Коммунизм может принять все формы,
начиная с полной свободы личности и кончая полным порабощением.
Князь П.А. Кропоткин. Записки революционера
... По своей идеологии первохристиане были ближе анархистам, или социалистам-утопистам романского направления, нежели социал-демократам германского толка, из которого пророс большевизм. Первохристиане, как и позже анархисты, строили отношения на основе уважения к свободе личности в Боге, а не на придуманных экономических законах отношения к средствам производства и теории классовой борьбы.
В нынешнее время выражение «социалисты-утописты» вызывает у большинства слышащих некоторое пренебрежение. Произносящий словоформу «утопист», подразумевает некоего мечтателя, витающего где-то в облаках и строящего там воздушные замки. Но, так ли это?
Слово «Эутопия», введённое в наше мировоззрение Томасом Мором, через его одноименную книгу, означает - место, которого нет.
Томас Мор жил в Англии в конце XY-го, начале XYI века, во времена абсолютизации британской монархии, когда король «стягивал на себя» всю власть в государстве, вплоть до церковной. По причине чего, в итоге и пострадал великий гуманист и собеседник Эразма Роттердамца, отказавшийся присягнуть королю, как главе англиканской церкви. Примечательно, что Томас Мор использовал тактику Благого Молчания. Но, как говорили - «его молчание слышала вся Англия». Уже находясь в темнице, он продолжал молиться о вразумлении короля. Человека, который пошёл за свои убеждения на плаху, вряд ли можно назвать пустым фантазёром. Трезвость его ума, логику и прагматичность, а также понимание государственных интересов, доказывает пребывание Мора на посту лорда-канцлера Англии в 1529-1532 г.г.
В том мiровоззренческом мире, в котором существовал автор «Эутопии»: мире алчности и наживы, беспутства знати и дикости черни; мире, где человеческая жизнь ничего не стоила, а политика насаждалась при помощи казней, заговоров и убийств; где интриги борьбы за власть были переполнены ложью и лицемерием - само описание такого общества, где нет частной собственности и обобществлены производство и быт; где труд - обязанность всех, а распределение происходит по потребности - было столь великой дерзостью и настолько выходило за рамки привычной картины мира, что уже по сути своей было революцией - революцией мiровоззрения, более важной, чем политическое взятие власти.
Интересно, что Эразм Роттердамский, бывший в переписке как с Томасом Мором, так и с Мартином Лютером, сочувствовал взглядом первого, но при этом всячески отрицался от союзов, навязываемых ему вторым.
В отношении же мiровоззренческой революции и Томас Мор, и Томазо Кампанелла, и Роберт Оуэн, и Сен-Симон, и Шарль Фурье сделали гораздо больше, чем теоретики марксизма. Ведь резонирование в людских массах овеществлённой материи, лишь последняя стадия натурализации идей. Как говорят - проще развязать войну, чем заставить старика ходить другой дорогой.
На том уровне развития общества этим людям были дарованы великие победы, т.к. они сумели поднять мыслящее человечество над привычной дорожкой «из жёлтых кирпичей» и показать необозримые горизонты возможностей равноправного построения общества.
Главное заблуждение марксистов XIX-го в., а, позже - большевиков, в возведении научного метода диалектического материализма до уровня религии; в абсолютной безаппеляционности своих доктрин. Поэтому они не изучали опыт утопического социализма, а лишь систематизировали его, вставив в свою эволюционную цепочку развития мирового процесса классовой борьбы. К сожалению, те, кто формировал идеологию большевистской партии, не читали (да им это было и не нужно) ни «Эутопию», ни «Нового христианства» графа Клода Анри де Рувруа Сен-Симона, ни «Теорий…» Шарля Фурье и его «Нового хозяйственного социетарного мира», ни трудов Роберта Оуэна по «посёлкам общности и сотрудничества» и «Новой гармонии». Во времена рождения русской социал-демократии эти труды не были доступны на русском языке. Большевики ограничивались выкладками, сделанными Марксом и Энгельсом, самовыражение которых в германском постлютеранском ментальном поле не выходило за рамки диалектического, или исторического материализма. Для авторов «Манифеста Коммунистической партии» не было необходимости осознавать и творчески перерабатывать мiровоззренческий опыт социалистов-утопистов, или давать ему герменевтическое толкование, к чему они вообще не были способны.
Германская социал-демократия была глубоко антирелигиозна по духу: «Христианство и социализм относятся одно к другому, как огонь к воде» (Бебель).*
*Замечательно, что у Святых отцов огонь - элемент ангелов, а вода - бесов.
Именно с подачи «классиков марксизма» словосочетание «утопический социализм» приобрело уничижительно субъективный характер. Они лишь положили скромный букетик к памятнику социалистов-утопистов, отметив их место в своей стройной идеологической системе. Анархисты не удостоились и букетика от эсдеков, т.к. с ними марксисты вели политическую борьбу за первенство в I-ом Интернационале. Борьбу эту марксисты не выиграли, но проиграл Бакунин. Марксисты стали править Интернационалом и он перестал быть рабочим, а стал пролетарским. Многими основополагающими идеями анархистов эсдеки пользовались, как своими, когда им это было нужно.
Социал-демократия германского толка, на основе которого было выстроено политическое учение, как всей Российской марксистской социал-демократии, так и большевистской партии Ульянова-Ленина - научная смесь материалистической философии и политэкономии. По сути своей это идеологическое наукообразное учение, пытающееся исследовать законы развития человеческого общества и ставшее догматическим учением, поделившим человечество на классы по имущественному принципу и обосновавшим борьбу «проклятьем заклейменных» за перераспределение материальных благ.
Большевизм и марксизм-ленинизм - это атеистическая воинствующая религия, для заигрывания с народными массами верующих использующая и христианские заповеди в осуществлении своих политических целей. Но, в условиях обретения власти, как показал печальный опыт России, большевизм борется с религией, как с «мрачным пережитком прошлого» и уничтожает христиан и христианскую культуру.
Попытки нынешних пост-большевиков обрядиться в православную ризу - не более чем политический ход. Для внутреннего изменения им требуется отказаться от марксистско-ленинской философии - одной из составляющих их идеологической платформы, а на это они вряд ли пойдут в ближайшее время.
«Коммунистическая революция была оригинально русской, но чуда рождения новой жизни не произошло, ветхий Адам остался и продолжает действовать, лишь трансформируя себя. Русская революция совершалась под символикой марксизма-ленинизма, а не народнического социализма, который имел за собой старые традиции… Марксизм-ленинизм впитал в себя все необходимые элементы народнического социализма, но отбросил его большую человечность, его моральную щепетильность, как помеху для завоевания власти. Он оказался ближе к морали старой деспотической власти.» (Н. А. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука. 1990).
С другой стороны, большевизм - не есть коммунизм, а лишь одно из учений коммунистического толка, с претензией на исключительность. Даже в марксистском направлении коммунистического учения те, кто творчески осмыслил и развил марксизм в национальных рамках, сумели преодолеть поражение СССР в III-ей Мировой войне и развал Единого рабочего движения. В первую очередь это - коммунистические партии Кубы и Китая.
«Как в революции, так и в строительстве надо идти своим собственным путём»…
«Мы будем продвигаться вперёд постепенно, после каждого сделанного шага подытоживать опыт и сразу же исправлять то, что окажется неподходящим. Но эти исправления не коснутся главного, основной курс останется неизменным». (Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. М. Политзидат. 1988. С. 105, 114).
В коммунизме, как теории социально-экономических реформ, в научной его части, можно выделить три главных направления: крайний коммунизм, анархизм и социализм.
Если обратится к первоисточникам родоначальников коммунистической теории, то мы обнаружим, что большинство из них стоят на позиции идеалистической философии.
Первым коммунистом можно считать Ликурга - спартанского реформатора-законодателя. Очень ярко и последовательно строит свою теорию коммунизма Платон. После него были последователями Плотин и Ямвлих. Но, т.к. почвы для развития коммунистических теорий в то время не было, то это учение внешне затухает, поддерживаемое лишь в мелких тайных обществах вроде гностиков.
Христианство впервые показало греховную сущность социального неравенства. Призывая возлюбить ближнего, как самого себя, указывая на то, что служащий «более чем возлежащий», Спаситель выступал против рабства. Выступал за то, чтобы слушающие Его увидели в основных средствах производства рабовладельческого строя - в первую очередь, человека, своего брата в Адаме; а для своих последователей, и в нём - Новом Адаме.
Иисус обличал богатых, стяжателей, угнетателей «малых мира сего». Он прямо говорил, что Царство Небесное не предназначено для богатых, уповающих на своё богатство: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19, 24). Что было настолько непостигаемо для мировоззрения того времени, что повергало в смятение даже ближайших учеников Иисуса.
Имущие сословия Иудеев, искавшие Его поимки, видели в Нём, в первую очередь, опасного вожака бедноты, «диссидента», который разрушал устои и традиции их общества. Традиции, в которые они сами уже не верили, но которые позволяли им управлять массами народа. Иудейская знать безбедно существовала и под Римским владычеством. Они боялись народного восстания против Римской империи, которое могло принести ущерб их состояниям и имениям.
Но, сам Иисус Христос всегда останавливал своих почитателей, которые видели в Нём лишь политического вождя, справедливого претендента на царский престол, пришедшего для того, чтобы восстановить законное царство справедливости в Израиле. Спаситель указывал на то, что неравенство и несправедливость, которые существуют в обществе, а также страсть обогащения, которая порождает многое зло в мире, происходят от прародительского порабощения человеков своим собственным грехам. Мессия учил о том, что Царство справедливости - Царство Божие - следует сначала строить внутри себя, избавляясь от той скверны, что исходит от сердца «ветхого» человека. Цель Его прихода на Землю - не устроение справедливого человеческого царства в одном отдельно взятом Израиле, а победа над человеческим ветхозаветным созанинем, основанным лишь на следовании Закону и карой за его невыполнение.
При этом, Господь Иисус Христос указывал на то, что достижение Царства Небесного невозможно без нравственного совершенствования самого человека, которое происходит в «искании» и обретении Царства Божия и правды Его внутри себя. Т.е. формирования такого состояния души, когда человек весь свой разум, сердце и чувства полагает в любви к Богу и ближнему.
Философию христианского социализма продолжают разъяснять апостолы Христовы. Развитие общинного устроения, проповедь социальной справедливости, идеологическая борьба против рабства - часть учения апостола Павла. Его жизнь - яркий пример христианского подхода к коммунистическому переустройству общества: «чтобы изменить мир - сначала изменись сам». Он был знатным и богатым Иудеем, но отказался от всего, стал зарабатывать на хлеб своим трудом, выдвинул принцип: «если не работаешь - то и не ешь».
Яркий пример обличения богатых читаем у апостола Иакова:
«Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет; и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания» (Иак. 5. 1-5).
Далее апостол увещает своих братьев по вере:
«…братья, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждёт драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши; потому что пришествие Господне приближается. Не сетуйте братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей» (Иак. 5, 7-9).
Средства, к использованию которых призывает христианский коммунизм, резко отличаются от средств и методов, к которым позже призывали социал-демократы. Христианство призывает начинать исправление с себя, призывает к долготерпению, увещевает богачей, призывает к миру и братотворению.
«Социализм призывает к классовой борьбе, к вражде. Христианство - к согласию и любви. Для первого - борьба есть средство захватить власть; для второго - мир есть основа всей культуры, есть условие, необходимое для существования на земле благодатного Царства Божия, т.е. господства правды и справедливости… Социалисты стараются раздуть недовольство пролетариата и подготовить почву для мятежа. Христианство, в лице своих усердных последователей, ищет способы к уврачеванию социальных недугов и созданию условий, благоприятных для поднятия нравственного и материального благосостояния рабочих. В заботах о сохранении высших благ, завещанных Христом, истинные друзья народа выступают на защиту дорогих святынь его духовной жизни, попираемых врагами, выступают с мирными способами борьбы во имя Христа, принесшего на землю мир и людям благоволение, заповедовавшего любить и за зло платить добром» (В.К. Саблер. О мирной борьбе с социализмом. Т. 1. предисл. III и IV).
«И христианство признаёт зло в неправильном распоряжении богатствами, признаёт зло в обездолении бедных людей; но оно ведёт войну с этим злом, прежде всего, путём борьбы психологической. За последнее время оно в этом отношении стало ещё на путь борьбы экономической, но борьбы мирной, в форме христианской взаимопомощи, путём кооперации христианских обществ, путём благодетельных мирных реформ…
В первые же времена своего разцвета христианство организовывалось даже в активные и уравнивающие своих сочленов ассоциации взаимопомощи; но только эти ассоциации, по словам знатока христианской истории Р е н а н а (Ренан. Апостолы. Перев. Святловского. С. 87, 94, 95), отличались от современных нам коммун тем, что они имели религиозную основу, которой нет у современного социализма, создающего сообщества без основного связующего людей элемента - любви христианской.
Итак, был и христианский социализм; может он возродиться и вновь» (М.В. Лодыженский. Свет незримый. М.-Новосибирск. «Русское слово»-«Русский архив». 1992. С. 287-288, 289).
Позднее, когда прекратилось гонение на христиан и Римская империя внешне приняла христианскую идеологию, косное человеческое мышление оказалось неспособным, в массе своей, отказаться от «ветхозаветного» социального устройства. Те, кто не желал идти на компромиссы с обществом, уходили в пустынные места. Там они организовывали монашеские братские общины, в которых могли нелицемерно исполнять Христовы заповеди, в том числе и по устройству общественной жизни в братстве, равноправии и нестяжательстве. На коммунистических принципах строились и рыцарские ордена.
На Руси издавна существовало понимание «Воли» - уважения свободы человеческой личности в Боге. К такой Воле стремились русские люди, уходя в казачьи земли, на Русский Север, на восток - в поисках легендарного Беловодья, или земли блаженного Макария. Воля, как понимание внешней свободы, в русском языке ононимично воле - как психическому действию, направленному на сохранение личности в традиционном морально-нравственном поле.
Возрождение коммунистической идеологии - как политического учения на Западе относится к XYI веку. Реформация вскрыла много недостатков социальной жизни, врачевание которых вновь обратило внимание на коммунистические теории. В Германии Фома Мюнцер выступал, как представитель революционного коммунизма. В то же время, в Англии выступает Томас Мор со своей теорией в романе «Эутопия». Следующим видным теоретиком можно назвать Кампанелла, автора сочинения «Civitas salis». Несколько позже замечателен своим воззрениями Морелли.
Ещё Сен-Симон в своём сочинении «Новое Христианство» пытался пробудить в духовенстве сознание его обязанностей перед народом. В его плане будущего государственного строя первенствующее место занимает духовенство, а суть этого строя в обеспечении благосостояния «класса наиболее многочисленного и наиболее бедного». «Истинное христианство должно сделать людей счастливыми не только на небе, но и на земле», - писал он.
Многие позднейшие социалисты, например Бюше, Эскирос, Кабе, доказывали полное соответствие своих идеалов с христианством, а последователи Сен-Симона, например Исаак Перейра и Густав д,Эйхталь, развивая далее теократический элемент «Нового Христианства», советовали обратиться к теократии уже существующей, возложить на неё заботу о рабочем классе и беднейшей части народа и воспользоваться, таким образом, моральной силой христианства для решения социальных вопросов.
В настоящее время католическая часть христианского мира, в лице своих вождей признали необходимость выработки программы преобразования мира на идеях присущим массам верующих, - идеях равенства, свободы, братства, мира, трудолюбия, то есть стремление к социальному благоденствию облекать в религиозные формы.
Наиболее ярко такое направление реализации Царства Божьего в мире людей оформилось в странах Латинской Америки под общим названием «Теология освобождения».