Преддверие Рая

Dec 08, 2015 17:12



Чтобы отпраздновать малую Пасху, каждое воскресенье мы собираемся в Доме Божием, в объятьях Отца нашего Небеснаго. Мир для христианина - чужая земля, вечная же родина христиан - на Небе, а земной храм - это преддверие нашего дома. Но часто суета отнимает у человека памятование об этом, вследствие чего христианин лишается вкуса райской сладости, которую дарит нам Православное богослужение.
Святые отцы, в частности, святитель Феофан Затворник дают некоторые советы для того, чтобы наше стояние в храме было радостным пребыванием в преддверии Царства Божиего...


Прежде всего надо помнить, что мы входим в дом живого Всевидящего Бога. Святые учат входить в храм, оставляя без внимания, что делают вокруг тебя пришедшие в храм. Свт.Феофан Затворник учит, что это лишь внешний порядок, но без него трудно поверить, чтобы кто установился в молитве как следует. Св.праведный Иоанн Кронштадский писал, что многие их христиан не любят богослужение из-за пристрастия к земному. Входя в храм и начиная обсуждать со знакомыми бытовые дела и новости, человек приносит в Дом Божий суету, которая и здесь прилепляется к его сердцу и не даёт загореться в сердце молитвенному духу. Преподобный Амвросий Оптинский предупреждал, что разговаривающим в храме Бог посылает скорби, а святитель Антоний Воронежский называл разговаривающих в храме нечестивыми и говорил, что таковым следует опасаться Суда Божия за оскорбление величия Божия, умаление Его чести и унижении любви Божией.
Войдя  в храм нужно стать на выбранное место, затем, по словам святителя Феофана, нужно приложить молитвенный труд, чтобы внимать всему тому, что читается и поётся. Да, это порой нелегко, но за сей труд Господь даёт весьма обильную награду. Кто-то из святых сказал, что одно «Господи помилуй» в храме стоит сотни домашних прошений. Это вполне справедливо, ведь слово Божие тоже свидетельствует об этом: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18, 20). Православное богослужение - время, когда мы молимся Богу едиными устами, в одном порыве. Целование икон и поставленные свечи - дело благочестивое, но если это всё совершать во время богослужения, то во-первых наши действия будут отвлекать молящихся, а во-вторых можно  оторваться от общей молитвы и лишиться той награды, которую получат трудящиеся слушать и вдумываться в каждое слово богослужения.
Прискорбно, но часто бывает, что богослужение третьего и шестого часа (читаемых перед началом Божественной Литургии) вообще мало кто слушает. Порой, может сложиться такое впечатление, что у каждого свои дела, более значимые… Из-за невнимания теряется главное.
Как в кремне сокрыта сила огня, так и во всем происходящем в храме сокрыта сила огня духовного. Удар в то огнивом ума рождает искру духовную, которая падши на сердце будет сообщать ему теплоту и поддерживать в нём горение, учит святой Затворник. Поэтому, чтобы ощутить себя в преддверии Рая необходимо не только оставить суету, но и потрудиться вникнуть в богослужение, учиться быть внимательным.
Еженедельно, по воскресеньям, мы празднуем малую Пасху, но ту пасхальную радость, которая бывает раз в году в Светлое Воскресение Христово мы, можно сказать, не испытываем. Одна из причин этого, наверное, заключается в том, что к Пасхе христианин готовится долгим постом. Если провести аналогию, то получится, что в любом богослужении, чтобы  действительно соприкоснуться с радостью Христова Воскресения, должна совершаться определенная подготовка. Так и к каждому богослужению. В Священном Писание сказано: «Прежде, нежели начнёшь молиться, приготовь себя, и не будь как человек, искушающий Господа» (Сир.18:23).  Лучшая подготовка, наверное, - это непрестанное памятование о Боге, хождение перед Ним.
Состояние души на богослужении - это критерий оценки той духовной работы, которая была проделана с момента последнего пребывания в храме. Богослужение - это время принесения Богу плодов тех наших добрых дел, которые совершали между пребываниями в храме. Этот критерий неоценимо важен для всей жизни христианина. Ведь, если давно воцерковленный христианин тяготится богослужением, если желает побыстрей уйти со службы, и вообще, не спешит при первой возможности в храм, в преддверие Рая, то и в Раю такому человеку делать будет нечего, ведь там будет вечное славословное богослужение. Если же душа любит преддверие Рая, то и сам Рай станет для неё вожделенным. И такая душа никогда и ни за что не променяет его на земную суету. Вся жизнь христианина  должна стать богослужением.
Остаётся надеяться, что Господь вселит в наши сердца любовь к нашему вечному дому - Отечеству Небесному, отблеск и сияние которого мы можем чувствовать, стоя в храме перед нетленной славой Пресвятой Троицы.

Богослужебное, Главное, МОИ СТАТЬИ

Previous post Next post
Up