Наткнулся в посте Варламова на упоминание проблемы контента в современном Интернете, и вспомнил про свою маленькую статью, написанную в 2006-ом году для FID.ru. Практически та же самая мысль.
К счастью, удалось откопать ее в archive.org:
Появление Интернета, как и многие другие значимые события в истории нашей цивилизации, стало результатом стечения обстоятельств. В ответ на запуск в космос спутника Советским Союзом, правительство США профинансировало проект, целью которого было создание надежной бесперебойной сети. Сети, гарантирующей Министерству Обороны возможность ответной ядерной атаки в случае таковой со стороны Советского Союза. Никто тогда и не думал, что в итоге этого чисто военного заказа родится мировая и вполне мирная сеть Интернет. Такой важный компонент Интернет как всемирная паутина WWW, также появился на свет случайно - его придумал сотрудник научно- исследовательского института в области ядерной физики CERN в Швейцарии. Являясь побочным изобретением, WWW даже не входит в официальную историю CERN. Смотря в прошлое, можно предположить, что будущие важные открытия в области Интернет будут сделаны также - случайно. Еще одним аргументом в пользу этого тезиса может послужить тот факт, что многие из популярных Интернет технологий, такие как сети peer-to-peer (Napster), instant messengers (ICQ), были придуманы и реализованы отдельными персонами или маленькими группами, не имеющими ни большого капитала, ни элитного образования. И это несмотря на то, что во всех крупных IT-корпорациях сегодня имеются научные подразделения, в стенах которых усердно трудятся специалисты с престижными дипломами и богатым опытом. В целом, можно сказать, что Интернет развивается хаотически - тысячи людей из разных стран придумывают все новые и новые виды его применения, никак не связанные друг с другом, при этом какого-то одного, общего направления развития у глобальной сети нет, ровно, как и нет централизованного управления.
Каждый год мы замечаем все новые и новые тенденции в Интернет, которые моментально захватывают умы пользователей. “Спам” и Интернет-реклама, IP-телефония и видеоконференции, развлекательные и эротические сайты, блоги и чаты, онлайн-магазины и онлайн-казино, виртуальные университеты и файлообменные сети - все эти явления очень быстро ворвались в нашу современную реальность. Открытия в Интернет происходят настолько часто, что мы не успеваем оценивать их эффект на обществе. Проследить какой-то принцип, логику в феномене популяризации того или иного вида ресурсов в Интернет сложно, скорее даже невозможно. Количество слагаемых успеха Интернет-проекта настолько велико, что никто не может с точностью гарантировать ту или иную отдачу от запуска нового ресурса, пусть даже с хорошим капиталовложением; при этом, неинтересные и технически- примитивные, казалось бы, ресурсы часто с легкостью завоевывают внимание пользователей. Для изучения феномена популярности ресурсов и тенденций в Интернете можно ввести новую теорию или науку, которая будет тесно связана с психологией. Интернет также дает нам прекрасную возможность изучать человеческую природу, в особенности ее социальные характеристики - ведь ни одна другая технология больше не позволяет нам наблюдать сразу за сотней миллионов подопытных. Глобальная сеть, без сомнения, будет и дальше стремительно развиваться. Это столь же несомненно, сколь и тот факт, что никто из представителей человеческой расы в настоящий момент не может предсказать как конкретно это развитие пойдет. Можно лишь строить догадки, опираясь на историю и особенности человеческого общества.
Я считаю, что в скором будущем появится замена или серьезная модификация протокола HTTP, так как всемирная глобальная паутина сейчас использует далеко не оптимальную схему хранения данных, а эволюция тем временем неустанно двигает цивилизацию в сторону повышения экономической эффективности. Действительно, задумаемся - каким образом сейчас работает World Wide Web?
Конечный пользователь, назовем его потребитель, в большинстве случаев начинает работу с посещения поисковой системы, через которую он находит ссылки на сайты с интересующей его информацией. Как информация появляется на поисковом сервере? Все поисковые системы используют один и тот же метод - регулярный запуск роботов- индексаторов, которые рекурсивно обходят все известные им сайты в Интернете и заносят их в поисковую базу. Таким образом, поисковые системы хранят данные о состоянии сайта
в прошлом, хотя сайт мог к настоящему времени уже измениться.
Как информация появляется на сайтах? Пользователь, назовем его поставщик, хочет расположить какую-либо информацию в Интернете, к примеру - информацию о своих услугах или товарах. Для этого поставщик, как правило, находит как можно больше сайтов, подходящих ему по тематике, и публикует на них, платно либо бесплатно, свои объявления. Здесь важно отметить, что никакого инструмента для проверки подлинности авторства поставщика нет - то есть за него объявление мог разместить любой другой человек. Кроме того, чем больше сайтов в этой процедуре - тем больше времени придется потратить поставщику на опубликование своей информации.
Таким образом, получаем следующую модель обмена информацией между потребителем и поставщиком:
Поставщик - Один и более вэб-сайт - Одна и более поисковая система - Потребитель.
В первом звене цепочки информация всегда свежая, всегда подлинная, а также она находится в единственной ипостаси - то есть, мы имеем ситуацию без избыточности хранения. Во втором звене, информация устаревает со временем, потому нуждается в постоянной модификации, причем на каждом из сайтов по отдельности; информация не может быть проверена на предмет подлинности источника, а также в данном случае присутствует избыточность - данные дублируются на всех сайтах, хранясь при этом на всех соответствующих серверах. Следующее звено - поисковые системы, содержит информацию, которая потенциально еще более устаревшая, также отсутствует проверка подлинности автора, и также имеем факт избыточности - каждая поисковая система хранит информацию в своем индексе. Таким образом, потребитель как бы смотрит на информацию поставщика через кривой бинокль, или, можно даже сказать, машину времени - ведь он видит то, что существовало когда-то в прошлом, а сейчас уже, возможно, исчезло. Информация при этом дублируется на множестве серверов по всему миру - зачастую это тысячи или десятки тысяч компьютеров.
Из описанной модели очевидно, что текущее состояние World Wide Web не является оптимальным, а следовательно, имеет экономический смысл внедрить новую технологию, которая снизит производственные издержки на избыточное хранение данных, а также позволит внести некоторый порядок в хаотический Интернет - добавив возможности более гибкой работы с данными и аутентификации пользователей в глобальном масштабе WWW. В идеале, я вижу будущую модель работы в WWW такой: поставщик, используя персональный пароль, либо любое другое средство авторизации, заходит на определенный сайт, публикует там информацию, и она немедленно начинает отображаться на всех соответствующих вэб-сайтах в мире. Таким образом, информация на вэб-сайтах не хранится в статическом состоянии, но вэб-сайт динамически выстраивается из необходимых модулей информации. Представьте себе большую кирпичную стену, каждый кирпичик которой закреплен за определенной персоной. Каждый раз, когда владелец одного из кирпичиков будет его перекрашивать в другой цвет - это моментально отобразится на стене. В то же время, мы можем добавлять новые кирпичики с новыми владельцами с любой стороны стены. В случае с новой концепцией WWW, каждый кирпичик при этом может являться одновременно частью нескольких совершенно разных стен, свободно входить в них и выходить. Поисковые системы при этом, не должны тратить огромные объемы процессорного времени и дополнительного пространства на индексацию, а искать данные непосредственно в базах данных, в этих самых кирпичиках. Если мы ищем желтый кирпичик - то нам неважно, в каких стенах он присутствует как составной элемент.
В настоящий момент, я представляю себе это так: крупные Интернет-игроки, такие как Google, MSN, Yandex; которые, как правило, предоставляют услуги бесплатной электронной почты, добавят в пользовательские панели функции внесения и модификации Интернет-информации. Появится понятие хранилищ информации - в Интернете будут создаваться сервера, специализированные на хранении “кирпичиков” - данных конечных пользователей. Учетные записи пользователей, созданные на серверах Интернет-флагманов, служат как бы паспортами в глобальной паутине, эти адреса используются в процессе аутентификации того или иного блока данных при отображении на вэб-сайтах. Пользователь проверяет почту, и тут же публикует новость, которая отображается на соответствующих Интернет-страничках - которые как бы “подписаны” на нее. Владельцы сайтов, в свою очередь, определяют круг пользователей, которые могут добавлять и изменять информацию на сайтах. Поисковые системы производят поиск непосредственно в базах данных этих хранилищ информации. Так как прямой доступ в эти базы данных разные компании вряд ли будут друг другу открывать, то имеет смысл для каждого хранилища создавать собственную поисковую систему, а затем, между поисковыми системами хранилищ наладить специальный интерфейс, который позволит им обмениваться результатами поиска друг с другом, и таким образом получить полнофункциональный поиск по всему Интернету, без фактора устаревания информации. Информация, измененная или добавленная минуту назад, - будет участвовать в поиске. При этом она будет храниться только в одном, проверенном месте, а в подлинности ее автора можно будет убедиться. Для повышения скорости данной схемы можно добавить кэширование запросов между хранилищами данных и конечными пользователями - чтобы часто запрашиваемая информация не загружалась из хранилища при каждом обращении. Такое временное хранение информации можно также использовать как инструмент для восстановления данных - если информация из хранилища в результате сбоя пропала, то ее можно вернуть из кэша удаленных серверов.
Так как эволюция неминуемо приводит к экономической оптимизации, то я уверен, что рано или поздно похожая модель будет реализована. Вопрос только - кем? Тот, кто ее изобретет, при желании заработает славу и деньги. Так как успех той или иной инициативы в Интернет зависит от огромного количества факторов, а не только высокой квалификации в области информационных технологий или наличия большого капитала, как некоторые думают, то вполне вероятно, что изобретение появится либо случайно, либо в голове какого-нибудь подростка, и уже затем будет проработано и отшлифовано мировыми специалистами - очень распространенный сценарий. Стоит отметить наличие в Интернет таких технологий как RSS и блоги - первые,
примитивные намеки на описанную мною концепцию. Эти технологии очень быстро прижились, они позволяют направлять текст из одного источника сразу на множество сайтов - это определенно шаг в сторону нового WWW.
В более отдаленном будущем, я предвижу появление концепции, которую я привык условно называть “виртуальной страной”. Взглянем на современную цивилизацию, а точнее - на такое явление, как деление на государства. Благодаря наступлению глобальной экономики и резкому повышению мобильности людей, мы получили настолько большую диффузию национальностей в большинстве из стран, что уже сейчас нельзя говорить, что в стране X живут граждане X. Скоро физические войны станут невозможными, так как нападение страны X на страну Y неминуемо приведет к нападению на часть своих же граждан - граждан страны X. В то же время, человек настолько вживается в Интернет и его технологии, что уже сейчас на базе глобальной сети можно создавать государственный институт. Уже сотни тысяч людей ежедневно работают и зарабатывают деньги в Интернет, уже миллиарды долларов ежегодно расходуются людьми на покупки в онлайн-магазинах. Электронная экономика уже есть, остается написать свою конституцию, составить набор привилегий (прав) гражданина и утвердить правительство. Возможно, виртуальные страны станут первым видом государства с абсолютной демократией. Я считаю, что это огромная сфера для проявления творческих и интеллектуальных способностей, она заслуживает повышенного интереса со стороны ученых и разработчиков.
В еще более далеком будущем, я вижу чипы с Интернет- доступом, встраиваемые прямо в головы людей. Жители Земли, связанные друг с другом беспроводной сетью в режиме ad hoc - огромная динамически-перестраивающаяся сеть из людей, когда каждый человек может выступать маршрутизатором для любого другого. Большие расстояния, конечно же, будут так же, как и сейчас покрыты проводными соединениями. Только представьте себе - Вы идете по улице в Сибири и общаетесь с другом из Австралии. Вы смотрите рецепт нового пирога в Google за минуту до начала приготовления. Вы выключаете дома стиральную машинку, находясь в гостях у друзей, потому что вся бытовая техника, как и Вы, подключена к Интернет. Такое развитие событий, несомненно, перевернет нашу реальность, и предсказать точно эффект такой технологической революции невозможно. Моя уверенность в том, что описанная реальность настанет, подкрепляется новостями о том, что ученые уже создали первые манипуляторы, встраиваемые в мозг; новостями из области беспроводных сетей в режиме ad hoc, а также анализом тенденций эволюции нашего мира.
Уже сейчас, вопрос “А знаете ли Вы ...?” приобретает интересный оттенок. Действительно, что значит “Человек знает X”? Мы считаем, что мы знаем что-то, когда в нашей памяти находится информация относительно этого “чего-то”. К примеру, прохожего на улице спрашивают: “А знаете ли Вы, как называется столица Испании?”, прохожий задумывается на минуту, на его лице задумчивость, а положение зрачков на глазах без труда подскажет психологу, что мозг прохожего в настоящий момент обращается к памяти, восстанавливая из нее информацию. Прохожий вспоминает, как называется столица названной страны, и дает правильный ответ. В подобных случаях, мы привыкли говорить, что человек действительно знал ответ на наш вопрос, он подумал и вспомнил. Теперь представим, что у прохожего был с собой карманный компьютер с доступом в Интернет через GPRS. Он в течение 10-и секунд заходит на сайт WikiPedia и узнает название города. Можем ли мы в такой ситуации говорить, что прохожий знал ответ на вопрос? С одной стороны, он ответил даже быстрее, чем в первой описанной ситуации, с другой стороны - он взял данные не из своей памяти, а из Интернет. Можем ли мы провести черту между этими двумя источниками информации? А если чип с доступом в Интернет встроен в человеческий мозг? В таком случае, глобальная сеть была бы таким же встроенным, “близким” к сознанию инструментом, как и память. Если мы скажем, что поисковые базы в Интернет скоро можно будет считать дополнительными, причем весьма объемными отсеками нашей памяти, то вопрос “А знаете ли Вы?” совсем потеряет смысл. Человек будет потенциально знать все, что знают другие люди. У всех людей на планете будет общий внешний банк памяти, который ежесекундно пополняется новыми данными. Каждый китаец будет потенциально знать рецепты всех блюд русской кухни, а у
каждого бразильца будут в запасе секреты по строительству надежного дома в условиях сибирской зимы. По сути дела, это уже так, но большинство из нас пока еще этого не осознает, как и не понимает всей важности Интернет в нашей жизни.
Некоторые восточные философии указывают на связь всего со всем, в том числе на связанность всех людей на планете. Не это ли мы уже получили в Интернет, но еще не осознали? Ведь прямо сейчас, в эту самую минуту, когда Вы читаете данный текст, более ста миллионов людей из самых разных стран и континентов сидит за своими компьютерами, и все эти люди связаны друг с другом - любой из них может передавать информацию любому другому. И этот факт пока используется только для выполнения самых примитивных функций - обмена пиратскими программами в файлообменных сетях и так далее. Я более чем уверен, что мы даже на маленькую долю не раскрыли потенциал Интернет. Мы смотрим на него подобно пещерным людям, посаженным за компьютер. Многие из нас считают Интернет инструментом для корпоративной переписки, или для развлечений - это подобно использованию плазменной панели как разделочной доски, или карманного компьютера как молотка. Я верю, что Интернет пришел в нашу жизнь с более интересной, великой миссией, и мы скоро в этом убедимся, я вам обещаю!
20.04.2006 Tomsk, Russia