Карелия 2010. Река Воньга. Эпизод V "Сухой гнев повелителя грибов и яблок"

Jul 10, 2011 20:34

25 июля 2010 года. День, к который Леша Ш побрился, а Еж изощрено мстил.

забегая вперед, вечер на пороге Сухой...

Знаете, кажется нам даже удалось встать по-раньше! Ну, по крайней мере Мишане, Лехе Ш и мне. Мы с предвкушением чего-то неизвестного смотрели на утренний туман над озером, слушали крики какой-то неведомой звероптицы и кипятили водичку для завтрака. Однако же, когда котелок прошелся первыми пузырьками кипящей жидкости, группа еще сопела-пыхтела по палаткам и говорила только: "Мммды-ды-ды, ужы-ужы, вот-вооот, хрррр..." Я занялся тем, что начал ходить по палаткам и будить народ, а Леша Ш гордо заявил: "А я вот, как человек побреюсь с горячей водой! А что?! Даже нацисты не гнушались бриться с горяченькой, по-человечески! Почему ж я не могу?!" Так один котелок ушел на бритье, что совершенно не повредило общему завтраку, ибо когда люди наконец собрались его готовить, вода нашими стараниями уже вскипела заново.

Леха Ш и Мишаня скептически настроены относительно скорой готовности еды...

Бригада ждет еды

Завтрак сегодня готовила Катя, а варила она пшенку со сгущеночкой - хорошо у нее получилось! Еще мы уговорили печенья и сухариков, потому что запасы этого барахла позволяли его расходовать с учетом скорого окончания маршрута. А вот Бодрости оставалось все меньше, и я уже совсем натужно думал, как бы нам уложиться в график ее потребления. Видимо, придется пытаться выкупать-выменивать ее у братков-туристов.

Катя же нашла себе новый вид развлечения - стала делать вязанки из каких-то невиданых травок. "Ой, это же зверобоеможжевельник! Он помогает от ментального геморроя и иссушения носовых пазух!" - возбужденно восклицала она, наткнувшись на очередное растение, и собирала увесистые кусты, рассовывая их по своим и чужим вещам - авось пригодится!

Катя с Алисой за поеданием и приготовлением завтрака

До, после и во время завтрака мы с Лешей К клеили Новобуханазер. Ох, уж бывало выглядела его шкурка... Ну оно и понятно, байдарочка-то ходит уже 10 лет без перерыва. Проклеили и приступили к загрузке, водичка в челн Леши К вроде не набиралась. Загрузились и отошли мы в 14:30. Сверившись с картой и навигатором, мы взяли курс на юг - в сторону истока Воньги. Погода была неплохой, солнце не палило, но и холодно не было, греблось в удовольствие. У входа в Воньгу нас поджилал непримечательный перекат, который все прошли чисто. Экипаж Мишани, как обычно, шел впереди, браво вымахивая веслами. Остальные держались за ними, стараясь несильно растягиваться. Вот тут и была допущена единственная штурманская оплошность, стоившая нам в итоге лишних 7 км на веслах. А дело все в том, что в навигатор были забиты точки, и, видимо, именно в этом месте забиты не совсем точно, поэтому выйдя из Гагаринского озера в небольшой заливчик и засмотревшись на поля кувшинок, мы пошли на запад по озеру Кодагуба, вместо того, чтобы двинуться на юг в сторону, собственно, Воньги. Поскольку навигатор указывал только вектор на следующую точку, мы и намотали по Кодагубе 3,5 км до тупика, а потом 3.5 км обратно до кувшинок. Надо сказать, до тупика греблось прекрасно - ветер подгонял в спинку, настроение было прекрасным, лодки шли легко. А вот обратно было тяжелее... Обидно было за потраченое время, да и ветерок дул уже в личики. Но тем не менее, настроение все равно было замечательным! В конце концов - какие ж мы раздолбаи и идиоты, если не совершаем таких ошибок?!?! (Вот только что позвонила Алиса и напомнила, как я послал кувшинки лесом, выбрав короткий путь к Воньге и отказавшись подходить к ним близко - такой вот я суровый хрен) Наконец-то вернувшись на нужный курс, мы скоро оказались у порога Прямой.

Порог Прямой назван так неспроста. Дело в том, что он действительно прямой, относительно протяженный (ну, скажем, 250 м), но без малейших изгибов - все очень просто и тривиально, прямо как в Праге! :) Каких-то особых примет в пороге нет. По сути - это крупный перекат. Для успешного прохождения нужно просто идти по струе, мониторя возможные камушки. Идется просто и весело, весла машут, а водичка безобидно плещет на матроса. Кстати, перед входом в порог есть очень неплохая вместительная стоянка, правда с небольшим уклоном. Зато на ней болтается рында - очень хорошо для побудки группы! :)

Однако, я все же вылез на берег посмотреть в даль на порог. С высоты стоянки перед порогом ничего особенного я не увидел, если не считать ту самую рынду... Вернулся в лодку, сказал всем молотить веслами по валам и струе и сам же пошел вперед. Рассказать про Прямой больше как-то и нечего. Препятствие это радует само по себе в силу присутствия на маршруте, но, конечно, матерым водникам оно ни в РККА, ни в сами знаете куда. Ну а практически сразу за порогом Прямой, как не трудно догадаться, идет порог Кривой! :) Вот это уже интереснее!

Порог Кривой опять таки назван не от дубаря! Он и правда кривой, особенно после Прямого. Во многих лоциях эти два порога объединены в один, при этом Прямой является первой ступенью Кривого. Ну совсем запутал, да?! :))) Так вот, несмотря на то, что он кривой, он очень даже весел! Метод прохождения идентичен общевоньговскому принципу - греби по струе, следи за камнями, помни, что скорость должна быть хоть немного положительной относительно скорости воды, иначе ты уже не идешь, а плывешь, а плавает сами знаете что! :) Длина порога - на взгляд что-то около 500-600 м, этим он и забавен. Прешь по нему, петляешь туда-сюда, уклоняешься, а он все не кончается и не кончается! В самом конце порога, в выходной шивере в середине струи лежит хитрый камушек, как мы на него не попали, не понимаю до сих пор :) За порогом на правом берегу неплохая стоянка.

В порог Кривой мы пошли без просмотра, тем же порядком, каким шли Прямой. Кривой, конечно, значительно интереснее. Там мы хорошо прокатились! В принципе тоже все просто - нужно идти по струе, уклоняясь от камней. Траектория движения очевидна с воды, большая часть камней тоже на виду, кроме последней части порога - выходной шиверы. Пока шли Кривой, я все думал, когда же он закончится-то?! Вроде гребем-гребем, а впереди все новые камни, да языки. Мы прошли и Прямой и Кривой совершенно чисто, последний с большим удовольствием! :) Проскочив шиверу в конце порога, мы встали в улово и стали ждать остальные экипажи. Бригада Идиотизма вырисовывалась за порогом четко по времени - экипажи выходили один за другим, парочка влетела на камень на выходе, но когда все скучковались и ободрились, выяснилось, что водички ни у кого нет. Кажется после этого порога Андро заявил, что у него к концу прохождения горели руки с веслом - перенапрягся Братик видать, но да все к добру - прошли-то качественно! Уже поджидая группу, я понял, что забыл надеть каску еще перед Прямым. Но оно и правильно! По-хорошему каска на Воньге нужна только на Вякере, ну или если Собачий идти. Хотя, конечно, жизнь полна сюрпризов и береженого Еж не трогает...

На стоянке за порогом были два мужичка на Щуке, возможно, они и проходили мимо нас утром. Они рассказали, что сегодня уже устали считать, сколько народу посидело на "выходном" камушке. Мы что-то их спросили про бочки... Вроде бы в одной из лоций сказано, что в Прямом или Кривом есть бочки - так вот это фигня полная! Бочки на Воньге есть только на Вякере - так нам эти мужички и заявили, что в целом полностью подтверждается нашими собственными наблюдениями. Еще они сказали, что водичка сейчас выше среднего немного, а если бы малая вода была, мы бы с начала маршрута уже только и делали, что в "кораблики играли".

Ребята были добрые, шли на Щуке, были довольны, отдыхали. На Воньгу ходят уже несколько лет подряд. Эх, вот не пойму, почему не попытался заговорить с ними на тему обмена жидкого топлива на твердое или дензнаки. Это, конечно, моя лажа крупная... Ну, поговорили с мужичками и пошли дальше! А ждало нас впереди озеро Столбовое. Правда перед ним был еще незначительный перекат... И вот опять-двадцать-пять - взял и порвался на нем Леша К! Как так, почему не на порогах-то?! Может, проклеились плохо, или шкура совсем уж сдавала... Ну так или иначе, прошли мы перекат, Леша К, как обычно, замыкает шествие и сообщает, что водичка у них. А встать ну просто негде! Идем, ищем место... А места все нет, уже вышли в Столбовое, где-то тут по левому берегу должна быть "отличная скрытая стоянка" по карте Александра Макарычева, но найти ее не можем - видать, уж больно скрытая. Идем вдоль левого берега, "Паааш, мы тут вообще-то уже тонем..." - говорит Леха К, дело худо. Видим песчаную косу метра в полтора шириной, а за ней травянисто-кустарно-лесистый берег - делать нечего, пристаем туда. Леха К явно расстроен и подавлен, Катя с Женей еще туда-сюда. Разгружаем Братика, вертим лодку - да, есть пробоины, пара новых, но в основном старая проклейка сдохла. Ну пока ремонт, ясное дело, надо что-нить закусить, раз уж остановились. Ну и Бодрости для поднятия духа... А ее, родимой, все меньше - вот и крайние два литра пошли. Делим шоколадки, свою порцию отдаю Лехе К, ему сейчас оно явно нужнее. Выпивает Братик, жует шоколадки, злится явно, но не сдает - молодец! Помогаем ему с ремонтом, как можем. Починились, подождали мальца, чтобы клей взялся, идем дальше. И практически сразу, как от берега отошли видим ту самую скрытую стоянку - а это все происки сами знаете кого! Ежа, блять, чтоб Андро еще раз дерево живое замучил... Ну да нам оно уже не актуально, мы ведь на марше.

Во многих лоциях сказано, что озеро Столбовое достаточно красивое и приятное. Может, оно и так, только мы этого не заметили, шли напрямик на юго-восток, к выходу из озера. Стоянок прям чтобы прекрасных, често говоря, я не видел, но если поискать, наверняка есть.

Исток Воньги находится в юго-восточной части озера, пропустить его невозможно. Туда мы направились. Разумеется, поднялся ветерок, разумеется опять постоянно отгребаемся правой. Запарил он уже нас капитально, честно говоря. Пройдя немного по реке, миновав остров, мы зачалились на перекур в расширении реки. Сидим, курим, отдыхаем, Бодрость не пьем - экономим... Ветер, нагнанный на нас Повелителем грибояблок, грести мешает даже на реке. Ну отдохнули немного, двинулись дальше. А дальше практически сразу за правым поворотом реки начинается порог Горбатый.

Порог Горбатый назван так по непонятной мне причине. Сам порог достаточно приятный, он начинается на правом повороте Воньги за небольшим озерообразным расширением реки. Порог и река делают левый поворот, а заканчивается порог шиверой, после которой река разливается шире. В струе есть камни, нужно быть внимательным. В 2010 году почти над струей по правому берегу нависало большое упавшее дерево, с которым следует быть осторожным. Тропа для просмотра порога идет по левому берегу, осмотр в принципе удобен, но при наличии опыта, думаю не обязателен. С воды препятствия в пороге читаются хорошо.

Мы зачалились к левому берегу для просмотра, хотя практически все говорили, что готовы идти сходу. Тем не менее, я вылез, чтобы посмотреть порожек и размять косточки. На тропе просмотра я встретил белорусов, которые ходили туда-сюда уже, видимо, какое-то время (возможно, обносили вещи, а сами шли пустыми). Кажется, я посмотрел кусочек их прохождения. Вдоль всего порога я не пошел, уж очень было лениво. Основных результата просмотра было два: 1) дерево с правого берега висит близко к струе, нужно не вписаться 2) на стоянке (кстати, очень даже недурная стоянка прямо над порогом, удобная тропа к ней идет от начала порога) над порогом я нашел каких-то НЕРЕАЛЬНЫХ размеров щучью голову! В ее разверзнутую пасть с легкостью влез бы мой кулак!!! Какого размера была сама рыбина - даже подумать страшно... Так что место там, други, рыбное!

Когда я вернулся с осмотра с рыбьей головой, которую хотел показать Леше Ш, их экипаж уже отчалил и заходил в главную струю - не дождались меня. Пришлось выкинуть голову. Андро с Митяем двинули за Мишаней, мы с Алисой за ними, а завершал шествие героиццкий экипаж Леши К. Мы с Алисой дождались, пока Андро достаточно оторвется и вскочили в порог. На входе в струе есть пара камней, от которых, тем не менее, легко увернуться. Дальше все достаточно просто - молоти веслами, табань, прыгай в языки. За левым поворотом нужно сделать легкий вираж, чтобы обойти гряду камней на выходе из порога, дальше следует шиверобразное завершение, а за ним, нас уже поджидали довольные жизнью экипажи Арго и Фиерии. Рассказали, что вроде кто-от из них что-то где-то незначительно цепанул, но все без потерь. Стали ждать Лешу К. Вот его эикпаж бравенько нарсиовался из-за поворота и заломил крутой вираж перед грядой камней. Может путаю, но вроде ребята где-то там сели и сталкивались веслами, потом проскочили шиверу на выходе и запарковались рядом с нами. За порогом на левом берегу мы снова увидели белорусов, которые то ли загружались, то ли разгружались. Мы все же махнули по маааааленькому ободрению и двинули дальше... В это время Еж проснулся, зевнул и почесал шершавую хвою у себя на спине, а небо на западе незаметно стало затягиваться тучками...

Мы туч пока не замечали, потому как смотрели вперед, там была незначительная шиверка. Прокатились по быстротоку, соблюдая аккуратность, потому что пороги нас до сих пор почти не пороли, а вот шиверки мизерные делали это умело и эффективно... Далее Воньга несколько километров течет относительно спокойно до впадения в Чекозеро. Есть правда там еще один перекатик, сразу за которым река несколько разливается, а в середине этого разливчика находится островок. За этим островком мы какое-то время поджидали Леху К, который подотстал, их лодка снова взялась за свое - виляла безбожно. Пока ждали Новобуханазер и качались на волнах за порожком, увидели набегающие тучки. "Что-то это не к добру..." - подумалось мне. Тучки меж тем наливались чернотой и приближались к нам, а где-то совсем далеко кажется даже раздавалось громовое эхо. Надо было поторапливаться и искать стоянку. А их-то как на зло и не было. Последние замеченые стоянки были за порогом Горбатый на правом берегу. Мы дождались Леху и решили угребаться, Мишаня ушел вперед с целью вставать в первом подходящем месте.

К этому моменту Еж, животное млин, давно уже проснулся и, сделав утреннюю гимнастику, взялся за работу... Мы двигались на юго-восток, сзади нас стремительно нагоняли тучи, при этом раздухарившийся ветер дул нам, конечно же, в морду! Это и было самым обидным - угребаешься как можешь, против ветра, а облака все равно нагоняют тебя сзади, как будто у них моторчик какой есть, и они на нем тоже против ветра прут! Небо было затянуто уже со всех сторон, только впереди, там, куда мы так стремились, было немного менее черно. Вокруг нас то и дело вспыхивали молнии, преследуемые взрывными, каркающими раскатами грома, но, как это не удивительно дождя пока не было... "Дивное дело, может пронесет, а?" - надеялись мы, "Я вам устрою "пронесет"..." - лукаво усмехался Еж из недр багажа Подпоруччика. Мы неслись вперед, что было дури, не дожидаясь отстающих, без остановок на отдых, а берега для стоянок были все так же непригодны. Долго ли еще идти до Чекозера, мы тоже не знали, по идее оно вот-вот должно было начаться, но вы ж знаете как это бывает - когда стремишься к чему-то, что должно начаться ВОТ-ВОТ, оно все никак не начинается, а ты идешь, идешь и идешь вперед, думая, что ВОТ-ВОТ за поворотом, а там снова эхо разносит народную лексику.

В тот момент, когда мы в черт знает какой раз подумали, что ВОТ-ВОТ, на водичке стали появляться первые капельки дождя... Думаю, что на самом деле мы, наверное, были в паре километров от входа в озеро. Очень скоро дождь уже моделировал на поверхности реки макромодели термоядерных взрывов, вступал в неупругие соударения с нашими лицами, барабанил по шкурам байдарок, наполняя водой юбки, шумел в ушах, которые переодически сворачивались в трубочку от раскатов грома. НАМ НУЖНА БЫЛА СТОЯНКА, но лес по берегам был для этого дела все также непригоден. "Стоянки должны быть на озере, о них и в лоциях написано, и по логике как же им там не быть!!!" - непереставая думали мы и гребли вперед, сжимая зубы. Наконец, в пелене дождя вроде бы начали вырисовываться озерные очертания, Мишаня, шедший впереди, зачалился у правого берега и стал ждать остальных. Леха Ш в это время вылез из лодки и утопал куда-то в лес. Когда мы подошли и встали рядом, он как раз вернулся и сообщил, что стоянок в лесу нет, тропинок нет, места для палаток нет и вообще там ни хрена нет. Поджидая Леху К, мы думали два великих русских вопроса по Герцену-Чернышевскому. И если на вопрос "Что делать?!", можно было предложить хоть какие-то варианты ответов, то второй, более глубинный русский вопрос, ставил нас в глухой тупик, причем на колени и на горох! А Еж в это время оргазмически часто и тяжело дышал, раздувая свилеватые ноздри...

Наконец, из пелены дождя нарисовался Новобуханазер. Ребята были явно умотаны, но держались молодцом и на адреналине. Глотнув немного Бодрости для собственно бодрости и сугреву, мы стали взвешивать варианты... Идти в такую адовую грозу по открытым озерным пространствам могло быть достаточно опасно. Все же с детства помнят, что родители не советовали в грозу в прудах купаться... Ждать здесь, причалив к низкому болотистому берегу, окончания дождя - глупо! Дождь и не собирался заканчиваться. Выгружаться в лес - бесполезно. Постепенно стояло ясно, что как-то еще и холодает, если не грести-то. Ну, по Мюнхгаузену - можно было погибнуть или как-то спастись... Поэтому мы аккуратненько, по возможности вдоль берега, один за другим стали выходить в озеро.

Лирическое описание этого озера написать не так уж просто. Чекозеро в принципе не велико. Нам про него рассказать особо нечего, поскольку прошли на одном дыхании, но в лоциях есть упоминания о рыбацких хижинах. Одну из таких хижин мы видели сами. А это значит, что рыбакам там, очевидно, есть чем заняться. Стоянки на озере есть.

Да, так вот, стоянки... Ну есть-то они есть, вот только где именно?! Ни хрена же впереди не видно, а идем мы по курсу, не предусматривающему стоянки здесь. Вжимая буйные головы в плечи во время особо яркых вспышек и раскатов, мы все так же двигались примерно на юго-восток. В месте впадения Воньги озеро частично поросло травой. Мы продирались через нее вдоль берега, сверху на нас обрушивались нескончаемые потоки воды, а снизу на байдарки накатывали волны, отливавшие свинцовым небом, ветер, как и положено, дул в морду. Шли мы частично по точкам навигатора, частично по наитию, ведь, как я сказал, стоянки в навигаторе обозначены не были. Через какое-то время такой экстремальной гребли, мы увидели на проступающем в водной пыли противоположном высоком берегу потенциальную стоянку. Экипажи налегли на весла, что было сил мы рванули вперед, пересекая озеро по середине. Не помню, когда еще за поход я так греб. Думаю, большинство из нас разаделит это мое ощущение! Даже Новобуханазер перестал петлять и несся на всех парах к заветной земле! Дождь заливал нас целиком, все время приходилось вытриать лицо, чтобы хоть что-то увидеть. И вот, в очередной раз отряхнувшись от живительной влаги, я увидел что-то там впереди на стоянке. Сначала показалось, что это лежат штабелями бревна, но когда мы подошли ближе, стало ясно, что это один на другой сложены два или три катамарана - спасительная стоянка оказалась занята...

Нашей печали и злости, казалось, не было границ. Мы полоскались в волнах у берега и думали, что же дальше... Для поднятия духа пришлось накатить Бодрости из уже крайней оставшейся бутылки. Делать было нечего, мы двинулись по озеру дальше в сторону истока Воньги, в надежде найти место ночлега. Там, за несколькими изгибами озера, должен был находится порог Сухой, а на порогах ведь всегда есть стоянки. Нам показалось, что дождь стал стихать, но за этим кажущимся ощущением последовали такие молнии и раскаты, что мы, проклиная все на свете, ломанулись вперед с утроеной силой. А Он в это время, деревянная игольчатая мразь, лежал в сухости и тепле и испепелял нас все новыми и новыми кознями...

Вот берег озера изогнулся один раз, вот второй, вот уже вроде бы начинается сужение реки, ТАК ГДЕ ЖЕ ЭТОТ ПОРОГ-ТО, МАТЬ ЕГО?!?! Гром в очередной раз прервал эту цепочку оптимистических рассуждений и заставил вспомнить какое-нибудь особенно изощренное ругательство. Мы с Мишаней шли впереди всех, за нами, вроде был Андро, а Леха замыкал. Моральный дух наш был, конечно, все еще силен, но постепенно растворялся потоками, низвергавшимися с неба. В тот момент, когда я подумал, что мы могли снова заплутать из-за неточностей прокладки маршрута, в мутной пелене дождя стали вырисовываться очертания высокого берега. Последующая вспышка молнии осветила уже близкий порог, левый берег и крутую тропинку, ведущую куда-то от начала порога. "ТАМ ЕСТЬ СТОЯНКА!!!" - сверкнуло что-то в нашем сознании. Мы с удесятеренной энергией налегли на весла. Мишаня стал проталкиваться к берегу прямо через заходную шиверу Сухого. Мы с Алисой сделали виражик между камнями, но до берега не дошли - уперлись в камушки, пришлось мне вылезать и дотаскивать лодку. Выгрузка была экстренной и молниеносной. Стоянка над порогом на наше счастье была пуста, но и будь она занята, нас бы это вряд ли остановило... Места там было достаточно много, очаг имелся, имелись даже конструкции для натягивания тента. Оттащив очередную герму куда-то наверх и возвращаясь к лодке, я лицезрел причаливание Новобуханазера. Ребяты зашли в начало шиверы, круто развернулись на струе и лихо вырулили в улово у берега, от которого и начиналась тропинка! Леша К был по ходу единственным, кто подошел к берегу спокойно, расчетливо, грамотно и чисто.

Выгрузившись, мы озадачились налаживанием тента и костра. Если с тентом мы более менее преуспели, то с костром нам была уготована отдельная эпопея... Надо сказать, что Митька начал разводить огонь, еще когда мы натягивали Катин тент. Он с умопомрачительной энергоотдачей носился по лесу в поисках дров, сушняка и хоть чего-нибудь сухого. По началу пламя вроде занялось, но было сдуто порывами ветра, мелкие веточки уныло тлели и не давали никакого жара более крупным. К делу подключились мы с Лехой Ш. Очаг практически вместе с нами был дополнительно укутан несгораемым тентом. Леха Ш неутомимо лил в костер бензиин для зиппы, но тщетно. Всякого рода схуие горючие и охотничьи спички не давали никакого результата. Тогда мы начали медленно но верно жечь пластиковые бутылки от Бодрости. Пластмасса горящими капельками прыгала на дрова, которым было по барабану. Такое ощущение, что на километры вокруг рос какой-то специально-обученый лес, который и в воде не тонет и в огне, блин, не горит. С таким я, да и все остальные, столкнулись впервые в жизни! Ну где это видно, чтоб пластиковая бутылка, в которой еще утром плескалась бодрость не горела?!?! Не помогал ни один метод вообще. В какой-то момент, я понял, что надышался парами пластмасс настолько, что в голове уж дурнеет. Тогда я вылез из под тента и стал оддупленно ходить по стоянке в надежде продышаться, а вот Леха Ш остался в этой душегубке, не оставляя попыток и надежд. Ирония судьбы заключалась в том, что порог-то назывался СУХОЙ! И ВОТ НА ЭТОМ СУХОМ ПОРОГЕ НЕ БЫЛО НИЧЕГО ХОТЬ НЕМНОЖЕЧКО СУХОГО, ЧТО БЫ МОГЛО ГОРЕТЬ! Все только тлело, вместе с нашими надеждами на ужин. Пару раз пламя вроде бы охватывало дровишки, но так же неожидано исчезало куда-то, сопровождаемое нашими восторженными высказываниями. В общей сложности мы занимались разведением огня около полутора часов...

За это время почти все уже поставили свои палатки. Отличилась при этом Алиса, которая собрала палатку прямо под натянутым тентом, а потом поставила на выбраное место - хотя бы ночь на Сухом пороге обещала быть СУХОЙ... Никто уже не удивился, когда заторчавший от испарений Леха Ш сказал, что горячего ужина нам не видать, что ЗДЕСЬ ВООБЩЕ НИ ХУЯ НИЧТО НЕ ГОРИТ, и жрать мы будем тушенку из банок и сухари. Наверное, именно в этот момент Еж умиротворенно зевнул, удовлетворенно икнул и устало приподвзморгнул свилеватыми глазками... Злой властелин грибов и яблок утомился и решил поспать. И тут же чудесным образом дождь стал слабеть и вскоре кончился! И сразу же как по волшебству загорелись тлеющие дрова! А когда мы, переоделись в сухое шмотье, стало ясно, что жизнь почти налаживается! Мы бросились готовить сытную и здоровую пищу и не примянули ободриться! Заодно посовещались с атцами на тему того, как жить дальше. Было ясно, что нас почти расфигачила какая-то неведомая сила и анти-благодать. Чем мы провинились пока еще было непонятно. Однако расчетные сроки проведения похода позволяли нам еще немного расслабиться и зализать раны. Так сказать "сломать фишку"! Так мы и порешили, что завтра 26.07.2011 быть дневке! А завтра наступило очень скоро, а вместе с ним и День Рождения бравого капитана Лехи "Эль Капитано" К! Тут-то мы и порадовались окончательно.

Разложение по поводу празднования ДР Леши К

слева-направо: Митриус, Бригадный Подпоруччик Андро, Леночек, Катя, Алиса, Мужчина Евгений, виновник торжества - Леша "эль капитано" Круглов

Мало кому доводилось встречать свои 22 года в такой атмосфере... Усугубив как следует за это благое и мужественное дело, мы жадно набросились на горячие блюда. Народ конечно подустал, после ужина Мишаня и Леха отправились спать. Остальные еще долго сидели у костра (КОТОРЫЙ, БЛИН, ВСЕ ГОРЕЛ И ГОРЕЛ), терзая гитару и спящих товарищей. За день мы продвинулись на 17 километров, но это были очень непростые 17 километров. Силы наши были на исходе, но празднику не было конца. Атомный Ежина тоже подустал - хоть он не греб и сидел в сухости Андрюхиных герм, ему пришлось затратить немало энергий на подготовку такого вселенского ахтунга... Мы разошлись по палаткам, когда небо уже совсем посветлело, а тучи разбежались. Завтрашний день обещал быть погожим, с поздним подъемом и продолжительным отдыхом - все как мы любим, вот только Бодрости оставалось на пару глотков каждому...

порог Сухой с утреца, уже в хорошую погодку

26 июля 2010 года. Сухая дневка.

Проснулся я поздно, а встал еще позже. В палатке было жарко, но хотелось валяться дальше и дальше. Я лежал и слушал, как народ болтает о Сухости, о рыбках, как смотрят прохождение порога какими-то катамаранщиками (предположительно как раз теми, которые стояли вчера на Чекозере). Когда наконец вылез из палатки, погода была прекрасна, вода голуба, а лица довольны. Постепенно к костру стянулась все группа, озадачившись приготовлением завтрака. После завтрака настало время позднего завтрака - девченки начали приготовление блинчиков, Мишаня утопал в лес за грибами, ну а Митяй и Леха Ш, что неудивительно, отправились кидать удочки. Остальные же занялись полезными и бесполезными мелочами. Кажется, мужчина Евгений отправился в лес по нуждам и заплутал на обратном пути! Уж думал звать на помощь, но нашел таки дорогу! Я сходил посмотреть порог...

Порог Сухой находится на выходе из Чекозера. Сложность его обозначена как 2 к.с. (для КНБ). Наверное, основная сложность состоит в том, чтобы вовремя менять струи. Сухой он в силу того, что местами мелкий. Я бы, на основании наших вчерашних переживаний окрестил бы это препятствие Мокрым или Несгораемым... Порог относительно длинный, пройти его по берегу целиком меня заломало, на мой взгляд высматривать там нечего. В струе под правым берегом есть пара нежданных камней, но вполне обходимых. Для желающих погулять и провести осмотр тропа идет по левому берегу. Лоции рекомендуют приставать в болотце на левом берегу еще до начала заходной шиверы, но можно чалиться и к тому месту, где стояли мы - так идти меньше и удобнее. Ориентация с воды достаточно проста.

порог Сухой ночью или утром

Когда я вернулся с этой прогулки-просмотра, через нашу стоянку как раз топали белорусы - все же решили осмотреть препятствие... Помятуя о том, что у нас мало Бодрости, но много других вкусных вещей, я решил поймать братьев-славян на обратном попути для попытки обмена... К нашему сожалению ребята оказались не пьющими, у них был только НЗ на самый пожарный - по 50 гм на человека, т.е. 150 гм на всех. Я честно уважаю таких походников, но надеюсь никогда не примкнуть к их племени!

Что же делать - как же быть - где нам водку раздобыть?! По реке как на зло никто больше не шел. Все здоровые-нормальные группы, видимо, прошли порог, когда мы еще спали, да и не так уж много было народу на маршруте. Делать было нечего, кроме как экономить. А ведь у Братика Лешеньки К был ДР... Надо ж было чем-то запивать праздничные блинчики. Тут и возник конфликт между Мишаней и Андро, который заявлял, что Бодрость его совсем не манит, "Ну не хочется и все!" - с почему-то грустными глазами заявлял Андрюха. Тем не менее, Бодрость пил исправно. Мишаня, как человек приверженый логике, понять такого поведения не мог. Зачем делать то, что тебе не хочется и быть при этом грустным?! Но судачить тут не о чем, Андро - патриот и лучший из сыновей России, которую умом не понять - к нему нужно просто привыкнуть, ну и поверить! :) Но чисто русская Андрюхина бессмысленность и беспощадность изобличилась сполна, когда он, несколько раз моргнув своими грустными глазами, извлек откуда-то Ежа и начал с отрешенным видом обливать его резиновым клеем и утыкивать иголками... Что-то екнуло у меня в душе в тот момент, да, думаю и обозленный Мишаня, и все остальные почувствовали нечто недоброе...

Мишаня с Леночкой за приготовлением грибочков. Очень были вкусные, но я свою порцию пожертвовал страждущим, сам-то к ним спокойно отношусь, чего других удовольствия лишать

Еще мы резвенько сыграли в Преф. До конца пулю правда не расписали, но посидели очень душевно и хорошо! Ну уж оооочень давно мы этим не занимались...

игра в преф

Когда подоспели блинчики, подтянулись и Митька с Лехой Ш. Тогда и кончилась живительная Бодрость. Была уничтожена алчущими празднования ДРа во здравие и благоденствие Лехи К! Вроде, ничего особенного Митька и Леха Ш, как ни странно, не наловили. Но Леха нашел домик рыбаков. Домик выдавал следы человеческого существования, скорее всего, недельной дальности, и подходить к нему совсем уж близко Леха не стал - мало ли что там как... Митяй же, вернувшись с рыбалки и осознав несостоятельность своих сегодняшних попыток, озадачился новым делом, достойным его взбудораженой походом молодой сущности - охотой! Дело в том, что неутомимый Митриус сходил как-то в лес по нужде и по дороге наткнулся на глухаря. Глухарь - птица большая и глухая. Спугнув его, Митриус, видимо, испугался и сам и интуитивно метнул нож в ту сторону, где что-то большое поднялось с земли и заухав крыльями растворилось где-то в лесу. Когда Дмитрий вернулся с покакушек, он был полон решимости в том, что нашел свой жизненный путь - путь охотника на глухарей! Соответственно он начал планомерно мастерить копье, которым надеялся поразить глухую незадачливую птаху. При этом Митяй постоянно распрашивал Леху Ш о том, как же получить охотничий билет, и почему же Леха не взял с собой в поход ружье! Переубедить Митяя возможности не было (аргументы насчет того, что у нас валом тушенки, не умаляли его сущности великого мочителя с копьем), равно как и направить его неуемную энергию в другое русло, потому мы предоставили его собственным надеждам и ожиданиям. Мы с Лехой К решили заняться ремонтом Новобуханазера, ибо шкура старого флагмана сдавала на глазах. Евгений с усердием заправского ботана поглощал литературу, не забывая помогать всем и абсолютно во всем, а Катя бросилась в лес на сбор новых кустов из травок. Потом Алиса сказала, что Катя попросила ее положить часть кустиков к нам в гермы - к ней, к Лехе К и Женьке уже не влезало...

Вечерело, по реке никто не шел, все вокруг замерло в пространстве и времени, только вода мерно шумела внизу в пороге... Такое состояние нулевой энтропии и бесконечной гармонии длилось не так уж долго... А все потому, что терзаемый Андрюхой кусок дерева обретал все более определенные формы и очертания, наполняясь все более низменным содержанием - Еж проснулся и начал бушевать. С юга стали набегать тучи... Небо постепенно все чернело и чернело, а издалека чаще и чаще доносились все более различимые раскаты грома. Предвкушая вторую серию мокрых приключений на Сухом пороге, мы устроили общий сбор свободно валяющегося барахла и экстренную заготовку дров. Гроза долго бродила вокруг, примерно через час первые крупные капли дождя застучали по тенту, под которым сгрудившись сидели мы, стояли столбики вещей-посуды-пенок и лежанки дров. Мы были готовы к приключению - костер горел, сухие дрова были рядом, палатки стояли, вот только Бодрости не было... Грибояблочный божулька негодовал и творил все новые козни, но мы только смеялись в его свилеватые десна! Народ активно бегал фотографировать молнии, в чем больше других преуспел Леша Ш.

кадр Лехи Ш, живописующий весь поход в целом!

Дождь, надо сказать, был слабее вчерашнего, очевидно и у Ежей бывают черные дни. Хотя, возможно, кажестся так из-за того, что мы были на суше, сухие, на пороге Сухой, под тентом и с накопившимися за день силами! К тому моменту как мы сели ужинать, дождь практически прекратился, хотя вокруг все еще долго громыхало и вспыхивало. Большая часть бригады, отдохнув за день, расползлась по палаткам достаточно быстро - завтра должен был быть ранний подъем (т.е. сонный день для обычного туриста, но для нас проснуться в походе в 7-8 утра - это рановато). Некоторые участники все же решили устроить ночь хоррора. Ох, если бы мы уже тогда понимали, что причина наших злоключений - покрывающаяся иглами нечисть, мы бы не произносили словосочетание "ночь хоррора" вслух... Эта же ночь стала ночью атомного смеха, компания в составе Лехи Ш, Лехи К, меня, Ленки, Мужчины Евгения и, кажется, Андро долго надрывала животы, мешая спать всем остальным. Леха Ш был в ударе и травил истории из своих жизненных практик времен обучения одну за другой. Особо, конечно, запомнилась история про эстонца и попойку на Пушкинской площади... :))) Было весело, сыто и неохото идти спать. Смущало при этом три факта (перечисленные здесь в порядки возрастания озабоченности): 1) завтрашний ранний подъем (фигня война, но вставать в 7 это так не по-нашему гнусно...), 2) то что иссякла Бодрость (это очень плохо, но делать уже нечего - кончилась так кончиалсь, можно лишь попробовать выменять ее у кого-нибудь), 3) с поразительной скоростью заканчивались сигареты (а вот это уже плоооохо... но ведь завтра должен быть крайний ходовой день, значит скоро сможем закупиться). Ох, знали бы мы, что нас ждет... Но об этом позже! Пока же мы с неохотой расходились по палаткам и вылезали назад к костру на "крайнюю сигаретку". После нескольких крайних я все же решил спать и даже поставил будильник на телефоне, включив его впервые за несколько дней - связи на Мегафоне, равно как и у остальных операторов, все так же не было.

В это время потерпевший сегодня болезненное поражение Ежик, усердно думал: "Надо менять тактику! И что же такое ночь хоррора?! Хмм..."