Конспект: «Искусство перформанса и новые теории искусства» Мишко Шувакович

Jul 23, 2012 14:50




«Европейское кафе: открытые лекции о современном искусстве» - проект сайта «Новая Европа». Гостем четвертой лекции в рамках этого проекта стал философ, искусствовед концептуальный художник из Сербии Мишко Шувакович, который рассказал о таком явлении в искусстве, как перформанс.

Конспект: Анастасии Гудзик


фото с сайта http://n-europe.eu/
Dennis Oppenheim


Об авторе
  • Я начинал свою карьеру как художник в первой половине 70-х годов. Интерес к искусству был связан именно с теорией. 
  • Я не мог заниматься подробным анализом искусства, так как считался концептуальным художником, профессоры академии искусств считали меня врагом. 
  • После учёбы занялся компьютерной работой в области металургии. 
  • Я написал PHD исследование на 1000 страниц, и никто не знал, что с этим делать дальше. Все были удивлены, так как считают, что художники не умеют говорить.
  • За время работы в университете я опубликовал 30 книг, из них 4 на английском языке. 
  • В 2000 году 6 октября мы создали одну группу перформеров, которые хотели стать теоретиками. Туда входил один театральный директор, один художник, один композитор и 5 теоретиков. В тот момент мы создали новый вид перформативного искусства - это лекционное представление. Некоторые из членов этой группы стали серьёзными исследователями, учёными, некоторые остались художниками и композиторами, но, несмотря на это, мы все вместе создали теорию перформативных искусств в Белгороде.


Перформативные виды искусства и перформанс 
Перформативные виды искусства и искусство перформанса являются «живыми». Между этими терминами есть различия.

Перформативное искусство: 
  • Общий термин, который заключает в себе театральное искусство и музыку.
  • Эти виды искусства имеют свои корни в театре, то, что случается и после показывается публике.
  • Автор - только сочинитель представления.


Искусство перформанса:
  • Термин был оформлен в начале 70-х годов американским теоретиком Розли Голдбергом. 
  • По Ричарду Шехнеру (американский театральный режиссер) перформанс определяется через повседневность. 
  • Экспериментальное искусство зародилось в 60-х годах в США и частично в России. 
  • Этот новый вид искусства включил в представление реальные человеческие тела. 
  • Автор принимает участие в самом действии, он одновременно тот, кто представляет и идею, и само движение. 


Перформативность
Термин перформативность был введен в конце 40-х - начале 50-х годов британским философом Джоном Остином для описания специфических понятий в сфере лингвистики.
Пример. Я кидаю бумаги на пол и извиняюсь. Вы не сможете понять, правдивы ли мои слова, так как извинения имеют значения только в конкретном культурном контексте.

Новое поколение теоретиков взяли термин «перформативность» для обозначения специального действия с помощью тел в искусстве. В классическом театре актер всегда представляет кого-то другого. А в экспериментальном театре человек на сцене играет самого себя. 
Пример. Я скажу «Быть или не быть?» Все знают, что это вопрос Шекспира. Я просто представляю эти слова перед вами. Но если я сделаю так (кусает кулак) - я действую на свое тело перед вами. Это моя боль, мое действие.

В середине 60-х американский ученый Ричард Шехнер пытался вывести новую науку. Он хотел описать наши повседневние действия как перформативные акты. Он хотел создать дисциплину, которая объясняла бы все виды представления перформанса. Образовалась некая система, которая представляет контроль теоретический и практических моделей перформанса. Получилось, что лингвистический акт Шехнер воспринимает как перформативный акт и через этот акт показывает, что ошибка или провал часто случаются в нашей жизни. Ученый утверждает, что через формативные формы жизни все становится видимым.

Перформативность - это культурное событие, а перформанс - это художественный контекст.



История перформанса
  1. Марсель Дюшан (вырезал звезды на голове), Курт Швиттерс (художник выходного дня), Оскар Шлемер (создатель математической танцевальной студии)
  2. Период неоавангарда поздних 1930-х в США. Джон Кейдж и Мерс Каннингем (совместили экспериментальный танец и музыку, сегодня это перформативное искусство)
  3. «Флюксус»: главная идея - все, что случается в жизни, - это искусство.
  4. Период неоавангарда во Франции (поддержка правительства, масштабный характер). Ив Кляйн (акция: модели обмазанные краской оставляли отпечатки на белых полотнах)
  5. 1960-е новый термин для живых искусств - искусство, которое случается, позднее названное хэппенингом. Кароли Шниманн, Роберт Раушенберг, Аллан Капроу.
  6. Период американского минималистского postmodern dance. Альтернативная группа «Judson Dance Theater» (танцор начал создавать перформанс как событие).
  7. Конец 1960-х рождение body art. Тело - живой материал.
  8. 1970-е: концептуальное искусство.
  9. Период постмодерна. Роберт Уилсон (опера «Эйнштейн на пляже»), Марина Абрамович (с партнером для того чтобы встретиться шли три месяца навстречу друг другу с двух противоположных сторон стены).
  10. Эпоха глобализации.

Основные термины:
Перформативные виды искусства
Искусство перформанса
Перформативность

Полный текст лекции

Видео лекции:

image Click to view



перформанс, #dverifest, лекция, Новая Европа, Мишко Шуваковича, summary, Марсель Дюшам, перформативность, конспект

Previous post Next post
Up