В предыдущих заметках мы говорили о видах любви, которая существует между людьми. Теперь пришёл черёд поговорить о природе любви к Вышнему.
Это сложные вещи для понимания. Попытайтесь хотя бы попробовать понять, о чём идёт речь в нижележащем исследовании, даже если вам непонятно, что это такое - любовь к Богу. Просто расширьте свой кругозор - отрицать же феномен лишь на основании того, что вам такая высшая ступень любви недоступна, неразумно и нелогично. Невежи всегда отрицают чужой опыт, выходящий за рамки их ума. Но вы ведь не такие, верно?
Могу сказать одно - эта любовь является вашим личным путём к спасению и свободе, выходом за пределы страдания.
Любовь-агапэ
Агапэ - одна из трёх христианских добродетелей (наряду с верой и надеждой). Лишь однажды в Новом Завете любовь Бога к человеку - как человеколюбие - выражена словом с морфемой "phil" - philanthropia (Тит. 3, 4).
При этом ни разу любовь человека к Богу не выражена словами, родственными слову philia; так же и любовь к врагам обозначается только словом "агапэ" или родственными ему.
Греческое слово "agape" образовано на основе глагола "agapao" ("agapaso"), что означало: принимать ласково, оказывать любовь, а также довольствоваться. В Новом Завете этим существительным в множественном числе обозначены братские трапезы.
Слово "агапэ" широко и последовательно используется лишь в Библии - не только в Новом Завете, но и в греческом переводе текстов Ветхого Завета. Так, во Второй Книге Царств словом "агапэ" обозначается чувственная, вожделеющая любовь (13, 15); в Екклезиасте - любовь-агапэ противопоставляется ненависти и о ней говорится наряду с ревностью, как о просто эротической любви, без агапического содержания (9, 6).
В Евангелиях (напр. Мф. 22, 37-39) и апостольских посланиях (напр. Рим. 13, 10; 2 Ин. 4, 7) словом "агапэ" обозначается особая любовь: а) любовь к Богу, т.е. любовь-благоговение, б) любовь к ближнему, т.е. любовь-забота, в) любовь-самоотречение, самопожертвование (Ин. 15, 13; Рим. 5, 7; 1 Ин. 3, 16; Гал. 2, 20).
Агапао, т.е. "любить", означает свободно и сознательно проявлять любовь к кому-то или чему-то через уважение к этому, выбирать его в качестве объекта любви.
Агапэ у св. апостола Иоанна встречается чаще, чем в других Писаниях Нового Завета, как любовь, существующая в лоне божественного и связывающая Отца и Сына. Любовь, проистекая от Бога, Который Сам есть та же Любовь-агапэ, через Христа приходит в мир к людям, которые, братской любовью соединяясь в общину агапэ (Церковь), через любовь к Богу возвращаются к своему началу. Через соединение с Богом и между собой в агапэ они составляют одно, как Отец и Сын - одно. Агапэ представляет собой всеопределяющую причину событий, происходящих во вселенной, прежде всего в Истории Спасения. Новозаветная любовь полностью отличается от "эроса" греческой философии; в ней нет, в отличие от последнего, желания, порождаемого необходимостью и страстно стремящегося достигнуть большего блага, которое может сделать счастливым; она - дарение жизни вплоть до самопожертвования, если это окажется необходимо.
По своей природе агапэ имеет началом Бога, от Которого нисходит на человека и на мир и просит возвращения к Богу. Поэтому агапэ являет собой добродетель теологическую, внутреннюю, духовную - дар Духа, Который - сама Любовь. Агапэ - субстанциальная и личностная любовь Отца и Сына, разделённая с человеком в пасхальной тайне Христа как пасхальный дар. Агапэ - не "двоичная" связь, как эрос ("я и другой"), а по сути троичная: Бог, я и другие, прежде всего в силу своей приобщённости к троичной любви между Отцом, Сыном и Святым Духом.
О любви к Богу
Любовь к Богу - это пламенное желание и стремление человеческой души соединиться с Богом как носителем высочайшего вечного блага. Но откуда взять эту любовь?
Всякая наша любовь питается впечатлениями от любимого объекта (к миру, родным). Как может удержаться и не завянуть наша любовь, а с ней и наша вера, если она не питается никакими впечатлениями? Но какие впечатления от Бога, Которого "никто никогда не видел" (1 Ин. 4, 12)? Размышление о Нём, молитва, чтение Священного Писания, участие в таинствах - вот пища, питающая нашу любовь к Нему.
Любить Бога значит любить всей душой правду и ненавидеть беззаконие (Пс. 44, 8)… Любить Бога значит исполнять заповеди Его (Ин. 14, 23-24).
Преподобный Макарий Великий говорит, что истинные друзья Божии и любящие Его надлежащим порядком приходят к Нему и служат Ему не ради получения красоты царства, как бы ради прибыли при торговле, и не из-за страха перед мучением, предлежащим для грешников в геенне, но любят Его Самого по Себе. Ибо любовь к Богу составляет высочайшее блаженство человека.
Истинно любящий Бога ради Бога любит всякого человека, ведая, что всякий человек - Божий и Бог его любит.
Истинно любящий Бога в сердце всегда Его обнимает и носит, ибо любовь истинная в сердце своём имеет место, почему всегда с любовью и почтением Его святое имя вспоминает, радуется Ему, благодарит Его, хвалит, поёт и прославляет Его с радостью, без лицемерия.
Истинно любящий Бога старается подражать Ему в нравах Его: старается быть кротким, терпеливым, незлобивым, милостивым, милосердным, щедрым не ради иного чего, но ради того только одного, что таков Любимый его.
Любящий исполняет волю любимого, дабы не опечалить любимого, ибо оскорбление любимого противно любви и разрушает союз любви.
Любящий любит и того, кого любимый любит. Так, когда любишь друга твоего, то ради любимого друга твоего любишь и того, кого друг любит. Когда любишь Христа, любишь всякого человека, друга и врага.
Любящий жалеет, когда любимого чем оскорбит сам или от другого кого оскорблённым видит. Так, кто любит Христа, когда по немощи в чём согрешит, сокрушается, сожалеет, ругает себя, со смирением и горячим исповеданием своего греха и уничижением и укорением самого себя припадает перед Ним нелицемерно, и сам себя осуждает достойным всякого наказания.
Истинная любовь того достигает, что любящий за любимого умереть не отрекается.
Любить Бога всем сердцем значит любить всем сердцем и всей силой Его правду, Его закон и всем сердцем ненавидеть всякую неправду, всякий грех; всем сердцем и всей силой исполнять правду, творить добро и всем сердцем, всей силой удаляться зла, т.е. всякого греха, не давать в сердце места никакому греху ни на одну минуту, ни на одно мгновение, т.е. не соглашаться на него, не сочувствовать ему, не мириться с ним, но постоянно, вечно враждовать с грехом, воевать с ним и, таким образом, быть храбрым и победоносным воином Христа Бога.
Но люди из-за недостатка любви больше ищут Его благ, а не Его. Хотят получить от Него и хлеб, и дождь, и плодородие, и здоровье, и всё земное. И Он с печалью подаёт всё это. Мы забываем, что когда обретаем Бога, то и всё вместе с Ним. Апостол говорит: "Всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа" (Флп. 3, 8).
(с) Сайт прихода Свято-Петро-Павловского собора г. Минска
http://sppsobor.by/bractva/vilna/publish/ruscalendar/11899http://sppsobor.by/bractva/vilna/publish/ruscalendar/11901