Прогноз-2014: «Денег нет!» (Дежурный по городу Т. Запись от 15.11.13)

Nov 15, 2013 18:00

Почему Путин стал общаться с мэрами?

Президент Путин не имеет обыкновения встречаться с мэрами российских городов. Такие встречи если и происходят, то ничем хорошим обычно для мэров не заканчиваются. Особенно в этом смысле запомнился душевный разговор Путина под телекамеры с руководством смытого в море Крымска, после которого городские власти были отправлены в места не столь отдаленные. Исключением является мэр Москвы, но в данном случае необходимо помнить, что Москва - не муниципальное образование, а регион. Мэры же остальных городов если и встречают главу государства по его приезду в их вотчину, то не как первые лица, а в качестве сопровождающих своих губернаторов. Такова чиновничья традиция в современной России, которая, не будем кривить душой, и отражает реальное отношение к местному самоуправлению как к довеску государственной власти. Потому та показная активность, с которой Путин сейчас вступил в диалог с муниципалитетами, знающих людей только настораживает. В последние дни он посетил сначала подмосковный семинар для мэров и сити-менеджеров крупных российских городов, а затем встретился с участниками съезда глав муниципальных образований, проходившего в Суздале.

Первая такая встреча Путина с главами муниципалитетов состоялась в конце октября в Подмосковье. В числе участников семинара, проводимого Администрацией президента, по информации из достоверных источников, был и мэр Таганрога Владимир Прасолов. Поездку свою на этот семинар глава города не афиширует, и вот, я думаю, почему. Полагаю, как и большинство своих коллег, он покидал семинар в некоем недоумении: а зачем собирали? Из уст в уста передается президентская «шутка» с того семинара. Заканчивая свое выступление, российский лидер неожиданно произнес: «Я знаю, что форматом встречи вопросы не предусматривались, но я готов ответить. Однако предупрежу сразу - денег нет. Если другие какие-то вопросы есть, то тогда давайте - задавайте». Ни один из мэров обратиться к главе государства не решился. В зале только нервный смех раздался. Путин уточнил: «Нет? - и попрощался: - Тогда я желаю вам успехов».

В каждой шутке, как известно, только доля шутки. Мэры сейчас как тот милиционер (полицейский?) из анекдота. Помните, как страж порядка удивился, когда его спросили, почему за зарплатой не заходит? «Думал, дали палочку и пистолет - и крутись, как хочешь», - ответствовал он. Мэры так и крутятся. В отличие от милиционера в большинстве своем делают это они не ради собственного кармана. Так называемые коррупционные дела, которые по всей Руси Великой открываются против глав российских городов с периодичностью, наверное, одно дело в день, таковыми при ближайшем рассмотрении оказываются редко. Просто отсутствие финансирования и несовершенство законодательства, отсутствие опыта и грамотных управленцев на местах заставляют руководителей муниципалитетов решать проблемы ЖКХ и благоустройства, ремонта дорог и зданий, привлекая внебюджетные средства или используя другие инструменты, которые при желании губернаторов и правоохранительных органов можно назвать и противозаконными, а можно - единственно верными оперативными решениями.

Так все-таки почему Путин приехал к мэрам именно сейчас? Посмотрите, что нас ждет в 2014 году. Бюджетом, который сейчас рассматривает Госдума, предусматривается сокращение финансирования здравоохранения на 44,3 млрд (на 8,6% меньше, чем в текущем году), образования - на 88 млрд рублей (на 12,9% от уровня нынешнего года), а всеми «любимого» ЖКХ - вообще на 36 млрд рублей (минус 23,7% от нынешнего года).

Самый близкий к гражданам уровень власти - местное самоуправление - в результате всех этих «новаций» ждет самая большая встряска. Именно главам муниципалитетов придется нести ответ перед избирателями за снижение социальной нагрузки на бюджет! Федеральный же центр оставляет за собой роль арбитра. Именно он будет определять, кого казнить, а кого миловать. Для облегчения этой задачи придумываются все новые и новые поводы, вносятся соответствующие изменения в законы, позволяющие без учета воли населения, избравшего мэра, отстранить его от должности. И теперь уже мэры, например, могут поплатиться местом, если не смогли обеспечить на своей территории межнациональное согласие. О том, что причины межнациональных проблем, зачастую находятся вне зоны ответственности мэров, умалчивается. Как и о том, что те же правоохранительные органы на местах мэрам не подчиняются. К миру предлагается призывать словами, а силу, если что, будет применять Москва.

Что остается в этой ситуации мэрам? Им нелегко признаться перед своими избирателями, что местное самоуправление в современной России во многом власть декоративная, как говорится, много понту, но никакой реальной возможности амбиции реализовать. «Зачем тогда шли во власть?» - может возникнуть резонный вопрос. Но факт остается фактом: бюджеты распределяются наверху, деньги, заработанные городами-донорами вроде Таганрога, тонким слоем размазываются по бутерброду, который потом делится между всеми муниципалитетами. Отсутствие экономических стимулов для развития муниципалитетов порождает управленческую апатию. В то же время сверху декларативными заявлениями о социальном государстве стимулируются патерналистские настроения граждан. В итоге горожане приходят к мэрам с вопросами, а те отвечают им: «Денег нет!» Задача выполнена, месседж Путина донесен до граждан, но сказал им это не президент, а «плохой» мэр. Подлинная западня.

Посему на месте глав муниципалитетов я бы не обольщался по поводу внезапно возникшей любви федеральной власти к власти муниципальной, а готовился к трудным временам. В объятиях, как известно, можно и задушить. Бойся данайцев, дары приносящих, говаривали древние. От себя добавлю: а уж тех, кто дары не приносит, но постоянно говорит о высокой роли местного самоуправления, опасаться стоит даже больше.

Прасолов, Путин, президент, муниципалитет, город, Таганрог, дежурный по городу Т, мэр

Previous post Next post
Up