование и грабительски эксплуатируя естественные природные ресурсы. Нарушение ими последней заповеди Божией ставит разумную часть человечества перед задачей освоения альтернативных глобальных доктрин развития общества, создания гуманистических политических организаций и проведения их в структуры государственного управления.
Нравственные законы нельзя попирать безнаказанно. Нарушение их карается гневом Божиим, более неотвратимым, чем уголовное наказание, которого можно, так, или иначе, избежать, учитывая непостоянство и изменчивость юридической сферы.
В вечной спешке нынешнего времени, в неутолимом стремлении к благоустройству и комфорту, люди часто не успевают осмысливать происходящее и, в нравственной слепоте, перестают отличать высшее от низшего, прекрасное от безобразного, подлинно человеческое чувство любви от животного влечения, стремления к удовлетворению похоти. Люди не знают, или забывают, что Апостол указывает словом «похоть» на два оружия, которыми мiр воюют на стремящегося к Боголюбию человека. Сила похоти разрушительна, она приводит к безсилию и рабству человека. Недаром, слово «sex» так зеркально похоже на написанное по церковно-славянски число имени «зверя».
Зло - это отклонение от истинного пути развития человечества. Истинный путь лежит не через стремление каждого к удовольствию и комфорту, а через обретение внутренней целостности, преодоление колебаний между влечением и долгом. Это не достигается ни корыстью, ни страхом, а лишь просветлённой нравственностью и любовью.
Но не утопичны ли мечты о таком пути? Утопично как раз рассчитывать, что иными средствами можно разрешить сложнейшие вопросы человеческого существования.
Христианство даёт возможность наиболее полного осуществления свободной жизни и независимого творчества человека.
Познай Истину и Истина сделает тебя свободным.
Свобода каждого - есть условие свободы всех.
Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого.
Nous avons subi une terrible defaite. Commune est ecrasee mais non vaincue.
Бенуа Малон, член Совета Парижской Коммуны.
…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл и цель вовсе не в нашем счастье,
а в чём-то более разумном и великом.
Делайте добро!
Антон Павл. Чехов. Крыжовник
«Единство, - возвестил оракул наших дней, -
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью, -
А там увидим, что прочней…
Фёдор Ив. Тютчев