Итак, винный сервис. Подхожу к столу, один из экзаменаторов одет уж очень fancy, как будто дело не в Израиле проходит, а в мишеленовском ресторане на три звезды где-нибудь в Манхэттене. Наверное, ресторанный селебрити какой-то, но я их не очень хорошо знаю. Держит в руках Ярден Мерло 1988, пытается его открыть, говорит, что у этих вин с пробками дела уже не очень хорошо обстоят. Ну, мне надо же как-то впечатление произвести, говорю: «с цыганским штопором было бы легче». Его взгляд оживляется, смотрит на меня с интересом: «а у тебя при себе есть?». Очень хочется ответить: «Что вы, дяденька, я же не настоящий сварщик», но вместо этого просто развожу руками.
Бутылка открыта, пробка в относительно хорошем состоянии. Мужик смотрит на меня, наливает чуток в бокал, и спрашивает: «ок, ты в ресторане, гости заказали у тебя вот эту вот бутылку, что делаем?». Нюхаю вино - запах там уже, конечно, хорошо в портвейновые и мадейровые тона ушел, «эта молодая уже очень давно не молода». Пробую. На удивление, вино вполне можно пить, даже получаешь определенное удовольствие - и не только от понимания, что бутылке тридцать лет. Даже чуток израильской джемовости во вкусе еще различим.
Ну, говорю, тут момент сложный. С одной стороны, надо бы в декантер, как минимум для того чтобы осадок гостям в бокалы не попал, да и запах иногда бывает у старых вин достаточно затхлый, аэрация может помочь. С другой стороны, я конкретно это вино не знаю - оно может за пять минут в декантере на составные части рассыпаться.
Мужик выглядит не очень довольным, но я честно не знаю, что можно было бы еще сказать. Быстрый вопрос про температуру подачи - хоть это несложно: простые шампанские, винтажные шампанские, «простые» белые без дуба, белые выдержанные в бочке, сладкие, легкие красные, потом тяжелые красные - сколько градусов идеально для каждого.
- Какие вина надо декантировать?
- Ну или старые, как мы говорили только что, учитывая все эти моменты, или явно редуцированные, или совсем уж молодые, чтоб чуток алкоголь убрать.
Рядом с ним череда бокалов - спрашивает какой для чего. Там тоже несложно, но я опять таки решил выпендриться, сказал, что флют для шампанского (какой-то он совсем странный был) - по последним веяниям моды уже не очень комильфо считается, а тот бокал что у них стоит - это даже не флют, а скорее Riedel-овский бокал для аперитива. Экзаменатор показал легкое недовольство.
Надо бы мне здесь остановиться, но Остапа несло все дальше и дальше… Дали бутылку шампанского в руки, сказали, что последняя, просили не открывать, а просто рассказать, как буду открывать. Тут я реально сам себя поставил на грань провала, и решил, что можно им и про сабраж рассказать. Где-то посередине темы лицо мужика окончательно потемнело, я остановил себя на половине фразы, сказал: «впрочем, в ресторане, мы конечно, ничем подобным заниматься не будем никогда», и показал как бы открывал это чертово шампанское. Это все тоже несложно, если не выпендриваться, конечно.
«Вот вино, налей гостю в бокал». Налил. Не «по самые помидоры», как в самых даже лучших израильских ресторанах официанты частенько наливают, а нормально.
- Почему столько?
- Ну чтобы вращать бокал можно было нормально, не рискуя соседей вином разлить, да и нюхать так удобнее…
- А еще почему?
- Если слишком много наливать, то вино быстро нагреется в бокале.
- Для каких это вин верно?
- Для белых …, с другой стороны, в израильском климате, летом и с красными такой вариант вполне возможен.
- А еще почему?
Так я и не понял, что он от меня хотел услышать.
«Спасибо, можешь идти», с не очень понятной миной на лице сказал экзаменатор.
Ладно, погибать так с музыкой…
- Извини за наглость, можно я себе полбокала мерло 1988 налью?
- Да, конечно.
Не очень хорошее у меня осталось чувство от этой станции, возвращаюсь обратно в зал, а там уже все любители отстрелялись, и профессионалы тоже на 99% закончили соревнования.
Дворкин поймал за лацкан Галя Зогара, одного из двух экзаменаторов со слепой дегустации, перепроверил, что он правильно сказал про Пино Гриджио. Все верно. Молодец. Подхожу к нему, спрашиваю правда ли, что у меня в бокале была «Гамла мерло». Он говорит, что не помнит точно, но вроде такого вина не было, и лучше всего спросить у Итая Глейтмана. Не могу его найти. Потом выяснилось, что ему ровно в это время сообщили, что газета «Га-Арец» решила сократить винную рубрику, а его вместе с ней.
Ну, думаю, все - слепую дегустацию провалил, подачу провалил. Одна радость - мерло 1988 на халяву попробовал. Тут как-раз начали открытые бутылки Yarden Blanc de Blanc вносить, похоже, что именно их открывали предыдущие конкурсанты.
С игристым жизнь как-то резко начала налаживаться. А еще через пять минут начали объявлять результаты. Сразу сказали, что назовут только имена прошедших в финал, а всех остальных на выходе ждет утешительный приз - бутылка вина. Не знаю, как так получилось, но фортуна пощадила мои нервы: из списка прошедших в финал «любителей» меня объявили первым! Чуть позже назвали Дворкина, Серхио, и еще двух знакомых по дегустациям товарищей.
Финал через полтора месяца.
Интересно, где заканчивается подготовка к экзамену, и начинается алкоголизм?