(no subject)

Dec 25, 2013 15:55

Наверное, больше всего в своей жизни я видел сценических версий пьесы Чехова "Вишневый сад". Видел постановку с прекрасным актерским ансамблем в Современнике, видел "Сад" в МХТ (спектакль Адольфа Шапиро с Ренатой Литвиновой в роли Раневской - мой любимый спектакль по этой пьесе, смотрел неоднократно; особенно если сидеть на первом ряду партера - это просто счастье); интересную авторскую трактовку Эймунтаса Някрошюса с нашими артистами: из зарубежных версий - безумно мне понравившийся спектакль шведского Королевского Театра Драматен, ужасный  псевдоспектакль Люка Персеваля... Если так дальше вспоминать, то еще 4 или 5 "Вишневых садов" я припомнить смогу...
И вот вчера - "Вишневый сад" в постановке Марка Анатольевича Захарова... Я предвзято отношусь ко всему, что делает Марк Анатольевич и что появляется в репертуаре театра Ленком. На его кинематографическом творчестве я воспитан с детства, его спектакли - это первые и самые сильные мои театральные впечатления. Я обожаю  его стиль, его режиссерский почерк, я принимаю то, что он делает, безоговорочно, я не вижу в его спектаклях никаких недостатков.
В театр Ленком я хожу уже с 2002 года, и всегда испытываю восторг от того, что там просматриваю. За эти годы был лишь один спектакль, который мне не то что бы не понравился - он просто оставил меня практически равнодушным - "Укрощение укротителей" (между прочим, это был не захаровский спектакль, да и держался в репертуаре он недолго). Я смотрел постановки Ленкома по многу раз - я до сих пор могу цитировать наизусть целые сцены из тех же "Королевских игр", "Шута Балакирева", "Юноны и Авось"...
И вот "Вишневый сад". Я вчера увидел то, что хотел увидеть и что ожидал увидеть. Я допускаю, что некоторые профессиональные зрители, критики могут видеть в этом спектакли какие - либо промахи или недостатки, но для меня недостатков здесь нет. Есть тот самый режиссерский почерк, есть фирменный ленкомовский стиль.
Пьеса сокращена - нет пространных монологов чеховских персонажей, все эти монологи внимательный зритель прочтет в глазах актеров, есть только действие, действие  еще раз действие, - никаких "лирических отступлений". Темпоритм спектакля стремителен, почти как в кассовом голливудском кино - современного зрителя стараются не утомлять длительными размышлениями и страданиями всяческих епиходовых.
Отдельный разговор - музыка в спектакле. Композитор и аранжировщик Сергей Рудницкий, которого лично я считаю самым лучшим автором музыки к драматическим спектаклям, в очередной раз создал музыку редкостной красоты, идеально подходящей к сценическому действию, к атмосфере пьесы. Что особенно поражает - музыкальные темы спектакля во время действия исполняет камерный ансамбль под руководством автора музыки (поражает, так как в большинстве своем сейчас в театрах по разным причинам, в том числе и уважительным предпочитают использовать в подобных случаях фонограмму). Марк Анатольевич пишет в одной из своих книг, что порой музыка в театре может сказать то, что не по силам человеческой, актерской речи и слову писателя (это не буквальная цитата, а моя попытка своими словами передать мысль автора). Так вот эту мысль вполне можно отнести ко всей театральной музыке Сергея Рудницкого. Если вспомнить, какие замечательные темы звучали в спектаклях "Варвар и Еретик", "Мудрец", "Плач палача"... Жалко, что это не выпущено на CD...
Безусловно, главное в спектакле - финал. Пройдет лет пятьдесят, у меня, возможно, будет склероз, я не буду помнить виденные мной спектакли в деталях, но вот финал "Вишневого сада", а также финалы других спектаклей Марка Захарова я буду помнить всегда...
Фирс произносит свой последний монолог, исчезает в глубине сцены, в темноте. Дом помещицы Раневской, "условно" созданный на сцене разрушается: невидимые глазу зрителя крепления, держащие элементы массивной декорации волшебным образом исчезают; стены дома, лишившись опоры и креплений, по очереди, с оглушительным грохотом падают на сцену; лопается большая электрическая лампа, освещающая сценическое пространство. Темнота. 15 секунд тишины. Свет. Знаменитые ленкомовские актеры выходят на поклоны. Как всегда - море цветов... 

театр

Previous post Next post
Up