В музеях Европы сундуки Армады встречаются нередко, но недавно такой
сундук был обнаружен... в Новосибирском краеведческом музее.
[
отсюда]
Для начала надо вкратце напомнить, что есть сундук Армады. Это
цельножелезный сундук для хранения ценностей, у которого под крышкой
находится сложный замок. Ключевина располагается по центру крышки и чаще
всего замаскирована, а ригели замка выдвигаются во все стороны, надежно
фиксируя крышку и спасая даже от спиливания петель. Такие сундуки начали
появляться в XVI веке и были распространены с конца XVI по конец
XVIII века (сейф в современном понимании этого слова изобрел англичанин
Джозеф Брама в 1784 году). Причем название "сундуки Армады" появилось
только в середине XIX века по ассоциации с испанской Непобедимой Армадой,
кораблями которой массово вывозились сокровища из Америки. Реально же эти
сундуки стали широко применяться уже после утраты Испанией морского
могущества. Исходно эти сундуки назывались по-разному, часто крепкими
ящиками (во многих европейских языках, например, английском, французском,
испанском, итальянском, сейчас это синоним слова сейф) или немецкими
сундуками - так как основным местом их производства была южная Германия.
На фото сундук Армады в замке Амбуаз (Франция).
Возвращаемся в Новосибирск. В 1985 году в Новосибирский краеведческий
музей был сдан закрытый железный сундук. Хозяин сундука был
эвакуирован в Новосибирск из Ленинграда во время войны и, решив
вернуться в родной город, не стал тащить с собой тяжелую железяку. По
его словам, сундук был пуст, раньше он открывался, но впоследствии ключ
оказался утерян. В музее сундук датировали концом XIX века и посчитали
изготовленным в России, а потому особой ценности не представляющим -
подобных изделий сохранилось очень много. Его однажды выставляли
в экспозиции, но большой частью он пылился в запасниках.
В ноябре 2017 года сотрудник музея Павел Орлов искал в интернете
иллюстрацию полковой кассы и случайно наткнулся на описание сундуков
Армады, где была, в том числе, фотография такого сундука из Национального
дворца Синтры (Португалия), поразительно похожего на хранящийся
Новосибирском музее экземпляр.
На фото сундук из Новосибирского музея в разных ракурсах...
[
отсюда]
[
отсюда]
[
отсюда]
[
отсюда]
... и два сундука из дворца Синтры.
Как только стало ясно, что экспонат гораздо интереснее и ценнее, чем
считалось ранее, было принято решение вскрыть сундук. Как это обычно
бывает, найти время и средства на серьезное исследование получается
только когда появляется большое желание это исследование провести.
Вскрыть сундук надо было, конечно, без повреждений, поэтому
администрация музея обратилась к специалистам по аварийному вскрытию
замков.
Тут надо отметить, что замки сундуков Армады по принципу действия
несколько отличаются от современных замков. В современных ключ вначале
сдвигает блокирующие элементы, чем освобождает ригель и позволяет его
сдвинуть. В замках сундуков привод ригелей не блокируется, но чтобы
сдвинуть ригели, ключ вначале должен пройти через лабиринт из металлических
перегородок, что возможно только если на ключе в нужных местах сделаны
прорези. Кроме того, нередко применялись дополнительные секретные
рычаги и кнопки, без воздействия на которые открыть замок невозможно.
Замок, как правило, очень мощный, ригелей немало и расположены они по
периметру крышки.
На картинке приведена иллюстрация из книги Дюамеля де Монсо
"Слесарное искусство" 1767 года издания (при нажатии открывается
в полном размере).
Та же иллюстрация, но уже из книги Чарльза Томлинсона "Конструкция
замков" 1853 года и с описанием работы замка на английском языке
(а не на старофранцузском, как в оригинале).
Поскольку замочный механизм весьма сложен, громоздок и имеет большое
количество пружин, при проворачивании ключа необходимо прикладывать
изрядное усилие. Из-за этого ключи к сундукам Армады имеют немалые
размеры (типовая длина порядка 10-15 см). Бородка ключей массивная
и Т-образная в сечении, что, по всей видимости, делалось для увеличения
прочности и износостойкости. По тем же причинам оригинальные исторические
ключи имеют в головке изрядных размеров отверстие - при открытии нередко
использовали штырь-вороток, который продевался сквозь это отверстие.
[
отсюда]
[
отсюда]
Сундуком занялся мастер по вскрытию замков Сергей Романовский.
Процесс занял в сумме почти 10 часов. Вначале прямо в музее был
изготовлен ключ из латуни. Поскольку латунь легко обрабатывается, ключ
подпиливался по месту по мере прохождения лабиринта (расположение
перегородок которого определялось по методу отпечатков). Но когда ключ
стал поворачиваться почти на полоборота, возникла проблема. Дальнейшие
следы не были похожи на продолжение лабиринта, но достигнут ли привод
ригелей оставалось неясным, поскольку никакого движения механики не
прощупывалось. Для выяснения истины была даже спилена часть латунного
ключа.
[кадр из
фильма]
Далее был изготовлен второй ключ, по образцу латунного, но из нержавейки
- бородка первого ключа из латуни толщиной 1.5 мм при попытке сдвинуть
ригели однозначно бы согнулась. У нового ключа бородка в сечении была
Г-образной. Это и увеличивало жесткость, и давало возможность проверить
по отпечаткам, достигнут ли конец лабиринта.
[
отсюда
и
отсюда]
Стальной ключ сработал: громоздкий механизм, еще и закисший от
многолетнего простоя, удалось стронуть раскачкой и затем открыть, правда,
ключ при этом изрядно погнулся. Кстати в замке оказался дополнительный
секрет - от накладки, закрывающей скважину, в механизм идет рычаг.
[кадр из
фильма]
В итоге был изготовлен третий ключ, для постоянного использования. Тоже
из стали, но вдвое толще предыдущего и по форме сделанный под старину.
После открытия взору предстал типичный для сундуков Армады замок с
5 ригелями и декоративной накладкой-панелью.
[
отсюда]
[
отсюда]
В дне сундука есть два отверстия со следами шайб, которые могут указывать
на корабельное использование. Конечно, не исключено что сундук крепился
к повозке или даже просто к полу - во избежание кражи.
[
отсюда]
Похожие по внешним признакам сундуки из музеев и с аукционов датируются
или XVII веком (часто с уточнением - конец XVII века), или началом
XVIII века. Дополнительную информацию дает наличие декоративной панели и
изображение на ней (об этом немного ниже).
На фото сундук, изготовленный в XVII веке в Нидерландах.
[
отсюда]
[
отсюда]
[
отсюда]
[
отсюда]
[
отсюда]
Сундук фламандского производства из музея в Торкае (Англия).
[
отсюда]
Этот сундук сделан в Нюрнберге в 1722 году.
[
отсюда]
[
отсюда]
Сундук конца XVII века.
[
отсюда]
Сундук XVIII века, Германия.
[
отсюда]
[
отсюда]
Сундук XVIII века, возможно, Германия.
[
отсюда]
Сундук XVII века.
[
отсюда]
Таким образом, время изготовления можно определить довольно
точно, это конец XVII - начало XVIII века. Со страной происхождения
несколько сложнее. Подобные сундуки чаще всего обозначены как германские
или, реже, фламандской/нидерландской работы. Но тут надо иметь ввиду
следующее. Поскольку сундуки Армады начали изготавливать в Германии
(в первую очередь в городах Нюрнберг и Аугсбург) и Германия в дальнейшем
оставалась одним из крупнейших центров их производства, такого рода
сундуки часто называли немецкими, вне зависимости от страны происхождения.
Например, во Франции они именовались Coffre fort d'Allemagne,
дословно Крепкий ящик (сейф) из Германии. Что же касается Фландрии,
в рассматриваемый промежуток времени этот регион включал в себя
современную Бельгию, часть Нидерландов и небольшую часть Франции.
Кроме того, Нидерландами в отдельные исторические периоды называли,
в том числе, Бельгию. Таким образом, можно сказать, что новосибирский
сундук был изготовлен либо в Германии, либо, что более вероятно,
во Фландрии (т.е. в Бельгии или Нидерландах).
Теперь обратим внимание на декоративную панель, прикрывающую запорный
механизм. У ранних сундуков механизм ничем не закрывался, но примерно
с конца XVII века часто стала применяться панель-накладка на замок.
Вначале она представляла собой металлический лист с прорезным орнаментом
и, нередко, с гравировкой. Позже, в XVIII веке стали применять сплошной
лист. Накладка сундука из Новосибирского музея сделана из двух
симметричных частей, склепанных между собой, что для подобных сундуков
этого периода является типичным решением.
На фото панель новосибирского сундука.
[кадр из
фильма]
[кадр из
фильма]
Выше, в обзоре похожих сундуков, видны декоративные панели. Конструкция
и стиль у них аналогичны.
Орнамент панели сундука из Новосибирского музея изображает морских животных,
более всего похожих на дельфинов стиле барокко. Подобные дельфины
встречаются в эпоху барокко по всей Европе, да и в России тоже есть.
Вот только некоторые примеры.
Фонтан "Тритон" в Риме (1642 год).
Фонтан Пантеона, также в Риме. Дельфины были установлены при реконструкции
в 1711 году.
Фонтан "Бассейн дракона" в Версале (1667 год).
Аранхуэс, Испания. Этот дворцово-парковый комплекс строился на протяжении
всего XVII века.
Дворец и парк Келуш, Португалия. Создавался с 1747 года в течение
почти 50 лет.
Фонтан "Самсон" в Петергофе (1735 год).
Фонтаны верхнего сада в Петергофе ("Нептун", "Межеумный", "Дубовый"),
сооружены в 30-е годы XVIII века. На фото "Межеумный" (1738 год).
Иногда на декоративной панели делали гравировку, однозначно определяющую
происхождение и дату производства сундука. На фото пример как раз такого
изделия, идентификация никаких сомнений не вызывает.
[
отсюда]
Также на сундуке или запорном механизме могут быть клейма. Но на
экземпляре из Новосибирского краеведческого музея при реставрации ни
гравировок, ни клейм обнаружить не удалось. Поэтому идентификацию
приходится делать по внешним признакам - особенностям конструкции
и декора. Однако есть еще неочевидные на первый взгляд признаки,
которые могут помочь в идентификации. Декоративная панель прикручена
шестью гайками. Сейчас само собой разумеется, что резьбы унифицированы,
но эта очевидная в настоящее время идея начала внедряться только
с начала XIX века с подачи англичанина Генри Модсли, который наиболее
известен как изобретатель токарно-винторезного станка. До этого диаметр
и шаг резьбы выбирались произвольно. Конечно, к концу XVII - началу
XVIII веков (когда был изготовлен сундук из Новосибирского музея)
резьбы нарезались специализированным инструментом, а не изготавливались
вручную зубилами и напильниками, как во времена средневековья, но
о стандартизации речи не шло. С другой стороны, в пределах одной
мастерской или группы мастерских крепежные элементы, скорее всего,
были одинаковы по типоразмерам. Таким образом, сравнив винты и гайки
из разных изделий по размерам, профилю резьбы и прочим особенностям,
можно с некоторой вероятностью предположить, были ли они изготовлены
в одном месте, или нет.
Остановимся еще на конструкциях замков и технологиях производства
того времени. По данным вопросам существует некоторое количество книг
XVII-XVIII веков. Причем, что интересно, большинство из них, если не
все, изданы во Франции, хотя традиционными центрами
металлообработки еще со средних веков были Германия, Фландрия и
север Италии (хотя, понятно, кузнецы и слесари существовали во
всех странах). Причем это касается лишь книг по слесарно-замочному
делу, так как, например, основополагающая работа по металлургии
и горному делу "12 книг о металлах" была написана немцем Георгом
Агриколой и впервые издана на латыни в 1556 году, а годом позже
на немецком языке.
Самой ранней книгой именно по слесарно-замочному делу можно считать
трактат Матурина Жусса "Верные начала слесарно-замочного
искусства, где приведены основные правила, проекты, опыт и руководство
по операциям вышеуказанного искусства", изданный во Франции в 1627 году.
В нем приведены, в том числе, многочисленные проекты замков с описанием,
эскизы замочных скважин, декора ключей и т.п. Дизайн всех изделий явно
барочный. Кстати, по схемам хорошо видно, что бородка ключа всегда
была Т-образной и представляла собой, по сути, небольшой сегмент
окружности, по которой вращался ключ.
В 1690 году - и тоже во Франции - была издана книга "Принципы архитектуры,
скульптуры, живописи и других искусств, которые зависят от них"
Андре Фелибьена. Один из разделов книги посвящен металлообработке -
как изделиям, так и инструментам и технологиям. Хронологически
сундук из Новосибирского музея был изготовлен как раз примерно
в это время, так что инструменты для его изготовления применялись
именно такие (с поправкой на региональные нюансы, конечно).
Далее картинки из 3-го издания книги 1697 года.
Кузница. A - каменное корыто для воды; B - нижняя часть горна,
куда кладется уголь; C - горн; D - воздушные меха; E - лопатка;
F,G - стуловые (кузнечные) тиски; H - наковальня; I - колода для
установки наковальни; K - подкладное кольцо; L - кузнечная форма;
M - кузнечное зубило с ручкой; N - большой молот; O - кувалда;
P - молоток-ручник; Q - подставка для инструмента.
A - двурогая наковальня; B - стапель для загибания; С - большие
стуловые тиски; D,E - шпераки (малые наковальни);
F,G,H - горновый инструмент: щетка, кочерга-лопатка, кочерга;
I,K,L - различные клещи.
A,B,C,D,E - пережимки, обжимки, щипцы для загибания и соединения;
F - ручные тиски; G - обычные клещи; H - молоток-ручник; I - циркуль;
K - сверлильный станок; L - подставка для сверления; M - сверло с
приводным шкивом; N - лучковый привод сверлильного станка;
O - винтовальная доска и метчик.
A - ножницы по металлу; B,C,D - напильники разных видов; E - рашпиль;
F - пробойники; G - зубило; H - гладилки; I - круглая и квадратная
зенковки; K - пробойники/чеканы разных видов; L - подставка для
полировки; M - крюк для открытия замков; N - узкая ножовка; P - керн;
Q - коловорот.
Металлообрабатывающие станки, да и вообще вся отрасль машиностроения,
начали появляется ближе к концу XVIII века, а в широкий обиход вошли
и вовсе с XIX века, до этого времени металл обрабатывался исключительно
вручную (разве что для ковки иногда применяли молоты с приводом от
водяного колеса). Технологически металлические детали вначале отковывали,
а потом доводили слесарным инструментом (напильники, зубила и т.д.).
Поэтому нет ничего удивительного, что в книгах того времени показаны
исключительно ручные инструменты - иных просто не было. Кстати, как
видно на картинках, многие кузнечные и слесарные инструменты практически
не отличаются от современных. А некоторые, хотя и практически вышли из
употребления к настоящему времени, еще вовсю использовались в начале
и даже середине XX века - как, например, винтовальная (винторезная)
доска, которую можно видеть в книгах 1940-х - 1950-х годов по
слесарному и часовому делу.
Еще одна книга, которую стоит упомянуть - "Слесарное искусство"
Дюамеля де Монсо 1767 года, опять же, французская, иллюстрация с
конструкцией сундука из которой была приведена выше.
При детальном рассматривании металлических полос, которыми окован сундук,
видны поперечные вмятины. Это как раз следы ручной ковки - сейчас
полосовой металл, получают прокаткой, и поверхность у него гладкая,
а при изучении под микроскопом видны продольные риски от прокаточных
валков.
[кадр из
фильма]
Теперь коснемся вопроса внешнего вида и декора сундуков. Изнутри их
обычно не украшали, за исключением замка и прикрывающей его пластины.
Снаружи стандартный декор включал в себя фигурные ручки (не всегда,
но довольно часто), насечку на петлях навесных замков (также часто)
и фигурную накладку вокруг фальшивой скважины на передней панели
(почти всегда). Также часть сундуков имеет декор корпуса - роспись,
а иногда и позолоту. Расписывались ли многие сундуки, или только
некоторые - сейчас сказать сложно. Дело в том, что за прошедшие столетия
декор настолько затирается и выцветает, а зачастую еще и закрашивается,
что нередко найти его следы можно только в результате полноценной
музейной реставрации.
Здесь надо сделать небольшое отступления и отметить, что
вообще изделия из металла до промышленной революции (т.е. до
конца XVIII века) в принципе были весьма дороги, тем более, крупные
и требовавшие большой трудоемкости и точности обработки
- такие как сундуки Армады с их сложными замками, например.
Стоимость именно сундуков определить сложно, но общее представление
можно получить, исходя из цен на ходовые железные изделия, в первую
очередь инструмент, оружие и доспехи - эти данные попадаются
в архивных документах. Вот информация по Англии (данные приведены
в старой английской денежной системе,
1 фунт = 20 шиллингов = 240 пенсов):
* наковальня - 1 фунт (начало XVI века);
* молоток - от 8 пенсов до 2 шиллингов 8 пенсов (начало XVI века);
* полный комплект инструментов мастера-оружейника - 14 фунтов (начало XVI века);
* доспех пехотинца-копейщика - 4 фунта (начало XVII века);
* полный доспех (обычный) - 14 фунтов (середина XVII века);
* шлем - 3-4 шиллинга (конец XVI века);
* пара пистолетов - около 2.5 фунтов (середина XVII века).
Для сравнения зарплаты того времени (XVI век):
* военный в звании капитана - 8 шиллингов в день;
* пехотинец - 8 пенсов в день;
* мастер-оружейник - 24 шиллинга в месяц;
* оружейник-подмастерье - 6 пенсов в день.
Стоимость некоторых сельскохозяйственных продуктов (в XIV веке;
для XVI-XVII веков можно брать коэффициент инфляции около 2,
т.е. удваивать приведенные цифры):
* корова - 6-10 шиллингов;
* свинья - 2 шиллинга;
* курица 1 пенс за пару;
* эль - 1 пенс за галлон (4.5 литра).
Из приведенных цифр видно, что пистолет стоил примерно одну месячную
зарплату квалифицированного мастера, а комплект доспехов - около
годовой зарплаты. Столько же стоил комплект инструментов
оружейника. При том, что на месячную зарплату мастер мог купить
корову. Таким образом, на современные деньги полный рыцарский доспех
(обычный, т.е. сделанный не на заказ и без украшений) примерно
эквивалентен новому неплохому автомобилю. Штучные же изделия стоили
огромных денег, например, доспехи принца Уэльского, изготовленные в
1614 году, обошлись казне в 340 фунтов.
Хотя точных цифр нет, понятно, что сундуки Армады стоили очень дорого
и позволить себе такой сундук могли только очень состоятельные люди.
Подобные изделия, помимо основных функций по сохранения богатств,
наверняка служили предметом престижа и украшались. Это хорошо видно
по тем же декоративным пластинам с орнаментом. Поэтому вполне вероятно,
что декор был на многих сундуках, просто далеко не везде он
сохранился до нашего времени.
Но вернемся к сундуку из Новосибирского краеведческого музея. Процесс
реставрации занял 6 месяцев. После снятия загрязнений и четырех
слоев краски взору предстал цветочный орнамент (сделанный, возможно,
с применением травления). Кроме того, были обнаружены следы сусального
золота. Сундук в процессе расчистки:
[
отсюда]
И результат:
[
отсюда]
[
отсюда]
Замок. Ригели скошены на концах, что позволяет захлопнуть крышку без ключа.
Правда, при этом есть вероятность оставить ключ внутри, а вскрыть сундук
без ключа во времена его изготовления было очень большой проблемой
(и сейчас-то это непросто, если не пилить болгаркой или газовым резаком).
[кадр из
фильма]
Стойки и гайки квадратные. Шестигранники стали применять много позже,
после перехода на машинное производство.
[кадр из
фильма]
Одна из пружин механизма.
[кадр из
фильма]
Про вскрытие сундука был снят фильм, посмотреть его можно здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=4DuM9Ctak9U Источники и литература
Матурин Жусс - Верные начала слесарно-замочного искусства
Андре Фелибьен - Принципы архитектуры, скульптуры и живописи
Дюамель де Монсо - Слесарное искусство
(альтернативный вариант)
Чарльз Томлинсон - Конструкция замков
Цены и зарплаты в средневековье
Страница Павла Орлова в ЖЖ
Новосибирский краеведческий музей:
сайт ,
Вконтакте