Удивительнейшее плавание на маленькой красной лодочке по Южной Шуе. Часть вторая

Mar 18, 2016 08:03



Удивительнейшее плавание на маленькой красной лодочке по Южной Шуе. Часть вторая, в которой порог Сизовский, утробно булькая, пережевывает экипаж, встречаются различные предметы народного быта, показывается плоское щучье брюхо, обносится ГЭС и присутствуют рассуждения о том, что можно утопить в порогах.

Напомню, что в конце предыдущей части красная лодочка дошла до порога Сизовский, ужаснулась, и уплыла бояться вверх по течению…

2. Следующее утро началось с достаточно радостной картинки. Нет, я не нашел эти часы. Радость состояла даже не в том, что атмосферное давление составляло 1009 каких-то стремных японских единиц, а в графике давления над цифрами. Давление вместе с графиком стремилось вверх и обещало прекрасную погоду в ближайшее время. А тонуть в прекрасную погоду намного веселее, чем в ненастную. Это вам любой скажет:


3. Позавтракали, собрались и отправились атаковать порог:


4. Больше всего мне нравится читать описание препятствий в различных отчетах. Ну вот, например: «Порог Сизовский представляет собой три огромных языка, два из них в центре, между ними котлы, по краям языков - бочки, то есть нужно четко в слив заходить в пороге, чтоб эти бочки со всех сторон избежать...» Вот и как тут плыть, после таких отчетов?

В общем, мы опять облажались. Даже не «мы», а непосредственно капитан красной лодочки, который придумал настолько извилистый и сложный путь прохождения, что сам в нем запутался. Сизовский сожрал нас в центральной бочке, утробно хрюкая и довольно булькая:


5. Это стоянка на левом берегу, непосредственно над порогом, откуда утром снялись коммерсанты:


6. По массе предметов народного ремесла, можно оценить количество свободного времени у групп, стоящих на этой стоянке:


7. Порог Островной. Мы его прошли сходу, под присмотром языческого божества Хусим. А ниже показательная картинка, говорящая о том, что для повышения интереса для экипажа, судно лучше выбирать сообразно сложности реки. Эта резиновая штуковина рассчитана несколько на другую воду:


8. Нас никто не снимал - некому было. А вот догнавшие нас щукари попались в объектив, как раз на Островном. Заход в порог:


9. Карельские речки идеальны для байдарок. Большинство порогов прекрасно просматриваются с берега. Страховку тоже организовать, как правило, не составляет трудностей. В то же время, брызгает уже неплохо:


10. На таких препятствиях, где нет ни больших водопадов, ни километровых скальных каньонов, опасностей, как правило, две - порвать лодку о камни и перевернуться. Когда был маленьким, то боялся переворота, как огня, так как думал, что выбраться из байдарки очень сложно - так и будешь болтаться головой вниз, пока тебя не перевернут хихикающие товарищи. Распространенное, кстати, мнение.

Это не так. Тело настолько хочет дышать, что оказывается на поверхности буквально в считанные секунды и вполне способно не только выдрать юбку с корнем, но и погнуть разные железяки. Переворачиваться нас, в свое время, заставляли в принудительном порядке.

Прошу владельцев Щук меня простить, но их плавательное средство в пороге напоминает сосиску:


11. Еще переворот чреват массовым утоплением нужных и полезных в хозяйстве вещей. Тонут кружки и ложки (целая проблема, на самом деле), плывут по волнам куртки и штаны, фотоаппараты и видеокамеры вместе с гигабайтами экстремальных кадров весело идут на дно. Весла, гермомешки с одеждой и едой тоже жаждут отправиться в самостоятельное плавание. Я знаю даже человека, который в Карелии утопил в пороге байдарку целиком. Так и не нашел потом.

Щука сваливается в бочку немного боком и результат уже практически очевиден:


12. Тут, на фоне плоского щучьего брюха, я хочу сказать слова благодарности своему первому и единственному походному руководителю, который методом шоковой терапии научил меня многим вещам, в том числе железному правилу, что в байдарке абсолютно все вещи должны быть привязаны.

Мне нравились наши перевороты. Пригреб к берегу, перевернул лодку, вылил воду и через 10 минут готов плыть дальше. И никакого ЧП, собственно.

С щукарями мы частенько пересекались и они, на самом деле, очень молодцы и грамотно шли. Это их фотоаппарат смутил, наверное:


13. Мы жаждем уединения и, вычислив нехитрыми умозаключениями, что большая группа будет стоять на пороге Кеняйкоски, встаем очень рано. Все равно у нас самое быстроходное судно на реке и никто от нас не уйдет (это если не появятся читеры с мотором):


14. Стоянка прекрасная, опять с собственным пляжем:


15.


16. Тут я хочу спросить у знающих людей. Что-то мне откровенно надоело делать эти рогульки и хочу к сезону какую-нибудь систему для подвеса котлов. Желательно легкую и разборную. Что посоветуете?


17.


18. На следующий день доходим до Игнойльской ГЭС. Тут обнос. Разгружаемся:


19. ГЭС старая, построена ещё финнами и пущена в 1936 году. Раньше на её месте находился огромный порог-падун Дюгу. Впечатлял, наверное:


20. Поселок Игнойла. Местные жители, которых мы не видели ни одного, вовсю предлагают услуги по перевозу плавсредств, бани и прочих благ цивилизации. Инструкторам коммерческих групп - бесплатно. При желании, можно попробовать притвориться инструктором. Магазин вроде есть, но там тоже никого не было:


21. В большую воду тут все адски бурлит:


22. После обноса ГЭС неспеша доходим до порога Кеняйкоски:


23. Входная шкуродерная шивера:


24. И основная ступень. Не пошли мы основную ступень, в итоге. Разгрузились и обнесли метров двадцать.

Можно было попробовать на пустой байдарке, но с воды заход четко не читался, сигнальщика и страховки не было. И очень мелко. Хотя желание все-таки туда сунуться было очень большим:


25. Порог Сарикоски. Тут сложность в маневрировании на выходе из порога:


26. Проходим вполне успешно, но цепляем днищем камень и рвем шкуру:


27. Дырка небольшая, но неприятная. Быстро отремонтировать не получится, поэтому принимаем решение вставать на ночевку:


28. Лодку, в итоге, пришлось разобрать практически полностью. Не торопясь ремонтировался почти весь вечер:


29. Стоянка опять ничего так:


30. А это результат кройки и клейки. А если учитывать, что изнутри тоже заплатка, то получилось даже лучше, чем было. Я так считаю:


31. Последний день на воде и последний именной порог - Кумио:


32. В нашу воду простой и не впечатляющий:


33. В районе 15 часов финишируем около автомобильного моста в Соддере, разбираем байдарку, пакуем вещи и звоним Андреичу, чтобы он нас забрал обратно в Суоярви.

Андреич белорус, сбежал 25 лет назад от Чернобыльской радиации. Говорили в основном о рыбалке. Рыбачат они на больших озерах, типа Сямозера или Ладоги. Троллят 12 блеснами с катюши на катере, результат - 30 килограмм щуки за полдня. Немного странная для меня рыбалка, но кому что нравится.

Перегрузили вещи в свою машину в районе 9 часов вечера и на этом закончили водную часть нашего летнего приключения:


Нашел тут очень качественный и красивый видос, на котором уровень воды похож на наш.
0-40 - шиверы в начале реки
1-20 - порог Грива
1-40 - Суойокский каскад
2-13 - порог Медвежий
3-20 - порог Сизовский
4-02 - порог Островной
4-25 - обнос Игнойльской ГЭС
4-40 - просто забавный засид на камнях
4-45 - попытавшийся отправиться в самостоятельное плавание гермомешок
5-00 - порог Сарикоски. Там видно, где нужен маневр и где можно сесть
6-02 - порог Кумио
6-44 - просто релакс. Где-то тут мы и закончили

image Click to view



Почему Шуя?
Во-первых, удобная заброска\выброска
Во-вторых, несмотря на имеющийся опыт, последний категорийный байдарочный поход у меня был аж 16 лет назад. Это достаточно давно, чего уж тут говорить.
В-третьих, мы шли одной лодкой. Это был, наверное, самый большой аргумент в пользу не очень сложной реки. Вот представьте только, плывут по реке в разные стороны байдарка, мешки, весла, матрос. А у тебя только две руки. И у матроса две. А одних только мешков шесть штук! И плавай тут, собирай…

В итоге получилось все очень хорошо. Были и пороги, и перевороты, и даже дырка была. Не говоря уже про раны на теле капитана.

Почему «невероятнейшие приключения» и «удивительнейшее плавание» на такой, казалось бы не очень сложной речке?

Да все просто, невероятнейшие приключения с унылыми категориями всевозможных федераций никак не связаны. Это вам любой правильный десятилетний пацан скажет, жизнь которого насыщена событиями. Да и герои приключенческих романов Луи Бессенара тоже придерживаются такого мнения.

Было круто! Есть один минус, но я о нем напишу отдельно.

пейзаж, палатка, Карелия, лес, байдарка, поход

Previous post Next post
Up