Feb 14, 2014 11:37
Снежный шторм, накрывший в конце января Ростовскую область, мог стать хорошим поводом для консолидации здоровых сил в региональной элите, а стал лишь причиной усиления противоречий. А что, собственно, произошло? Случилось непредвиденное. В нескольких муниципалитетах, среди которых оказались крупнейшие города региона - Ростов-на-Дону и Таганрог, в течение короткого промежутка времени выпала месячная норма осадков в виде снега. Все это сопровождалось аномальными для региона морозами. В результате остановился транспорт, закрылись школы, в магазины не подвозились свежие продукты. Коллапс случился не только в городах. В снежном плену оказались машины на федеральной автотрассе, что уж говорить о второстепенных дорогах. Иными словами, к аномальной ситуации оказались не готовы все - начиная от дорожников, обслуживающих федеральные трассы, и кончая городскими коммунальщиками.
Причины очевидны. Отсутствие большого количества снегоуборочной техники, находящейся в постоянной готовности, для южного региона норма. Отсутствие такой техники на случай чрезвычайной ситуации где-либо в принципе - это уже вопрос федерального уровня. И в Москве сразу сделали выводы, по крайней мере, обозначили пути решения проблемы. Премьер-министр предложил создать межрегиональные логистические центры снегоуборочной техники, которые обслуживали бы федеральные автомагистрали. Логичным продолжением этой идеи было бы создание подобных межмуниципальных центров в Ростовской области для помощи городам. Ведь понятно, что муниципальным бюджетам не под силу обеспечить города необходимым в критических ситуациях количеством снегоуборочных машин. Наконец, такое расходование средств контрольными органами тут же будет признано расточительством.
Губернатор Ростовской области Василий Голубев пошел другим путем и поспешно обвинил в транспортном коллапсе глав муниципалитетов. Досталось, в первую очередь, двоим из них - мэрам Ростова-на-Дону и Таганрога. Позднее глава региона несколько скорректировал свою позицию и признал, в частности, ситуацию в Таганроге удовлетворительной. Однако дело было уже сделано. Оппозиционные действующим мэрам силы в обоих городах начали кампании по дискредитации муниципальной власти. Благие намерения, как часто это случается, спровоцировали деструктивные процессы. По причине неопределенности положения, в котором находится губернатор Ростовской области, такие его действия в условиях снегопадов объяснимы. Дело в том, что в 2015 году в регионе должны состояться первые после длительного перерыва прямые выборы губернатора. Однако, по мнению ряда ведущих федеральных экспертов, Василий Голубев за годы своего руководства областью так и не смог консолидировать региональные элиты. В интегральном рейтинге эффективности губернаторов, который недавно презентовал Фонд развития гражданского общества, возглавляемый бывшим руководителем Управления внутренней политики Администрации президента Константином Костиным, ростовский губернатор занимает только 51-ю позицию (из 83 глав регионов). Голубев входит в группу, которую «Известия» метко окрестили группой «на грани фола». Любое серьезное ЧП в регионе для губернаторов из этой группы может стать политической катастрофой.
Вся хитрость данного рейтинга в том, что его составители пытаются выдать свое творение за результаты независимого исследования. При этом явные натяжки с определением позиций отдельных персон свидетельствуют о прямо противоположном. Сведущие эксперты даже называют этот рейтинг «рейтингом лояльности». Ведь, например, вхождение в двадцатку лучших глав Рамазана Абдулатипова, руководителя сотрясаемого коррупционными скандалами и терактами Дагестана, говорит, скорее, о сверхлояльности к нему Кремля, нежели о его личной эффективности. В то же время руководитель успешной, по мнению местных экспертов, Ростовской области такой лояльности почему-то не заслужил. Источники в Администрации президента утверждают, что сейчас губернатор определяется: пойти на выборы в срок, назначенный законом, или сделать это уже в текущем, 2014 году. Якобы в Администрации президента настаивают: не стоит откладывать на потом. От персоны губернатора будет во многом зависеть и исход выборов в Государственную Думу 2016 года, поэтому Кремль хотел бы пораньше определиться с тем, кто будет руководить непростой Ростовской областью. Наконец Кремлю просто нужен в регионе губернатор с более высоким уровнем легитимности. Напряжение, существующее сейчас между Голубевым и частью местной элиты, не позволяет быть уверенным в устраивающем федеральный Центр результате думской кампании. Наконец, назначенный глава региона проигрывает в легитимности избранным мэрам, а от этого страдает сакральность и федеральной власти, проводником политики которой губернатор является. Отсюда вся нервозность реакции Голубева на природные катаклизмы.
Не буду лукавить, муниципалитеты тоже расписались в своем бессилии перед стихией. В связи со снегопадами сам слышал не раз, как простые граждане кляли мэров и добрым словом вспоминали советскую власть, при которой такие проблемы решались на раз-два. Отчасти это просто обычная ностальгия по временам, когда деревья были большими. Но, действительно, современный мэр - это не первый секретарь райкома, который мог позвонить директору любого предприятия и потребовать вывести на дороги всю имеющуюся технику. Мэр вынужден распоряжаться только немногочисленным муниципальным арсеналом машин, а об остальном может только просить. А уж как на его просьбу отреагируют, зависит от гражданской позиции каждого отдельно взятого директора предприятия или управляющей компании.
Все потому, что местное самоуправление превратилось в декоративную власть. Сейчас наиболее успешные мэры - те, которые живут по понятиям, а не по закону, неправовыми методами подключая бизнес к решению муниципальных задач. Ими, как правило, и довольны избиратели. Но у такой успешности есть предел. Все обычно заканчивается со сменой политической «крыши» в лице главы региона. Показательна в этом смысле история мэра Махачкалы, который Минрегионом в апреле 2013 года был признан лучшим мэром страны, а вскоре арестован по подозрению в коррупции и терроризме.
Мэры, которые стараются работать по закону, перед своими избирателями часто оказываются в невыгодном положении. Будучи связанными противоречивыми положениями нормативных актов, они часто могут рассчитывать только на понимание со стороны губернаторов, как на единственный способ решения проблем. И когда такого понимания нет, страдают граждане.
…Казалось бы, аномальные снегопады были хорошим поводом для установления консенсуса элит в регионе. Они могли стать позитивным примером взаимодействия региональных и муниципальных властей в экстремальной ситуации. Это позволило бы повысить лояльность электората к власти и в результате обеспечить более комфортную подготовку к грядущим избирательным кампаниям. Случилось прямо противоположное: неразбериха во властных эшелонах поспособствовала развитию панических настроений. Что ж, это только подтверждает выводы экспертов о ситуации в Ростовской области.
Таганрог,
рейтинг,
Ростовская область,
губернатор,
местное самоуправление,
мэр,
снегопад