Размышления после Детройтского автосалона

Feb 16, 2015 22:26




Наш проницательный читатель уже сразу понял, что речь пойдёт не о Берлинском кинофестивале, не о Минских переговорах, а именно о Детройтском автосалоне, прошедшем в январе 2015 года. Нет, автор этих строк на данном мероприятии не был. Увы. Но как человек, активно интересующийся автомобилями, не мог не прочитать массу материалов, рассмотреть кучу фотографий, изучить мнения экспертов - одним словом потратить довольно много личного времени на ознакомление с новинками мирового автомобилестроения, результатом чего стали размышления, которыми и хочет поделиться.
Нет слов - прогресс в данной области за истекшие сто пятьдесят лет оказался весьма и весьма внушительным. Слегка перефразируя классиков, можно сказать, что железный конь вытеснил с наших дорог живых лошадок. Уж не услышишь: «Эй, ямщик, гони-ка к «Яру», не закричит бородатый водитель кобылы «Гей, залётные!» Да и сами железные кони изменились до неузнаваемости. Из чадящих жутким дымом, издающих дикий треск, медленно ползущих тележек они превратились в сверкающих лаком, практически бесшумных и стремительных красавцев, рассекающих просторы со скоростью, превышающей уже 250 километров в час. Это, к слову, скорость захода на посадку многих современных реактивных самолетов.
Но одно осталось неизменным - двигатель. Механизм, с помощью которого автомашины приводятся в движение. Да, конечно, и здесь человечество продвинулось далеко вперед. Придумываются новые системы подачи топлива, передачи энергии от двигателя к колесам. Применяются все более совершенные смазочные материалы, облегченные сплавы металлов и многое, многое другое. Благодаря всему этому растет мощность двигателей, их ресурс, скорость передвижения. Выхлопные газы становятся все более чистыми, а управление - комфортным. Но, по сути, со времен Готлиба Даймлера и Рудольфа Дизеля принципиально ничего не изменилось. Цилиндр, поршень, коленчатый вал, бензин или дизтопливо, поджигание смеси искрой или давлением - все это мы видим под капотами абсолютного большинства самых современных машин - от самосвалов до гоночных болидов. Да, были и есть попытки придумать что-то новое: роторно-поршневые двигатели, электромоторы, водородные двигатели. Но все эти попытки, по большому счету, успехом не увенчались. Почему же в этом вопросе нет никаких принципиальных, подчеркиваю - принципиальных, изменений за целых полтора века?
Кстати, это касается не только двигателей внутреннего сгорания.
За те же полтора века совершенно не изменился принцип стрелкового оружия - как стреляли тогда, так стреляют и теперь. Да, скорострельность, да, дальнобойность, ёмкость магазина. Но принцип остался прежним - капсюль, гильза с порохом, пуля (снаряд). Как гладили бельё двести лет назад горячим утюгом, так то же самое делают и сейчас. Да, тефлоновое покрытие, да, вместо углей электричество. Но принцип остался прежним - воздействие на ткань горячим металлом. Или взять механическое крепление - заклёпки, болты с гайками не меняются веками. И прочее, и прочее - примеров множество.  Но мы - о машинах.
Неужели двигатель внутреннего сгорания - предел совершенства, и ничего лучшего изобрести уже нельзя? Попробуем разобраться, не вникая в технические подробности.
Давайте дадим волю фантазии и на минуту представим, что изобретателям удалось придумать, конструкторам - сконструировать, а технологам - внедрить в массовое производство фантастический автомобильный двигатель. Представим, что он приводится в действие какой-то совершенно экологически безвредной и бесплатной субстанцией, например, солнечным светом. Причем даже в самый пасмурный и дождливый день ему достаточно пробыть под открытым небом минут десять, чтобы полностью быть готовым к действию и обеспечить движение в течение темного времени суток. Да и к тому же, по своим мощностным, скоростным и прочим характеристикам он ни в чем не уступает привычным бензиновым или дизельным моторам. Представили? А теперь придётся представить, что произойдет в глобальном масштабе, если все начнут ездить на таких машинах.
Воздух станет чище - однозначно. А вот заправочные станции опустеют, и придется им переквалифицироваться в киоски, продающие хот-доги и кофе (собственно, они уже и сейчас практически превратились в такие заведения). Но это еще полбеды. Мощнейший удар будет нанесен по экономикам нефтедобывающих стран - в первую очередь стран Персидского залива. Какие там оазисы, золотые дворцы, личные самолеты с бассейнами внутри и крытые горнолыжные курорты! В самом лучшем случае они, враз растерявшие свое финансовое могущество, будут грызть друг другу глотку за каждый глоток воды и крошку хлеба. Значит, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и их соседи будут рьяно противиться такому изобретению и, наплевав на любые расходы,  не остановятся ни перед чем.
Может это будет выгодно американцам? Соединенные Штаты являются крупнейшим импортером нефти - это факт. Покупают они ее за свою национальную валюту -  это еще один факт. То есть за деньги, которые сами и печатают в необходимом им количестве, они получают живой товар, именуемый кровью  экономики.
Американский доллар имеет на сегодняшний день статус основной мировой валюты. Почему? Да потому, что все международные расчёты за нефть производятся именно и только в долларах. Кто бы ни продавал нефть или её производные - Венесуэла ли, Норвегия, Катар или Россия, взамен они получают доллары. И как только упадёт значение нефти, так буквально на следущий день ставшая никому ненужной зелёная резаная бумага хлынет на родину. Что вызовет такую инфляцию внутри страны, по сравнению с которой российская инфляция 1992 года покажется  забавой, или, обращаясь к классикам во второй раз - невинной детской игрой в крысу. Внутренняя экономика, не выдержав этого цунами, будет просто уничтожена. А уж каким страшным образом будет задето самосознанием великой американской нации! Из князей, да в грязи, причем, отнюдь не в лечебные. Из мировых лидеров - в нищего на паперти. И не спасёт их никакая кремниевая долина. Возвращаемся к поставленному вопросу  - нужно ли США такое изобретение? Ответ, по-моему, очевиден. И органы, по долгу службы призванные охранять национальную безопасность, сделают всё, чтобы рождённый нашей фантазией проект не осуществился ни в коем случае.
Про Россию и говорить много не придется. По официальным данным доходы от нефтегазовой отрасли составляют около 50% всех вливаний в государственный бюджет. Тут, как говорится, без комментариев. Да и признаемся честно - нет у России в нынешние времена того советского инженерно-конструкторского и промышленного потенциала, который смог бы создать и внедрить нечто подобное.
Так кому могло бы быть выгодно изобретение двигателя, работающего на бесплатном топливе? Теоретически, это могла бы быть страна с мощной экономикой, развитой промышленностью, которая, однако, не имеет собственной нефтедобычи. Германия, к примеру. Или Япония. Или Китай. Ох, как бы оно им пригодилось - обеспечить свою энергетическую независимость и безопасность. Но! Никак нельзя забывать о тесной, теснейшей взаимосвязи ведущих мировых экономик. Достаточно вспомнить мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008-м году. Из этого кризиса, пришедшего, кстати, из-за океана, страны Евросоюза не могут выбраться уже седьмой год. И положительных сдвигов, по словам макроэкономистов и аналитиков, в ближайшей перспективе не предвидится.  Поэтому, учитывая вышеописанные последствия такого изобретения в первую очередь для США, России и стран ОПЕК, Германия, Франция или Китай с Японией вряд ли станут поддерживать такую инициативу. Жить-то хочется сытно и богато здесь и сейчас. Так зачем же нарушать мировой порядок и спокойствие ради непонятно каких целей, ради такого прогресса, который разрушит все мироустройство? В результате которого мировая финансовая система (побеспокоим классиков в третий и последний на сегодня раз) рухнет стремительным домкратом.

И в заключение. По данным, опубликованным американским геологоразведочным агентством USGS, запасы нефти в мире достигают 3000 миллиардов баррелей (400 миллиардов тонн). При нынешнем потреблении этого запаса хватит, по разным оценкам, на 30-40 лет. То есть, на жизнь людей поколения, активно влияющего на нынешние стратегические и глобальные процессы в мировой экономике, этого запаса хватит с лихвой. А что там будет лет через 40-50 - это уже их, видимо, не беспокоит. Не им же в конечном итоге решать эти проблемы.
Так что же в итоге? Получается, что в обозримом будущем у нас нет шансов стать свидетелями прорыва, реально нового изобретения, способного вытеснить из-под капотов автомашин привычные бензиновые и дизельные двигатели. Некому создать им замену. Ибо нет в мире такой силы, которая имела бы интеллектуальный потенциал создать такой двигатель, и одновременно могла и была бы заинтересована в его массовом внедрении.

Просто. Как оба наших пальца.

Оставить комментарий на сайте

автомобили, технологии, нефть, прогресс, США, Россия

Previous post
Up