Эти сундуки можно встретить в музеях, и они, будучи открытыми, неизменно
привлекают к себе внимание. Но при взгляде на закрытый сундук мало кому
может придти в голову, что внутри скрывается чудо ремесленного механического
искусства.
Для начала определимся с видами сундуков в целом. Сундук как емкость для
хранения чего-либо появился еще в глубокой древности, а в Средние
века стал одним из самых распространенных предметов в домах и
использовался, в том числе, в качестве мебели. Примерно с XII века
появилось четкое разделение сундуков по назначению, и, как следствие,
по конструкции. Сундуки для хранения одежды и прочих обычных вещей
были деревянными, с небольшим количеством металлических элементов.
Они могли быть украшены резьбой, реже росписью. Замки использовались
вначале навесные, позже врезанные в переднюю стенку, часто чемоданного
типа, т.е. с небольшой навеской, которая на петле крепилась к крышке
и заходила свободным концом в замок.
Другое дело - сундуки для хранения ценностей. Тут первейшим критерием
была защищенность от взлома и несанкционированного вскрытия. Сундуки
такого типа тоже были деревянными (причем, особенно ранние, нередко
выдолбленными из цельной колоды), но сплошь оковывались металлом.
В качестве запоров они имели мощные навесы, на петлях закрепленные
к крышке и имевшие на свободном конце отверстие. На передней стенке
корпуса стояли ответные скобы, и при запирании сундука навесы
накидывались на скобы, в которые вставлялись навесные замки. Иногда
скобы ставили на крышку, а навесы на корпус, однако принцип от этого не
изменялся. Поскольку навесов было минимум два (плюс, в более позднее
время, мог быть еще и врезной замок на передней стенке), появлялась -
и использовалась - возможность организационного ограничения
несанкционированного доступа путем раздачи ключей разным людям, которым
необходимо было собраться вместе для получения доступа к содержимому.
Кстати, этот принцип (известный под названием принципа семи ключей)
успешно применяется по сию пору.
[
отсюда]
С течением времени надежность описанного выше типа сундуков стала
недостаточной, а развитие ремесел позволило сильно усовершенствовать
конструкцию. Таким образом, в XVI веке и появились сундуки, ныне известные
под названием сундуков Армады (Armada chest). Основное их отличие
заключалось в цельножелезном корпусе (впрочем, попадались и окованные
железом деревянные конструкции, однако они были редким исключением). И,
главное, в замке. Под крышкой сундука размещался сложный механизм, который
имел ригели на три или, чаще, на все четыре стороны, управляемые одним ключом
(как в современных сейфовых дверях). По верхней кромке корпуса сундука
проходило мощное ребро, под которое эти ригели и заходили. Таким образом,
даже сбивание или спиливание петель никак не влияло на надежность хранения
содержимого. Замочная скважина располагалась сверху, по центру крышки,
и часто закрывалась накладками. При этом на передней стенке обычно
ставилась ложная ключевина. Также нередко устанавливались секретные механизмы,
так что для открытия скважины надо было нажать на замаскированные кнопки.
Систему защиты дополняли мощные навесы под висячие замки, как и в старых
конструкциях сундуков. Навесов обычно было два.
Корпус сундука делали из железного листа, для надежности усиленного
приклепанными пересекающимися железными же полосами. Размеры в принципе
могли быть самыми разными, от шкатулок длиной 20 см до огромных сундуков
немногим меньше двух метров. Однако наиболее распространенными были
сундуки длиной 70-90 см, типовыми размерами можно считать 80*40*40 см.
На фото типичный сундук Армады в Национальном дворце Синтры (Португалия).
Тип явно виден по закрытой накладкой замочной скважине на крышке.
Сундуки новой конструкции начали появляться в первой половине XVI века,
но распространение они получили с конца XVI века, а расцвет пришелся
на XVII век. При этом они продолжали усовершенствоваться и выпускаться
и в более позднее время, и только ближе к XIX веку были вытеснены сейфами.
Тут надо сделать небольшое отступление и уточнить, что название "сундуки
Армады" в сущности неверное. Оно появилось только в викторианское время
(середина XIX века), когда люди решили, что именно в таких сундуках
суда испанской Непобедимой Армады вывозили золото из открытой в то время
Америки (которую тогда называли Индиями). Однако, действительности это не
соответствует. Хотя обсуждаемые сундуки и использовались на судах,
разграбление испанцами Америки пришлось большей частью на первую
половину и середину XVI века, а в конце того же века от Армады мало
что осталось и испанское морское господство закончилось. Сундуки же,
как было сказано выше, начали широко применяться только с конца XVI века.
Поэтому изначально их называли иначе, причем названий было немало.
Они могли именоваться по назначению - сундуки-кассы (денежные сундуки -
money chest); по свойствам - крепкие ящики (strong box, сейчас это синоним
слова сейф); по месту изготовления - нюрнбергские сундуки, аугсбургские
сундуки или немецкие сундуки (поскольку производились они большей частью
в южной Германии).
Назначение же сундуков никогда разночтений не вызывало. В них хранили
самое ценное, в первую очередь, конечно, деньги и драгоценности. Также
частым их содержимым были документы, кроме того, в них могли держать
оружие. Вообще сундуки Армады применялись в самых разных местах. А армии
они служили полковыми кассами, в монастырях в них хранили дары и древние
манускрипты. Они попадались в замках и в богатых купеческих лавках,
чиновники держали в них деньги с налогов и тарифов. Часто можно было
встретить их и на кораблях (как торговых, так и военных), обычно в
капитанской или офицерских каютах. На кораблях, кроме прочего,
в них могли хранить еще и навигационные приборы - как чрезвычайно важную
часть корабельного инвентаря. Сундуки в "морском исполнении" обычно
имели два отличия. Во первых, снизу у них были отверстия (как правило,
два), которые позволяли прикрутить сундук к палубе. Во-вторых, они были
обмазаны дегтем (смолой) для защиты от коррозии - смоление широко
применялась на парусных судах, достаточно вспомнить просмоленные веревки
и канаты.
В связи с корабельной темой нельзя не рассказать о пиратах. По расхожим
легендам именно в сундуках пираты возили и потом закапывали награбленное.
Но на поверку оказывается, что стереотипы, которые считаются чуть ли не
азбучной истиной, на самом деле являются мифами. Неизвестно, насколько
часто пираты пользовались сундуками Армады, но то что они могли ими
пользоваться сомнению не подлежит. Есть даже отдельные документальные
свидетельства. Однако, эти сундуки были очень тяжелыми. Масса сундука средних
размеров (как было сказано выше, это примерно 80*40*40 см) составляла
50-80 кг, а иногда и до 120 кг. Пустого. Наполненный же золотыми монетами
(а золото в 1.7 раза тяжелее свинца), он весил явно больше полутонны. В этом
смысле образы из фильмов, где два бравых пирата бредут по песку на
необитаемом острове, таща полный сундук золота, оказываются совершенной
фантастикой. И еще из области мифотворчества. Часто пиратские сундуки
изображают с горбатой крышкой. В реальности же крышка всегда была плоской,
выпуклая ее форма появилась, по всей видимости, только в XIX веке у дорожных
и других сундуков для одежды и прочих подобных вещей.
Теперь подробнее остановимся на технической части. Корпус сундуков Армады,
как уже было сказано выше, был из листового железа и обычно усиливался
железными полосами на заклепках. Петли и навесы для дополнительных
замков остались традиционными, а вот основной замок - что и было
новшеством - монтировался на нижней стороне крышки. Ригели, расположенные
по периметру крышки, были подпружинены и имели скос - точно как на
современных самозахлопывающихся замках. Таким образом, закрыть
сундук можно было не только ключом, но и простым захлопыванием крышки,
если ригели при этом были выдвинуты. Захлопнутый внутри сундука ключ,
очевидно, становился очень неприятной проблемой.
Ригели, количество которых могло достигать 24, а иногда и более, заходили
за мощное ребро, проходящее по всему периметру корпуса сундука, по верхней
кромке. Замочная скважина всегда располагалась по центру крышки. При
повороте ключа движение через сложную систему рычагов передавалось
одновременно на все ригели. В некоторых случаях задние ригели (со стороны
петель) были неподвижными и при закрытии крышки автоматически заходили под
борт, как противосъемные штыри у современных металлических дверей. Пружины до
XVI века были исключительно V-образными и изготовлялись холодной ковкой, за
счет чего они оказывались очень прочными. Позже стали использоваться и
спиральные пружины, однако их широкое применение в рассматриваемых сундучных
замках приходится уже на конец XVII века, а то и на XVIII век. Детали
механизма нередко имели декоративную форму и украшались гравировкой, причем
тот или иной вид украшений был типичен для конкретного мастера или региона
производства. Обязательным атрибутом сундука были мощные ручки по бокам
для переноски.
На фото замок сундука, выставленного в Архиве Индий в Севилье (Испания).
Схема типичного замка раннего периода.
[
отсюда]
Иногда на сундук ставился замок с двумя независимыми ключами, образец
можно увидеть, например, в коллекции Арсенала города Грац (Австрия).
Сундук имеет 28 (!) ригелей и весит около 300 кг. На табличке указано, что
он, возможно, был изготовлен в 1582 году, однако некоторые признаки
(панели, прикрывающие механизм, ригели на углах, да и внешний вид корпуса)
позволяют отнести его скорее к XVIII веку.
[
отсюда]
Поскольку ключ приводил в действие все ригели одновременно, к нему
нужно было прикладывать изрядное усилие - так как требовалось преодолеть
и силы трения в механизме, и усилие пружин ригелей. Как следствие,
ключ был мощный и изрядных размеров, длина его достигала 12-15 см.
Кстати, принцип действия ключевого механизма несколько отличался от
современного. В применяемых сейчас замках разных систем (сувальдных,
цилиндровых...) ключ, имея выступы и впадины, сдвигает в нужное положение
блокирующие элементы, освобождая путь для привода ригеля. В замках
сундуков Армады движение механики не блокировалось, но ключевина имела внутри
перегородки хитрой конфигурации. У ключа были прорези в соответствующих
местах и поэтому он мог повернуться в скважине. Не подходящий ключ
просто физически нельзя было повернуть, поскольку его бородка упиралась
в перегородки.
[
отсюда]
[
отсюда]
Замок сундука XVII века с 9 ригелями в действии.
Click to view
Изначально механизм замка ничем не прикрывался, но позже (примерно
с конца XVII - самого начала XVIII веков) стали ставить декоративную
панель из прорезного металлического листа (часто латунного или медного),
нередко с гравировкой. Ключевина закрывалась выштампованной металлической
чашкой. Еще позже (в XVIII веке) панель все чаще стали делать сплошной, а
потом и с бортиками, в результате чего механизм оказывался полностью
закрытым и наружу торчали только ригели.
На фото сундук из коллекции Алькасара в Сеговии (Испания). Судя по всему,
это XVIII век.
К XVIII веку принцип действия замка остался прежним, но конструкция стала
более рациональной. Вместо хитроумной схемы из небольших рычажков
устанавливалась цельная центральная тяга с выступами, которые через
передаточные рычаги тянули ригели.
Схема из книги Дюамеля дю Монсо - Слесарное искусство, Описание искусств
и ремесел (Duhamel du Monceau - Art du serrurier, Description des arts
et metiers, Paris, 1767).
[
отсюда]
Также в сундуках XVIII века стали применяться ригели на углах. Борт корпуса
в этом случае имеет характерные треугольники в углах. На фото еще один
сундук, вероятно XVIII века, из коллекции Алькасара в Сеговии. Декоративная
панель снята (и, возможно, утеряна), зато хорошо видны угловые ригели.
Кроме того, более поздним изобретением было расположение внутри сундука
небольшого дополнительного отделения со своим отдельным ключом. Замок
этого отделения монтировался, как и у сундука, под крышкой.
[
отсюда]
Поскольку железо превосходно проводит тепло, сундуки Армады не обеспечивали
сохранность содержимого в случае пожара. Для хранящихся внутри документов
пребывание сундука в огне было и вовсе фатальным. Ближе к XIX веку с этим
пытались бороться путем применения двойных стенок, между которым клали
слой теплоизолятора, например, пробки. Полностью проблему оно, конечно,
не решало, но все же сколько-то смягчало эффект от теплового воздействия.
Как уже упоминалось, в дополнение к основному замку широко использовались
всякие секретные механизмы. Скажем, достаточно типовым приемом было
закрытие замочной скважины накладкой (нередко замаскированной), для
возможности отодвигания которой требовалось нажать, сдвинуть или повернуть
секретные кнопки или рычажки, обычно замаскированные под головки заклепок.
Иногда надо было последовательно зажать или сдвинуть две "заклепки" и,
удерживая их, повернуть накладку над ключевиной - что было весьма непросто
сделать одной парой рук. Эта хитрая механика не всегда предусматривала
автоматический возврат в исходное положение, иногда для этого требовалось
выполнить определенные манипуляции на самом замке, под крышкой сундука.
Ставились и дополнительные ступени защиты, когда один из ригелей отодвигался
отдельно, нажатием на очередную секретную кнопку. В этом случае открыть
сундук, не зная секрета, было невозможно, даже имея ключ и открыв им замок.
Кроме того, почти обязательным атрибутом была ложная замочная скважина на
передней стенке корпуса, которая не выполняла никакой функции, кроме
отвлечения внимания потенциального взломщика. Еще известны сундуки, имеющие
в замочном механизме колокольчик, который звякал при повороте ключа. Это было
призвано препятствовать бесшумному тайному открытию. Правда, вся механика
и без того работала не особенно тихо.
Поскольку сундуки Армады применялись в самых разных местах, декорировались
они тоже по-разному. Чисто утилитарные варианты нередко не имели декора
вовсе или украшались минимально, например, декоративным оформлением ложной
замочной скважины. Другие же, особенно принадлежащие богатым и влиятельным
особам, имели богатую отделку, часто в виде чеканных и гравированных
орнаментов, а также росписи на стенках. Иногда применялась даже позолота.
[
отсюда]
Внутренняя часть практически никогда не украшалась, кроме замка и
закрывающей его панели, которые обычно были декорированы гравировкой
или, для панели, прорезным орнаментом.
[
отсюда]
[
отсюда]
Позже во главу угла была поставлена функциональность, поэтому богатая
внешняя отделка стала исключением. На стенках остался только рисунок,
образованный пересекающимися металлическими полосами.
Сундуки Армады изготавливались в основном в южной Германии и Фландрии, а
также в Австрии и Швейцарии. Наиболее известными центрами производства
были города Аугсбург (Augsburg) и, особенно, Нюрнберг (Nuremberg).
В Cредние века ремесленное производство концентрировалось в городах, и хотя
в крупном городе обычно было представлено много видов ремесел, отдельные
виды развивались особенно успешно. Именно таким образом южная Германия
стала центром производства изделий из металла, к XV веку кузнецы этого
региона считались одними из лучших в Европе. Наиболее распространенной
продукцией местных мастеров-металлообработчиков были оружие и доспехи. В
Нюрнберге и Аугсбурге делали все известные на тот момент виды продукции
военного назначения: мечи, шпаги, кинжалы и прочее холодное оружие, кирасы,
шлемы и другие части доспехов, стрелковое оружие, конскую амуницию,
аксессуары, экипировку для турниров... Продукция была отменного качества,
даже короли других государств заказывали себе снаряжение у местных
мастеров. Сундуки Армады массово выпускались в этом регионе с конца XVI
до последней четверти XVIII века.
Прежде чем перейти непосредственно к производству изделий из металла вообще
и сундуков в частности, надо сделать отступление и в общих чертах обрисовать
принципы ремесленного производства в ту эпоху. Примерно с XII века
представители разных профессий начали объединяться в гильдии (цеха).
Существовали гильдии булочников, сапожников, ткачей и так далее. Причем
деление шло не по производственному процессу (что кажется логичным с
сегодняшних позиций), а по видам выпускаемой продукции. Так, ножами
занималась гильдия ножеделов, а кинжалами - гильдия оружейников, хотя
технологически изготовление того и другого было практически одинаковым.
Каждая гильдия имела монополию на производство того или иного вида изделий
и контролировала качество и объем выпускаемой продукции, а также, обычно,
и условия производства, закупки сырья и т.д.
Образующей единицей гильдии (цеха) был мастер-ремесленник, фактически
это означало мастерскую, семейное предприятие. В мастерской, помимо
самого мастера, работали и члены его семьи, а также (часто, но не всегда)
подмастерья и ученики, живущие в том же доме, что и мастер с семьей.
Ученик за свою работу не получал ничего, нередко за его обучение даже
брали плату. Со временем (для технически сложных ремесел через 3-4 года,
а то и более) он набирался опыта и мог перейти в разряд подмастерьев.
Последние уже получали деньги за работу и по сути были наемными работниками.
Подмастерья также могли быть наняты на стороне, при этом главным
предъявляемым к ним требованием была высокая квалификация. Побыв какое-то
время подмастерьем (обычно тоже не один год), человек мог стать мастером.
Для этого надо было сделать "шедевр", т.е. типовое для мастерской изделие
повышенного (часто - сильно повышенного) качества. Нередко практиковалась и
работа "при открытых дверях", т.е. члены цеха могли наблюдать за процессом
изготовления изделий. Вторым почти обязательным условием было наличие
средств производства, т.е. мастерской и/или набора инструментов, или же
денежной суммы, достаточной для их покупки. Могли быть и дополнительные
условия, в том числе в виде вступительного взноса. Переходя в категорию
мастеров, человек получал право самостоятельной работы и становился
полноправным членом гильдии. В принципе в гильдию могли приниматься и
мастера со стороны, основные условия при этом были практически такими же:
квалификация, достаточная для личного проведения всех фаз
производственного процесса, и, почти всегда, наличие средств и орудий труда.
Мастерская ремесленника была одновременно и его домом, а также и лавкой
где он продавал свои изделия (товары обычно выставляли в окнах мастерской,
которые служили витриной). Даже если собственно мастерская по
техническим причинам была территориально вынесена, юридически она все
равно считалась единым целым с жилым домом. Мастерские одного цеха часто
группировались в одном месте, так что в старых городах некоторые улицы
по сию пору именуются по некогда располагавшимся здесь производствам,
например, улица Жестянщиков. Продавать свои изделия мог только лично
мастер и только в своей лавке либо на ярмарке (или в ином, явно
установленном месте); оптовый сбыт через посредника не допускался. Изделия
могли производиться как для свободного сбыта (без заказа), так и под заказ,
для конкретных потребителей. Под свободный сбыт обычно попадали массовые
ходовые товары, скажем, хлеб, обувь или ножи, но нередко таким же образом
производились и продавались и более специализированные изделия, например,
замки или шпоры.
Каждая гильдия имела собственную кассу, герб (значок) и печать. Дела
решались на общих собраниях мастеров. Полноправными членами гильдии были
только мастера (но не подмастерья, тем более, не ученики) и каждый из них
участвовал (по крайней мере, мог участвовать) в жизни цеха. Руководство
цеха и его должностные лица избирались из мастеров; потенциально каждый
имел право быть избранным. Правда, далеко не все охотно на это шли,
поскольку выборные должности нередко не оплачивались и помимо некоторых
прав налагали много обязанностей. Руководство и должностные лица представляли
цех перед городскими властями, решали конфликты, санкционировали прием
подмастерьев, занимались контролем качества и проверкой уровня мастерства
учеников и подмастерьев. Прием новых членов цеха, конечно, тоже находился
в их ведении.
Важным фактором было то, что отчасти даже личная жизнь внутри гильдии,
не говоря уже о профессиональной деятельности, регулировалась уставом,
содержащем очень подробно прописанные правила. Так, устав запрещал
подмастерьям работать на себя в мастерской своего мастера-ремесленника,
особенно с использованием хозяйского материала. Часто запрещалось одному
мастеру делать изделия из сырья другого мастера (наемный труд, иначе говоря).
Количество подмастерьев и учеников в мастерской жестко регулировалось, в
среднем в гильдии общая численность подмастерьев оказывалась сопоставимой с
численностью мастеров; так как помощниками мастера обычно были члены его
семьи, и полное отсутствие подмастерьев не было чем-то исключительным.
Производством можно было заниматься только в своей мастерской (кроме
явно оговоренных случаев), продавать не свои изделия запрещалось,
иногда накладывались ограничения и на объем производимого товара.
В общем, устав гильдии весьма успешно регулировал конкуренцию, стараясь не
допускать большого имущественного неравенства, и способствовал сохранению
хороших отношений между членами цеха.
Помимо производственных отношений и вопросов по изготовлению и качеству
продукции (об этом чуть ниже), уставы в какой-то степени регулировали и то,
что по нынешним меркам относится к личной жизни (впрочем, в то время
личная жизнь и ремесло очень сильно переплетались). Регламентировались
совместные пирушки членов цеха, необходимость мастеров следить за поведением
подмастерьев и учеников (скажем, мастер должен был контролировать, чтобы
они не ходили по кабакам и ночевали дома), устанавливались правила финансовой
помощи внутри цеха, если возникала такая необходимость. Нередко поощрялись
браки между подмастерьями и дочерьми или сестрами мастеров, что тоже
могло быть прописано.
Кроме того, в уставе могли присутствовать специфические для данного цеха
правила. Так, в гильдии слесарей города Реймса в начале XVIII века
существовал запрет на изготовление дубликатов ключей.
Нарушение устава каралось штрафами (виды и размеры которых были прописаны
в том же уставе), а в особых случаях и исключением из цеха.
Качество изготовляемых изделий всесторонне контролировалось. Во-первых,
в цеховых уставах обычно очень подробно указывались требования к сырью,
причем не только по качеству, но и по методике закупа. Во-вторых,
указывалось как должно изготавливать изделия, а равно как и кто должен
все это контролировать. Правда, формулировки были весьма расплывчаты
и обычно имели вид "хорошо", "правильно" и "должным образом", что
подразумевало наличие неписанных правил. Это было вполне объяснимо:
с одной стороны, члены гильдии хорошо знали как следует делать
"должным образом", поскольку прошли длительное обучение у старших
товарищей; с другой стороны, такие формулировки не позволяли человеку
со стороны проникнуть в производственные секреты и даже проверить
качество изделий. Но в некоторых случаях критерии все же как-то
конкретизировались, например, в уставе гильдии слесарей города Реймса
середины XVII века было написано:
"Все замки сундуков должны быть хорошо и удовлетворительно сделаны
без каких-либо трещин, изломов или щелей, которые могут повредить
замкам. ... и пусть будут указанные изделия хорошо и должным образом
закалены".
За качеством продукции следили должностные лица цеха, для этого они
совершали периодические (а иногда и внеплановые) обходы мастерских
своего цеха. Они же оценивали "шедевры" претендентов на звание мастера.
Начиная с XVI века последовали существенные изменения, которые коснулись
как технической, так и организационной сторон дела. До этого времени то
или иное изделие из железа обычно полностью выполнялось в одной мастерской
одним мастером, и основной операцией была ковка. Однако технологии
совершенствовались и, скажем так, производственный цикл существенно
удлинился. После ковки детали и изделия обрабатывались напильниками с целью
выравнивания и подгонки (что стало одной из важнейших технологических
операций), потом отделывались, в том числе с применением чеканки, травления,
гравировки и других техник; при необходимости полировались... В общем,
началось разделение труда, и в пределах одной мастерской изготовить сложное
изделие целиком стало нереально. Сбыт готовых изделий оказался в руках
мастеров, выполнявших финишные операции, вся система организации гильдий
в прежнем виде пошатнулась (это касалось не только кузнецов, но и
представителей других ремесел, например, ткачей). Разбогатевшие
ремесленники постепенно начали отходить от участия в производстве и
превращаться в профессиональных торговцев. С другой стороны, купцы стали
стремиться оптом скупать производимые товары с целью дальнейшей перепродажи
с выгодой для себя. Хотя руководство гильдий сильно сопротивлялось, уставы
изменялись и дополнялись, но даже и в этом виде они не всегда отражали
истинное положение вещей. А по факту в конце концов сложилась следующая
система. Многие мастера превратились, по сути, в наемных работников (нанимая,
в свою очередь, большое количество подмастерьев) и работали на купцов, точнее,
на поставщиков-скупщиков. Те снабжали мастерские сырьем (для
мастеров-"металлистов" это в первую очередь было железо с железоделательных
заводов) и получали за это готовую продукцию. Причем часто деньги в таком
обмене не фигурировали вовсе и мастера получали товары первой необходимости
(продукты, ткани и так далее) по бартеру. Индивидуальное кустарное
производство превратилось в кустарную промышленность. Прямым следствием
стало обнищание рядовых членов гильдий. Но объемы производства при этом
увеличились и, главное, рынок сбыта резко расширился. Вот почему имевшие
спрос сундуки Армады бойко расходились по всей Европе и даже за ее пределами.
Теперь о технической стороне дела. Примерно в XV веке появилась отдельная
профессия замочника (и начали создаваться соответствующие гильдии).
Обычно название профессии переводят буквально - слесарь, но более
правильным и точным было бы название мастер-замочник (locksmith).
Впрочем, в немецком языке "слесарь" (schlosser) образовано от слов "замок",
"ключ", т.е. как раз мастер по замкам. Хотя эти мастера выпускали весьма
широкую гамму изделий, в том числе, например, стремена, шпоры, флюгеры и
подсвечники, основной их продукцией все-таки были замки и изделия схожего
назначения.
В то время ремесленники-металлообработчики обычно сами делали
свой инструмент, поэтому молотки, зубила, напильники, сверла и т.д.
были, как правило, самодельными. Важнейшими инструментами
мастера-замочника были разного рода напильники, ведь детали в замочном
производстве должны были быть изготовлены весьма точно, что требовало
большого количества отделочно-подгоночных операций. Это, впрочем, вовсе
не исключало грубой ковки - исходное заготовки чаще всего также
изготавливались самим мастером.
К XVI веку, когда появились первые сундуки Армады, производство
железа было весьма развито. Для выплавки использовались доменные
печи (конечно, гораздо меньшего масштаба по сравнению с современными),
причем была известна и активно применялось двойная переплавка. При первичной
плавке из руды получали чугун, который сам по себе хрупок и для производства
большинства изделий не годится. Затем из него переплавкой удалялся излишек
углерода, что давало на выходе сталь или железо. К рассматриваемому времени
умели вырабатывать с десяток видов железа (стали) с определенными свойствами,
так что материал для разных деталей выбирался соответственно их назначению.
Вначале все детали, включая и плоские листы, получали исключительно ковкой.
Но когда в начале XVIII века была изобретена горячая прокатка, листы стали
катанными; остальные же детали по-прежнему выковывались.
Железоделательные заводы обычно располагались около шахт, но готовая
продукция (болванки-полуфабрикаты) расходилась географически очень широко
за счет торговли. Поэтому для производства железных изделий в конкретном
регионе могло использоваться сырье из совсем другого региона, а то и
государства. Так, в Швеции было весьма развито горное дело и в меньшей
степени металлообрабатывающие ремесла. Вследствие этого немалая часть
шведского железа (иногда чуть ли не большая часть от производимого
количества) шла на экспорт, в том числе в Германию. Шведское железо даже
ценилось выше немецкого. Таким образом, если сундуки Армады делали большей
частью в регионе южной Германии, то сырье для них могло иметь самое разное
происхождение.
Общая технология изготовления сундука была такой. Из железного листа
начерно вырубали детали корпуса, затем дорезали их в размер. Далее
проделывали отверстия под приклепку полос, крепление петель, замков,
скоб и т.п. Следующим этапом было приклепывание крест-накрест усиливающих
металлических полос (при этом края оставляли свободными), после чего
ровняли полученные пластины. Затем корпус собирался приклепыванием
по контуру окантовки. Далее монтировались петли, замки и прочие навесные
детали. Наконец, выполнялись отделка и декорирование.
Теперь вернемся к сундуку Армады, выставленному в Архиве Индий.
Интересен он тем, что, судя по сопроводительной табличке, выпущен
существенно раньше, чем такие сундуки получили широкое распространение.
На табличке указано, что сундук железный, имеет размеры 144*70*72 см
и принадлежал Дому Торговли (Дом Торговли - испанское правительственное
учреждение в XVI-XVIII веках, которые контролировало испанское завоевание
Америки, называвшейся тогда Индиями; в функции Дома Торговли входил сбор
всех колониальных налогов и пошлин, утверждение всех экспедиций,
лицензирование капитанов, сбор информации о торговых путях и открытиях
и т.д.). Происхождение сундука точно неизвестно, возможно он был куплен
Домом Торговли у нюрнбергского купца Лазаро в 1537 году либо был в
собственности Консульства Перевозок в Индиях. Имеется традиционный для
таких сундуков замок со сложным механизмом с пружинами, количество
ригелей равно 16. Также присутствуют навесы для висячих замков и ложная
замочная скважина на передней стенке.
... По легендам существовали сундуки, имевшие зловещие секреты, несущие
смерть всякому, кто попробует покуситься на содержимое. В числе таких
"сюрпризов" называют спрятанные в крышке большие лезвия, которые внезапно
выщелкивались оттуда мощной пружиной. Острые дротики, вылетавшие в
незадачливого грабителя. И даже заряженный ствол или заряд взрывчатки,
срабатывавший в самый неожиданный момент. О реальном существовании
всех этих ужасов ничего не известно, но на страницы художественных
произведений подобные легенды просочились. Примером может служить
рассказ Полосатый сундук Артура Конан-Дойла, где фигурирует как раз
сундук аугсбургского мастера со смертельной защитой.
Источники и литература
http://www.oldlocks.com/johnc_oldchest/medieval_chest.htm
http://www.historicallocks.com/en/site/hl/Safes/20-Money-chests/
http://www.vikingsword.com/vb/showthread.php?t=17548
Proceedings of the Suffolk institute of archaeology and natural history, vol. XXIV, p. 30-32
Е.Н. Кириллова - Корпорации раннего Нового времени: ремесленники и торговцы Реймса в XVI-XVIII веках
А.А. Сванидзе - Ремесло и ремесленники средневековой Швеции
Георг фон Белов - Городской строй и городская жизнь средневековой Германии