Самое популярное поздравление, которое я, новоиспеченная мама, слышала от окружающих, звучало так: "Дочка? Мамина помощница будет!"
Опустим напрашивающийся вывод, что от сына в доме пользы ноль, одни пустые пивные бутылки. Мой личный опыт и стоны знакомых мам подтверждают, что и с дочками не все так гладко. Поскольку от моей помощницы пока многого ждать не приходится, я больше склонна видеть картину с той стороны баррикад - где тебя хотят сделать помощницей, но вызывают лишь стойкое желание стать серийной убийцей, причем немедленно. И пока я не перешла в противоположный стан, решила записать для памяти.
Итак: что сильнее всего бесит в домашних обязанностях, если ты ребенок? Опустим пункт "отсутствие домработницы" и перейдем сразу к следующему.
1. Противные обязанности.
Если вы жили в СССР, то помните, что мусорных пакетов тогда не было. И даже баки были не везде. У нас, например, в семь вечера во двор въезжала мусорная машина. Надо было следить за стрелкой часов, чтобы не пропустить час икс, потом толпиться во дворе с ведром среди бабок в засаленых халатах, толкаться у вонючей машины и, опрокинув ведро, пальцами достать со дна подложенную туда промокшую газету с налипшими остатками лапши. И все это на глазах у мальчика из соседнего двора, который... ну это отдельная тема.
Если есть хоть одна девочка, которая способна от этого почувствовать радость домоводства и удовлетворение от проделанной работы, пусть она мне напишет. Я дам ей телефон своего психоаналитика.
Вывод: НЕ НУЖНО поручать ребенку работу, вызывающую отвращение. Пользы для воспитания человека с большой буквы - на копейку, а негатива - на червонец.
2. Бессмысленные обязанности.
Бессмысленные с точки зрения ребенка, разумеется. Я еще могла, собрав в кулак свой IQ, понять, почему надо аккуратно повесить школьную форму или разгрести бардак на письменном столе. Увы, мне вменялось в обязанность ежедневно вытирать пыль с многочисленных полированных поверхностей.
Двенадцатилетний человек пыли на мебели НЕ ВИДИТ. У него по-другому зрение устроено. Поэтому и смысла в этой работе он тоже не видит. Но бог с ней, с пылью, вытереть-то нетрудно. Отдельным извращением представляется мне требование САМОЙ ПОМНИТЬ про эту долбаную пыль. А поскольку ребенок ее не замечает, он про нее и не помнит. И даже собрав в кулак весь свой IQ, я не понимаю, почему ежедневно спокойно напомнить ребенку про его обязанность - трудно, а ежедневно же вопрошать: "Пыль вытерла? Почему нет? Сколько можно одно и то же повторять?" - не трудно.
Вывод: поручения должны быть осмысленными. И лучше сто раз напомнить, чем один раз выесть ребенку мозг. Я вот до сих пор пыль вытирать ненавижу. Слава богу, у меня полированной мебели в доме нет.
3. Неожиданные поручения.
Вот это вообще жесть. Заметим, речь не идет о форсмажорных случаях, когда соседи сверху залили и нужно срочно всей семьей выгребать воду тазиком. Нет, это когда мирно сидишь с книжкой, ничто не предвещает, и вдруг открывается дверь и тебе говорят: "Иди помоги мне варенье варить". И ты вместо того, чтобы читать про Д'Артаньяна, два часа выковыриваешь косточки из вишен.
Тут даже выводов делать не буду, потому что не варю варенье, не квашу капусту и не давлю соки. И дочери своей завещаю никогда этого не делать.