Продолжаем рассказ о прогулке по промышленному району у станции метро «Полежаевская». С первой частью повествования можно ознакомиться
здесь.
Каждую из фотографий можно посмотреть в полном размере, нажав на изображение.
Мы вышли на Магистральный переулок, свернули на 5-ю Магистральную улицу и подошли к забору Московского мельничного комбината № 3.
Забор Мельничного комбината № 3
У этого предприятия на заборе отлиты своеобразные гербы с колосьями в духе советской геральдики.
Колосья на заборе мелькомбината
Столбы забора увенчаны чугунными шишками.
Чугунная шишка
В начале 1943 г. в Москву из осаждённого Ленинграда доставили мукомольное оборудование одной из секций комбината им. С. М. Кирова. Было решено построить в столице второй крупный мелькомбинат, для чего передали пострадавшее от бомбардировок пятиэтажное здание бывшего склада Главунивермага в районе Магистральных улиц. Московскую сортовую мельницу № 3 запустили 20 декабря 1944 г., а в 1949 г. она стала Московским мельничным комбинатом № 3.
Оглянемся и посмотрим в сторону Хорошёвского шоссе.
5-я Магистральная улица
Заросли левее фонарного столба находятся на участке учебного заведения, откуда мы и пришли, - его последние этажи малинового цвета выступают из-за листвы. Под ближайшим изгибом трубопровода находится проходная мелькомбината, а справа на снимке, возле ёлочек, - здание домостроительного комбината.
Теперь посмотрим на мельничный комбинат. Вот одно из его зданий.
Одно из зданий Мелькомбината № 3
Оно столь большое, что не помещается в кадр. Рядом с ним расположены другие, не менее крупные, строения.
Здания мелькомбината
Опустим взгляд: под трубопроводом видны двое чёрных ворот, в которые заходят поезда с зерном. Чтобы чрезмерно не занимать автомобильные дороги города, мелькомбинат имеет свою железнодорожную ветку, выходящую как на Белорусское направление, так и на Малое кольцо Московской железной дороги.
Ворота для поездов
Мы немного прошлись по ней.
Путь к Белорусскому направлению Московской железной дороги
Недалеко от переезда стоит старый светофор с такой же нижней и центральной частями, что у фонарей уличного освещения 1950-х гг. Уверенно предположу, что он появился здесь вместе с мельничным комбинатом.
Железнодорожный светофор на ветке Мелькомбината № 3
А где же хранится зерно? В состоящем из цилиндров здании элеватора, как раз его мы и видели через забор учебного заведения. Первую очередь сооружения ввели в эксплуатацию в 1949 г., что и позволило мельнице стать комбинатом. Этот снимок сделан с 1-й Магистральной улицы, где у мелькомбината тоже имеется проходная.
Элеватор Мелькомбината № 3
Пора двигаться дальше.
Клумба в промзоне
Глядя на снимок, разве подумаешь, что находишься в промзоне?
Миновав завод по ремонту автокранов, мы прошли под мостом Звенигородского шоссе.
Завод по ремонту автокранов
Кстати, этот завод не так давно располагался у Шелепихинского моста, но его перевели сюда, чтобы построить станцию метро. Казалось бы, простое здание из силикатного кирпича, однако есть карнизы над окнами и под крышей. И промышленная архитектура должна радовать глаз.
На 1-м Магистральном тупике раскинулся широкий газон с полевыми травами. В советской Москве они росли повсюду, будучи приютом для множества полезных насекомых. Кстати, сейчас при озеленении города стали постепенно возвращаться к такому виду газонов, высаживают и растения с высокими стеблями.
Газон с полевыми травами
Там же стоял венгерский автобус «Икарус» 256-й модели. Мне «Икарусы» запомнились уютным салоном и удобными креслами, вместительным багажным отсеком и приятной ездой.
"Икарус"
Затем мы вышли к путям Малого кольца Московской железной дороги в том месте, куда добрались
летом 2013 г.
На путях МК МЖД.
Тогда мы прошли под мостом и, не увидев станционное здание из-за зарослей, прервали путешествие и сели в автобус. Если на верхнем снимке отображён вид в сторону проспекта Маршала Жукова, то здесь мы смотрим в направлении Красной Пресни (прямо) и Шелепихи (дома и деревья справа, за вагонами).
На станции Пресня
На перроне установлены приятные фонари, станция утопает в зелени. Здесь фотоаппарат направлен в сторону проспекта Маршала Жукова.
Перрон станции Пресня
Вот здание с залом ожидания и помещениями управления станцией. Скоро здесь откроется музей Московской Окружной железной дороги. Изначально дорога была отдельным предприятием, но после образования Московской железной дороги в 1959 г. вошла в её состав как Московско-Окружное отделение, Малым кольцом её стали называть для отличия от Большого кольца Московской железной дороги.
Мост к залу ожидания
Зал ожидания находился на втором этаже, поэтому к нему с перрона ведёт мост с навесом. Изначально на Московской Окружной железной дороге было пассажирское движение, однако в 1930-е гг. его закрыли и восстановили в 2016 г., причём пассажиры не пользуются ни одной из старых станций, для них в других местах построили новые сооружения.
Вот ордер одной из колонн.
Колонны на станции Пресня
Человека не должны окружать сплошь плоские и острые предметы, поэтому и делали лепнину, создавали другие украшения.
Спустившись по лестнице на уровень земли, мы пошли к автобусной остановке, откуда отправились на Шелепиху.
Лестница с перрона станции
Посмотрим на Фили, спустившись к воде на Шелепихинской набережной.
Вид на Фили с Шелепихинской набережной
Ещё стояли краны в Западном речном порту, земли которого отдали под жилую застройку. В центре виднеется здание Гохрана России, бывшего Комитета Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням, сейчас его облицевали серой плиткой, а тогда стены были украшены сиреневым металлом, лёгкость постройке придавали как ребристость листов металла, так и тонкие декоративные алюминиевые колонны во всю высоту сооружения. Слева за деревьями, на Шелепихинском берегу, стоит пристань Мелькомбината № 4. С неё разгружались суда с зерном, которое по подземному тоннелю подавалось на предприятие.
Вот и сам комбинат. Тогда он ещё стоял, а сейчас здесь высятся 40-этажные громадины.
Мелькомбинат № 4
Снимок сделан, когда мы шли вдоль путей Белорусского направления Московской железной дороги, её мост пересекает Москву-реку как раз на Шелепихе. Дойдя до платформы Тестовская, мы сели на электричку - наша прогулка подошла к концу.
До новых встреч!