Виктор Пелевин. t.

Feb 12, 2010 12:42

Роман.
Жанр - Пелевин.
Эксмо, 2009, 384 стр.


Да, Пелевин - это жанр. Жанр яркий, узнаваемый, четко идентифицируемый. Жанр с совершенно определенным набором свойств. Пелевин - это всегда фантасмагория, яркая, радостная, неожиданная, феерическая как бразильский карнавал. Даже если и зашибут кого, так очень весело, озорно, красочно, но совсем не кроваво. Это сон, сон который хочется видеть бесконечно; очень редкий сон - со всеми присущими ему превращениями, появлениями и исчезновениями,  но имеющий сюжет, замысловатый плавно меняющийся, в котором декорации и действующие лица  переходят друг в друга, но воспринимается это простым и логичным.  Любите гадать над возможными поворотами сюжета, развлекаетесь прогнозами на концовку? Отдохните! Угадаете концовку пары длинных предложений - можете собой гордиться!

Но при всей своей ирреальности это не сказка, как-то очень уж не фальклорно все происходящее. Очень современно и материально.

Про что «t»? Я не знаю! Основная идея, смысл, мораль? Я не отвечу на этот вопрос!  "Фантасмагория - причудливая картина, рисующаяся человеку в его болезненно-расстроенном воображении" [wici]! Так возможно ли понять, что хочет донести болезненно-расстроенное воображение? Вы действительно предполагаете, что произведения подобного жанра могут иметь идею, смысл, мораль? Т.е. вы уверены, что стоит всерьез это все поискать у Пелевина? Ну что ж - попробуйте! Количество тем различной глубины, поразмышлять о которых хочется при чтении, весьма велико. Но понять позицию автора, его видение, его позицию мне не удалось.

Определенно могу сказать, что читал я «t» с чувством огромной легкости и бесконечного удовольствия. Эти завороты: Л.Н. Толстой круче Джеймса Бонда, ФМ Достоевский - герой популярной компьютерной игры, предыстория Чапаева, говорящие лошади,  кабалистика, превращение героя в автора, а автора в читателя, противостояние либеральной и силовой крыш… Это невероятно, но ближе к концу второй трети объема понимаешь, что это не сборник афоризмов, это не собрание сатирических и философских эссе, не сборник примеров отличной стилистики русского языка, а роман. Роман логичный, последовательный, глубокий. С массой идей и вопросов, над которыми интересно подумать.

Пелевин своим "t" окончательно разделил мир на две части: тех, кто читал его и будут, и тех, что попробуют и больше никогда не повторят попытку. Почитатели Пелевина все больше становятся похожи на членов закрытого клуба (закрытый не значит маленький), но приобретать новых адептов этой секте будет все сложнее и сложнее. Чем больше он создает, тем с более ранних произведений надо начинать, чтобы быть "в теме".
Читать? Вам нравиться Пелевин - читайте, это он! Нет!? Не надо, не читаете - это он! Вы хотите попробовать? Это всегда риск!

Ну и несколько цитат:

От писателя требуется преобразовать жизненные впечатления в текст, приносящий максимальную прибыль.

Назначение русской цивилизации - это переработка солнечной энергии в народное горе.

Нравственный авторитет покупается ценой гонения и мук и не связан с одобрением толпы. Иначе придется приписать его и танцовщице, которая по вечерам поднимает голые ножки перед лорнирующим залом.

Существование, сударь мой, это не выстрел из пушки. С чего вы взяли, что у него есть цель?

Впечатления от жизни  одинаковы во все времена - небо синее, трава зеленая, люди дрянь, но бывают приятные исключения.

книги

Previous post Next post
Up