Карелия 2010. Река Воньга. Отчет, отфот и рассказ. Эпизод 1 "Старые надежды"

Apr 01, 2011 11:21

Ну что, други, порасскажу я Вам про то, как 10 подозрительных субъектов в очередной раз попрали идею "отпуск - это море и жопа в песке" и совершили в июле 2010 (16.07 - 31.07) года эпическое путешествие по Северной Карелии.



Панорамка Чогозера

А началась эта история, как обычно это бывает, заблаговременно...



Сразу хочу сказать, что история эта в "чистом" виде вряд ли будет интересна среднестатистическому воднику, поскольку она в основном о людях, а не о том, как проходить Собачий и Вякер. Тем не менее, некоторыми полезными советами и соображениями касательно маршрута Энгозеро-Воньга хотелось бы поделиться. В этой связи, хочу извиниться перед теми, кто попадет в этот блог благодря индексации оного в системе Яндух, за мой косноязычный слог и обилие ненужной информации! Если Вы тяготитесь прочтением многичленных буквосимволов, краткая иинформация о походе выложена здесь. Еще хочу сразу обратить внимание на то, о каких людях пойдет речь, т.е. кратко расскажу, что мы за туристы. Имя нам - Бригада Идиотизма, что само по себе уже говорит о многом... :)





goodwean





zadumchivayaa



alex_krugloff







voevoda_1st



wonderinalice



dvizhnjak

Мы - не спортсмены, не ставим рекорды, не встаем в 6 утра по команде, не имеем в составе дежурных. Мы любим испытать себя, укрепить дух, выпить (иногда крепко), попеть песен, подурачиться, покуралесить и расслабиться. Мы ходим в походы для того, чтобы в первую очередь хорошо провести время в хорошей, в своей компании, поэтому не стоит вопринимать этот отчет как заявку на участие в олимпиаде :)

Собственно, прения относительно того, куда пойти, в каком составе, на каких сплав-средствах и т.д. и т.п. начились еще в 2009 году, уже практически в процессе возвращения с Южной Шуи. Мнения, разделялись и множились, предложения всплывали и ходили лесами, идея того, что нужно открыть что-то новое, шагнуть дальше и нырнуть глубже витала в воздухе. Будоражимое этими тезисами бытие претерпело мощное возмущение в феврале 2010 года, когда мы с Алисой прилетели в Москву после свадьбы (куда поехать на медовый месяц - ясное дело в столицу, куда ж еще!). Непосредственно в ночь прилета на конспиративной ставке "Беговая" имело место совещание в составе Андро (goodwean), Мишани (voevoda_1st), меня и спящей Алисы (wonderinalice) (еще, помню была бутылка Яна упокойегодушу Бехера). Андрюха давно ратовал за Урал. Урал - дело, безусловно, благое! Но тот Урал, который мы могли бы себе позволить из соображений опыта и подготовки, был бы матрасничеством и греблей по плесам сопряженной с риском ебануться с отвесных скал в состоянии алкогольного опьянения. На тот момент это манило слабо... Вот и стал планом на лето поход на реку Воньга. Углубляясь в дебри памяти, сообщу, что на Воньге я уже был. По тому же самому маршруту я прошел с родителями на Т2 в 6 лет. Само собой, вернуться тянуло, что я и сделал 24 года спустя.

"Водный поход - ха, чем удивили", - воскликнула куча друзей - идем! Но в такие моменты, мне всегда вспоминается шестилетний опыт работы культургом факультета... Масса артистов, всегда готова сыграть любого Гамлета, только скажите им что делать. Когда дело доходит до нудного планирования и продумывания деталей, как правило 70% таких артистов вдруг куда-то пропадает. С подготовкой похода ситуация очень похожая. Состав участников экспедиции за время планирования сменился тридцать тысяч раз. Люди приходили и уходили, отказывались и снова соглашались, обстоятельства давили, финансы пели романсы, а отпуска сжимали наши гортани газовыми ключами. Неясностей было много, а ясно было только одно - водки надо будет брать не менее 21 литра! Кроме всего прочего, необходимо было решить фундаментальный вопрос - на чем, собственно, идти! Но костяк Бригады Идиотизма упрямо полз вперед к желанной и непонятной многим цели. И суда намутились - нам с Алисой сделали шикарный свадебный подарок - Свирь-Н. Еще обширное семейство Кругловых неожиданно разжилось сразу двумя лишними байдами - Т2 и Т3. Эти видавшие виды образцы перепали от друзей дачных соседей, с которыми мы разговорились в Праге за пивом (оказалось, что соседи-то водники с огого каким стажем). Мишане мы подогнали новенькую ПВХшную шкуру для его Т3. Ну а Андро собирался идти на казенной Т3. Таким образом, нашими усилиями и волею макрокосма все постепенно сходилось в нужную точку во времени и пространстве...

Ну а состав экспедиции оказался таким:

Линейный крейсор всея империи Идиотизма "Арго" (Таймень-3):
Леша Ш - матрос
Ленок - матрос
Мишаня - капитан

Флагманский корабль флота Раздолбаев и Идиотов "Новобуханазер" (Таймень-3):
мужчина Евгений - матрос
Катя - матрос
Леша К - капитан

Броненосный ледокол казенного флота Полимедии "Фиерия" (Таймень-2):
Димитриус - матрос
Андро - капитан

Атомный адмиральский фрегат "Свирюга" (Свирь-Н)
Алиса - матрос
я - капитан

И вот наступил долгожданный июль. Жара, что в Москве, что в Праге стояла страшная, а в жопах у нас свербило уже неимоверно. Оставшееся время я измерял в количестве свадеб, которые нужно было отснять до отъезда. Примечательно, что вылет в Москву был назначен на 10 июля, а крайняя предпоходная пражская съемка - на 9 июля. В итоге, отснявшись, я до ночи готовил фотки, потом передал их заказчику и стал собирать вещи. А примерно в 7 утра мы вылетели на Родину. Потом я наконец немного поспал в самолете. А потом мы приземлились в Москве и ПОНЕСЛОСЬ!!!

Сразу по прилету, мы отправились на дачу с важной миссией - освоить на практике сборку и разборку каркасно-надувной байдарки Свирь-Н. Ну и вообще потусить-поразлагаться на природе... :)

Личные впечатления от знакомства с байдаркой Свирь-Н.

1. После того, как я потаскал Свирь, слово Таймень стало ругательным и нарицательным (чем-то вроде "ууу, бля..."). Например, наступаешь в собачью какашку на улице и думаешь: "Таймеееееень". Свирь очень удобна в переноске! Рюкзак эргономичен, не жмет и не давит, даже если в него напихать кучу лишнего барахла. Со Свирью за спиной можно идти не сгибаясь по подземному переходу и даже заходить в метро! :)
2. Практически никаких проблем со сборкой и разборкой Свири у нас не было вообще! Все последовательно и логично. Главное при этом быть аккуратным, потому что жесткость конструкции такова, что подкрутить что-нибудь в собраной даже на 70% байдарке - НЕРЕАЛЬНО! Если что-то не туда вдели - разбирайте и делайте все правильно.
3. О жесткости уже сказал. Правильно собраная Свирь ОЧЕНЬ прочна и жестка! Этому же способствуют и поддувные балоны. Свирь не прогибается при переноске, не соскакивает с плеча, шкура Свири - барабан. Судите сами за весь поход мы на Свири пробились 1 раз на пороге Вякер (а в целом на камнях мы, кстати, посидели очень немало). Остальные лодки рвались, резались, штопались и клеились переодически, ибо Воньга - это шкуродер.
4. Маневренность лодки шикарна. Вертится в пороге Свирь очень благостно и даже нагло! А благодаря тому, что и матрос может эффективно подруливать, лодка может развернуться просто на пятачке (ну, не подумайте, что как каяк, конечно). Остойчивость в пороге тоже прекрасна. Курс лодка держит вполне нормально, разгоняется быстро. На волне (а волн мы посмотрели в этом походе ооооох как хорошо) ведет себя очень уверено, но матроса может заливать, потому что нос лодки режет волну насквозь, а не поднимается на нее как у Тайменя.
5. Сидеть в лодке очень удобно! На длинных переходах жопо-спина вообще не устает!
6. Свриь по сравнению с Тайменью (сравнение уместно, поскольку до этого я ходил только на Таймени) значительно более плоскодонна! У нееотсутсвуют ребра "килеватости", она более устойчива и значительно лучше ведет себя на камнях - либо ЧУДОМ их не задевает, либо элементарно соскакивает практически без последствий.
Ну а дальше расскажу о "точках роста":
7. У капитана мало места для нижних конечностей. Однако, этот вопрос решается по ходу... Не-не, ноги укорачивать не надо, лучше просто грамотно разместить груз.
8. Сидения крепятся очень заумно! И беда в том, что капитанское сидение нужно постоянно перерегулировать при загрузке кормы (если ремни не ослаблять, загрузить что-либо в здоровенную корму нереально) - это-то больше всего и бесит!!!
9. Наблюдается проблема при трении шкуры о шпангоуты, например, при ударе о камни. Из-за этого прямо по периметру шпангоута на шкуре остаются царапины, и рано или поздно она пробивается. Та самая единственная пробоина, полученная на Вякере - следствие планомерного рарзушения шкуры в этом месте. Если в остальных частях шкуры пробить ее ОЧЕНЬ трудно, то по шпангоуту - реально!
10. В процессе сдергивания капитанской юбки может открыться багажный отсек.

Неделенно после возвращения с дачи, мы с Мишаней и Лехой Ш. озаботились перетаскиванием их, уже упакованых вещей, на квартиру мужчины Евгения, откуда планировался старт. Следующие несколько дней мы докупали необходимое снаряжение, искали-собирали вещи, додумывали мелкие детали и ждали, не присоединится ли к нам еще один мужской человек, друг Димитриуса, походник и врач... Если Митьку с горем пополам еще можно было иногда достать, то друга этого не смог в итоге достать и сам Митька. Кстати, перед походом атцы переживали насчет Димитриуса в целом... Смущало его легкое поведение при покупке билетов, сборах, и особо будоражил вопрос заданый моему брату - А НУЖЕН ЛИ В КАРЕЛИЮ ЗАГРАНПАСПОРТ...

И вот, 14 июля, когда на сборы оставался один вечер-ночь, а следующей день был запланирован как продукто-закупочный и вобщем-то уже выдвижной, СЛУЧИЛОСЬ ЭТО... Ух, глодали меня смутные сомнения по поводу Митькиного друга, но больше глодали переживания насчет Андрюхиной казенной байдарки, которую ему то приказывали вернуть, то говорили, что можно оставить. И доглодали! Когда мне в середине дня позвонил Андрюха, я даже как-то несильно удивился, услышав его грустный и нервный голос: "Броза, ви хэв а проублем...". Ну само собой байду Т3 приказали срочно вернуть, а взамен обещали дать Т2. Вопрос участия Митькиного друга-врача решился сам собой, для него просто не осталось места! Но вот временные затраты на перемещение лодок отягощали... Нужно было метнуться к Андро на Тимирязьевскую, взять Т3, отвезти на склад где-то в другом конце Москвы, там взять Т2 и отвезти к мужчине Подобедову на Подбелку. И все это естественно в последний день. На это дело в помощь Андро пришлось отрядить Лешу К. Когда же все закончили и притопали домой, случился коллапс с одной из моих собак, и мы пол ночи ездили по ветеренарам, а утром я с квадратной кабиной и треугольными фарами начал пытаться дособрать шмотье, ремнаборы и найти свои сцуко камуфляжные штаны, которые просто испарились куда-то. Леша К и Ленок в это время (не менее квадратно-тетраедральные) отправились в очередную ветеренарную клинику. С собакой они разобрались успешно, а вот штанишки я так и не нашел, благо Леха Ш обещал одолжить свои запасные.

Потом все наши Кругловские вещи переместились волею наших плеч в квартиру мужчины Евгения, и мы приступили к закупкам. База "У Женька" была выбрана стратежно по двум причинам: во-первых квартира была свободна от родителей, что на момент сборов-загрузки позволяло разместить там большое количество рюкзаков и человекотел, а во-вторых в пяти минутах ходьбы от дома располагается магазин Копеечка, манящий своими товарами и ценами. Вообще-то, мы - очень непритязательные люди, что и как есть нас слабо волнует, но как показывает практика, в длительных походах все же волнует! Однако, в этот раз мы подошли к раскладке сознательно! Отчасти причиной тому было наличие в наших рядах двух вегетарианок (Кати и Алисы), которым вообще нужен рацион свой собственный. Поэтому закупались мы основательно и грамотно. Кстати, после расчетов стало ясно, что единственным неоспоримым преимуществом вегетарианской раскладки является вес! Цена на человека, который ест тушенку и пьет водку отличалась от цены раскладки вегетарианца-трезвеника всего рублей на 150. А вот вес у водки и тушняка огого... В итоге из Копеечки на базу "У Женька" вывезли 2 полных продукто-телеги и 3 полных продукто-рюкзака. Магазин Копеечка, оценив масштабы закупаемого алкоголя сделал бровки домиком и выдал нам штук 150 купонов на лотерею с главным выигрышем - квартирой в Москве (пока никто ничего не выиграл :)) Раскладку мы первоначально просчитывали по скачаному на сайте www.afanas.ru калькулятору раскладок. Вводишь туда количество дней и человек, и - оппа - раскладка готова. Но, видимо, расчитана она на других туристов... Нам нужно было раз в 10 больше тушенки и раз в 20 меньше шоколадок. :)

Когда с едой и выпивкой разобрались, взялись за походную аптечку. Специальнообученного лекаря среди нас не было, что, конечно, волновало некотрых участников экспедиции, поэтому лекарства брались самые разнообразные (правда уже после похода, я наткнулся где-то на состав походной аптечки и понял, что некоторые носят с собой в поход дополнительный 60-литровый рюкзак медикаментов, так что мы просто дети). К этому моменту крупы были уже расфасованы, водка перелита в пластик, вещи постепенно приобретали очертания компрессионных мешков, девицы дома готовили какую-то еду на перекус и в дорогу, кто-то еще бегал по магазинам, докупая сигареты (вот блять, что ж вы меня не слушаете-то, ну говорил же - все равно не хватит, берите больше!!! нет ведь, все блин этот подход - "ой, ну я ж курю одну сигаретку в день, мне ж чуть-чуууууть надо"), мази от комаров и прочие мелочи, а Леха К и Митриус были отправлены на Полежаевскую, помочь отцу с погрузкой на авто холодильника бабушки Алисы - тоже все в последний день происходит... Но папаня проявил чудеса организации и сочуствия, договорившись с подчиненным водителем, который в итоге за смешные абсолютно деньги довез все наши вещи до вокзала. Но это уже потом, вечером, а пока рюкзаки собирались, разбирались и собирались заново... Тут-то и явил себя Дмитрий - он притащил с собой здоровенный литров на 140 Хиковский рюкзак-герму, обозначив свою позицию по разгрузке следующим образом: "Паш, ты мне, Паш, туда загрузи прям капец дохуя, я вообще готов ко всему, ты мне хоть тонну загрузи - я донесу"! Ну просит - значит надо! :) Я забил рюкзак довольно прилично и отдал Митьке. Примерив вес на спину, Митька заявил - МАЛО, ДАВАЙ ЕЩЕ! "Как хорошо!!!" - подумал я и забил в рюкзак еще консервов по-тяжелее... "ПААААААШ, МАЛО, ДАВАЙ ЕЩЕ!" - донеслось от Митриуса. Тут уж мне подумалось: "Во бля, дает... Ну ладно, держись!" - и я затолкал в и без того тяжеленный рюкзак еще продуктов и бутылок... Короче, после четырех-пяти подобных итераций Митька наконец остался доволен поднимаемым весом, но сказал, что в руки возьмет еще что-нибудь. На это заявление мы с Мишаней многозначительно переглянулись: "А что, ценный кадр-то, я ведь в водном походе первый раз!". Мишаня, кстати, тоже отличился, точнее отличинился... Разобрало его расстройство желудка. Услышав его грустный зов ПАМАГИТЕ ЛЮДИ, предприимчивая Катя тут же извлекла откуда-то неведомое чудо-зелье, приказав принять его по-больше. Мишаня удалился на кухню, попутно изучая листочек с показаниями к применению, откуда появился уже здоровым, а привело его в норму вовсе не лекарство, а фраза в описании "ПОВЫШАЕТ ТОНУС АНАЛЬНОГО СФИНКТЕРА, ПОБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: ПОНОСЫ, ГОЛОВНАЯ БОЛЬ, ОСЛАБЛЕНИЕ ЗРЕНИЯ, ДАУНИЗМ И Т.Д." После этого идея о повышеном тонусе анального сфинктера витала над нами на протяжении всего путешествия, достигнув аппогея с Митькиным вопросом: "А СФИНКТЕР И СТРИНГЕР - ЭТО ОДНО И ТО ЖЕ?!" Не знаю, кого как, но меня идея анального стрингера пугает до сих пор...

И вот пробил час отправления! Мы планомерно выносили увесистые рюкзаки на улицу, пугали соседских старушек и будоражили быдло-молодеж, лузгавшую семечки, как и положено, на детской площадке. Водитель, присланый папаней, прибыл четко по времени, и как раз, когда мы грузились, по традиции вовремя, появился Андрюха. Само собой он тут же огреб порцию одобрения на тему того, что пока все пахали на благо похода, он до последнего пахал на благо работодателя, от этого взгляд Андро сделался патриотически грустным, и в нем читалось "хочу шаурмы". Мы с Лехой Ш загрузились в авто вместе со всем нашим барахлом и отправились на Ленинградский вокзал. Доехали четко, разгрузились вовремя, подождали остальных и переместились на перрон. Перрон, тем временем, пополнялся туристами-водниками всех мастей. Были тут и катамарнщики, и каякеры, и байдарочники группами от двух до пятнадцати человек. Это сборище культивировало внутри ощущение не такой уж собственной ненормальности, да более того - приобщенности к чему-то глобальному (ну не как Единороссия, но все же)! Время до поезда у нас было, успели сбегать за финальной едой в дорогу (которой, как всегда, озаботились слабо) и, конечно, пивулечком. Скорый поезд 212 был подан вовремя и как раз к нашей платформе, загрузится не составило проблем. Рюкзаки и байдарки уютно разлеглись на верхних багажных полках, мы присели и... И начали праздновать День Рождения моей сестрички Леночки, который как раз и наступил! Бутылка шампанского, распитая на ночь глядя, да запитая пивком, задала тон всей поездке Москва-Энгозеро. 15 июля, финальный день закупок завершился успешно, и не менее эпически начался первый день путешествия - 16 июля 2010 года! Стук колес и долгожданная ночная пусть и полупрохлада располагали к тому, чтобы выпить, "запить-запить-запить по 200 гр-томатный-сок-сухой-закон" и завалиться спать. "Главное приключение лета" (с) началось!

16 июля 2010 года. Поезд 212. Москва-Энгозеро.

Про сам поезд нумер 212 особо сказать нечего. Обычный совковый скорый - не хуже и не лучше. Едет - и благо! Может быть, в купейных вагонах и наличиствовали блага розеток, гиперчистых туалетов, опрятных проводниц (возможно с одной из них что-то было у Митриуса), но в нашем плацкартном из благ было - обилие туристов, наличие горячей воды и горячительных жидкостей.



Возможно, Митька доволен неспроста... Проводницы блин... :)

Где-то уже днем, на одной из остановок мужчина Евгений сделал для себя важный и очень грамотный вывод - в походе он все же будет курить! По этому поводу и моему совету он приобрел два блока сигарет Бонд (просто Бонд) и стал с абсолютно счастливым видом подъедать бомж-пакеты типа Ролтон.



волевое решение принято!





В целом все в разной мере предавались пьянству, разгулу и мечтам о том, как мы скоро уууухнем и отгребемся, переодически кто-то засыпал, переодически просыпался. В один из алко-подъемов Мишаня стал буянить на тему кружки Леши Ш, которую якобы кто-то потерял, в это же время фотоаппарат Леши Ш (Сапоп 20Д, который я лет 5 назад купил с рук, потом продал Мишане, а он отдал братику, и ЭТОТ АГРЕГАТ, ПРОШЕДШИЙ УЖЕ ЧЕРТ ЗНАЕТ ЧРЕЗ КАКИЕ ВОДЫ, ВСЕ ЕЩЕ ИСПРАВНО РАБОТАЕТ) совершил эпическое падение с верхней полки на пол вагона, что никак не сказалось на положительной функциональности устройства! Я вам доложу, это был бы реально дельный краш-тест, я от звука и ударной волны даже проснулся и, кажется, неприлично икнул, а вот сам Леха Ш спал себе дальше детским наивным сном! Митька в очередной раз приплыл откуда-то с блаженной улыбкой, сообщил, что проводница соседнего вагона сообщила ему, что в Энгозере поезд ждет, пока все сойдут, и нас заранее предупредят об остановке. В целом, все текло своим чередом - дорога как дорога, если бы не АЦЦКАЯ, АТОМНАЯ, ИЗНИЧТОЖАЮЩАЯ ЖАРА И ДУХОТА!!! Да, разумеется, мы выпивали и водку и пивко, но рубил нас не алкоголический алкоголь, а духота и непродыхаемость вагона. Собственно в самом вагоне дышать было нечем, мы, голые по пояс, источая пот и ругательные молитвы, припадали ртами ко всем возможным щелочкам конструкции, а когда выходили в тамбур покурить - попадали в газовую камеру. В голове реально дурнело, причем в очень незнакомой форме... Это что-то вроде как когда выпил совсем слегка лишнего, но при этом проснулся с атомного похмелья, все дыхательные пути заложены, а мозг стер из памяти все воспоминания о том, как дышать вооооообще! А жить так хочется ребяты... Разумеется, мы выползали на улицу на любой остановке, пусть там и беспощадно палило солнце (даром, что на Север ехали), но был хоть какой-то воздух!!! На одной из таких остановок я слегка поцарапал руку при спуске на платформу - эта царапина ссаднила весь поход, поскольку каждый раз, загружая лодку, я царапал ее заново. В какой-то момент я понял, что ничего уже больше не могу, кроме как лежать на верхней полке и глотать ртом редкий воздух из приоткрытого окошка... Так я и уснул... А когда проснулся, до сброса с поезда оставалось около двух часов. Это означало, что наступил второй день похода, 17.07, грозивший выходом на водную часть маршрута... :)

В следующей части Вы рискуете узнать, что будоражит сонное бдение Подпоруччика Синего, как хорошо дышится северным воздухом, почему собака - друг человека, что такое зиг-заг и как с ним бороться, Вы познаете принцип интерференции и услышите правдивую историю борьбы прямоходящего млекопитающего за место на суше!

Проджолжение. Будет. Скоро.

друзья, Карелия 2010, Воньга, природа, путешествия, жизненное, буквы, фото

Previous post Next post
Up