Что-то распустила я своих сотрудников:-), стали надо мной посмеиваться:-). Вот, например, заходит кто-то в кабинет, по ДЕЛУ. Обсуждаем, готовим предложения, принимаем решение, а потом человек уходит и они меня спрашивают: "Ты заметила, какого цвета у него галстук?". Конечно же, не заметила! Причем тут галстук, когда мы ДЕЛО обсуждаем?:-). Я не вижу ни модных ботинок, ни маленьких ушей, ни цвета рубашки, и даже с моим носом не чую парфюма:-). Потому что я занята ДЕЛОМ. А в этом время мои сотрудники успевают разглядеть посетителя, а потом надо мной издеваются, что это пролетело мимо меня:-))). Но я-то знаю, что если у человека все в порядке, и ничего в его облике меня не раздражает, то я деталей не замечу:-). А вот если что-то не в порядке, и меня это нервирует, тогда запомню все, до мелочей:-). Вот такая память, избирательная. Вижу только ошибки, погрешности, неисправности и т.п. Вот если бы я пошла по литературной стезе, то, думаю, из меня получился бы крайне въедливый редактор:-). Я и на занятиях итальянским такие вопросы задаю, что Катя только диву дается. Меня, говорит, никто об этом не спрашивал, я об этом и не думала. А я думала, я ж не виновата, что мой мозг извивается так, что "каверзные" вопросы возникают сами собой. Может, таблеток каких попить и стать как все?-))). У кого-нибудь есть такие же симптомы, ау?-)
Двадцать первый урок. Занимаемся с Катей. Сегодня на очереди текст, правило чтения, упражнения и про любовь.
Текст легкий совсем. Перевода, как обычно не будет, знания пополним через вокабуляр:-).
UN BRAVO RAGAZZO. История про храброго парня:-)
E' UNA BELLA GIORNATA, E MEZZOGIORNO. IN CASA CI SONO DUE PERSONE; UNA DONNA E SUO FIGLIO. IL FIGLIO E IN CAMERA, E A LETTO; LA MAMMA E IN CUCINA.
IL FIGLIO CHIAMA LA MAMMA E DICE: "MAMMA, HO SETE", ALLORA LA MAMMA PORTA A SUO FIGLIO UN BICCHIERE D'ACQUA.
IL FIGLIO BEVE L'ACQUA, E DOPO UN PO' DICE: "MAMMA, HO FAME". ALLORA LA MAMMA PORTA A SUO FIGLIO UN PIATTO DI PASTA.
IL FIGLIO MANGIA LA PASTA, E POI DICE: "MAMMA, HO FREDDO". ALLORA LA MAMMA PORTA A SUO FIGLIO UNA COPERTA.
POI IL FIGLIO DICE: "MAMMA, HO SONNO". ALLORA LA MAMMA CHIUDE LA FINESTRA, E LUI DORME.
IL FIGLIO DORME UN PO' , POI DICE: "MAMMA, HO PAURA DEL BUIO". ALLORA LA MAMMA RISPONDE: "PERCHE HAI PAURA? NON SEI PIU UN BAMBINO. HAI GIA VENTICINQUE ANNI".
VOCABULARIO
GIORNATA - джорната - день
E MEZZOGIORNO - е мэццоджОрно - полдень
CHIAMA LA MAMMA - кьЯма ла мАмма - зовет мать. Третья форма спряжения глагола CHIAMARE - звать
HO SETE - о сЭтэ - хочу пить
PORTA A SUO FIGLIO - порта а суо фИльо - несет своему сыну. Третья форма спряжения глагола PORTARE - нести.
UN BICCHIERE D'ACQUA - ун биккьере даква - стакан воды
BEVE - бЭвэ - пьет. Третья форма спряжения глагола BEVERE - пить
HO FAME - о фАмэ - хочу есть
HO FREDDO - о фрЭддо - я замерз
UNA COPERTA - уна копЭрта - одеяло
HO SONNO - о сОнно - хочу спать
HO PAURA DEL BUIO - о пАура дель буйо - боюсь темноты.
RISPONDE - риспОндэ - отвечает. Третья форма спряжения глагола RISPONDIRE - отвечать
HAI GIA VENTICINQUE ANNI - ай джа вентичинкуэ анни - тебе уже 25 лет
Теперь традиционные вопросы к тексту. Очень полезная штука:-)))
CHI C'E IN CASA? - ки че ин кАза- Кто в доме?
DOV'E IL FIGLIO? - довЭ иль фИльо - Где сын?
DOV'E LA MAMMA? - довЭ ла мамма - Где мама?
COSA FA LA MAMMA QUANDO IL FIGLIO HA SETE (HA FAME, HA FREDDO, HA SONNO, HA PAURA)? - кОза фа ла мамма куАндо иль фИльо а сЭтэ (а фАмэ, а фрЭддо, а сОнно, а пАура) - Что делает мама, когда сын хочет пить (хочет есть, замерз, хочет спасть, боиться)?
QUANTI ANNI HA IL FIGLIO? - квАнти анни а иль фИльо - Сколько лет сыну?
COSA FA IL FIGLIO IN CAMERA? - кОза фа иль фИльо ин кАмэра - Что делает сын в спальне?
DI COSA HA PAURA? - ди кОза а пАура - Чего он боиться?
CHE COSA BEVE IL FIGLIO? - ке кОза бЭвэ иль фИльо - Что сын пьет?
CHE COSA MANGIA?
Несколько примеров использования предлогов (для закрепления пройденного)
IN CAMERA - ин кАмэра- В комнате
IN CUCINA - ин кучИна - В (на) кухне
A LETTO - а лЭтто - В кровати
PORTA A SUO FIGLIO - порта а суо фИльо - КОМУ? дательный падеж
UN BICCHIERE D'ACQUA - ун биккьере даква - ЧЕГО? родительный падеж
PAURA DEL BUIO - пАура дель бУйо - DI+ IL - сочетание предлога и артикля. ЧЕГО? родительный падеж
Теперь традиционное правило чтения.
1. Буквосочетание SC читается как "Ш" перед главными I, E: SCIVOLARE - шиволАрэ, SCENA - шЭна
2. Если между буквосочетанием SC и гласными A,O,U стоит буква I, последня не читается: SCIALLE - скАллэ, SCIOCCO - скокко.
3. Буквосочетание SC читается как {SK} - СК - в следующих случаях:
а) перед гласными A,O,U, например : SCALA - скАла, SCOPO- скОпо, SCURO- скУро
в) если после идет немая H, например: SCHIVO - скИво, SCHEDA - скЭда, SCHIUMA - скиУма, SCHIAVO - скиАво, SCHIOPPO - скиОппо.
с) если после буквосочетания идет согласный звук: SCREDITARE- скредитАрэ, ESCLAMARE - эскламАрэ.
ESERCIZI
1) Повторяем определенные артикли в единственном числе:
LO ZIO / LO SCIOPERO - ло шОпэро - забастовка / IL PSICOLOGO / LA BORSA / L' ISOLA / L'APPARTAMENTO
LA PENNA / IL STUDENTE / L'INDIRIZZO / LA ZIA / IL PROFESSORE / L'AGENDA - ладжЭнда - записная книжка
PLURALE, теперь во множественном
GLI ZII / GLI SCIOPERI / I PSICOLOGI / LE BORSE / LE ISOLE / GLI APPARTAMENTI
LE PENNE / GLI STUDENTI / GLI INDIRIZZI / LE ZIE / I PROFESSORI / LE AGENDE
2) Посмотрим на использование определенного артикля в тексте.
"LA vita e bella" e IL film di Roberto Benigni che ha vinto L'Oscar. LA storia e terribile: I nazisti contro GLI ebrei, LA guerra, LA fame, IL morte. L'idea giniale di Benigni e che L'film e anche molto devertente. E possibile unire LA dolore con IL divertimento? Si, e possibili. GLI spettatori ridono e piangono. Bravo Benigni e bravi tutti GLI attori, in particolare L'attore di 8 anni che recita la parte del bambino. GLI insegnanti spesso fanno vedere questo film in classe e GLI studenti sono sempre molto interessati. Questo succede in tutto IL mondo: IL messaggio di questo film e universale.
Слов много новых и трудных, даю только перевод для общего понимания текста.
ha vinto - выиграл
contro - против, наперекор, вопреки
guerra -война
devertente - интересный, занимательный
unire - объединять, связывать
dolore - боль
spettatori - зрители, очевидцы
ridono - смеются, шестая форма спряжения глагола RIDERE - смеяться
piangono - плачут, шестая форма спряжения глагола PIANGERE - плакать
recita la parte - исполняет роль - третья форма спряжения глагола RECITARE - исполнять
insegnanti - преподаватели
fanno vedere - давать смотреть (это время еще не проходили)
succede - следует, третья форма спряжения глагола SUCCEDERE - следовать
mondo - мир
3) И еще один практический пример использования актиклей в тексте. Кстати, сай реальный:-)))
"Cheese please" e la festa dei formaggi italiani organizzata da Slow food a Bra (Cuneo). GLI italiani amano molto i formaggi e infatti. L'Italia ha tanti formaggi differenti. Il interesse per i nostri prodotti e molto forte anche all'estero. Gli stranieri comprano soprattutta il formaggi piccanti (pecorino e gorgonzola per esempio) e il famoso Parmigiano. All'interno di questa festa e possibile anche seguire i lezione di Maurizio DonA - IL esperto di gastronomia - che insegna come scegliere il vino giusto per ogni formaggio. E allora, tutti a Bra! Per informazioni contattate IL sito
www.slowfood.it.
infatti- на самом деле
ha tanti - имеет много
all'estero - иностранный, зарубежный, иностранцы
comprano - покупают, шестая форма спряжения глагола COMPRARE - покупать
soprattutta - главным образом
per esempio - для примера
All'interno - местный, местные
seguire - посещать
insegna - отличие
scegliere - выбрать
sito - сайт
4) И последнее упражнение на закрепление неопределенного артикля в единственном числе
UNO SPECCHIO / UNA RAGAZZA / UN'ARANCIATA - унаранчиАта - апельсиновый напиток / UN CANE / UNO SBAGLIO - уно сбАльо - ошибка/ UNA LEZIONE /
UNO PSICOLOGO / UN'EDICOLA - унэдИкола - часовенка/ UNO ZIO / UN AEREO / UNO YOGURT / UNA BICICLETTA - уна бичиклЭтта - велосипед
PLURALE И во множественном числе
DEGLI SPECCHI / DELLE RAGAZZE / DELLE ARANCIATE / DEI CANI / DEGLI SBAGLI / DELLE LEZIONI /
DEGLI PSICOLOGO / DELLE EDICOLE / DEGLI ZII / DEI AEREI / DEGLI YOGURT / DELLE ICICLETTE
А теперь про любовь. Конечно же неразделенную, а то о чем было бы писать:-)))
Лука пишет e-mail своему другу Джанни.
CARO GIANNI,
COME STA? IO BENE. OGGI E UN GIORNO IMPORTANTE PER ME: ASPETTO A CENA JENNIFER, UN'AMICA AMARICANA CHE CONOSCO DA TEMPO. E UNA RAGAZZA MOLTO BELLA: OCCHI VERDI, CAPELLI BIONDI. PURTROPPO PORTA ANCHE IL SUO FIDANZATO, SAVERIO, UNO STUDENTE DI MEDICHINA.
UNA COSA NON CAPISCO: PERCHE JENNIFER PREFERISCE UN RAGAZZO CHE STUDIA ANCORA A UN UOMO COME ME CHE HA GIA UN LAVORO?
CIAO, LUCA
ASPETTO A CENA - жду на ужин. Первая форма спряжения глагола ASPETTARE - ждать
CONOSCO DA TEMPO - знаю целую вечность.
PURTROPPO - к сожалению
PORTA - приведет. Третья форма спряжения глагола PORTARE - приносить, приводить
FIDANZATO - жених
STUDENTE DI MEDICHINA - студент медицинского факультета
UNA COSA NON CAPISCO - одну вещь я не понимаю. Первая форма спряжения глагола CAPIRE - понимать
CHE STUDIA ANCORA - который еще учится. Третья форма спряжения глагола STUDIARE - учиться
COME ME - как я
CHE HA GIA UN LAVORO - который уже работает. Третья форма спряжения глагола AVERE - иметь
Сестра Луки пишет в своем дневнике.
CARO DIARIO,
OGGI E UNA GIORNATA IMPORTANTE. ASPETTIAMO A CENA SAVERIO, UN AMICO DI MIO FRATELLO. E UN RAGAZZO MOLTO BELLO: OCCHI VERDI, CAPELLI CASTANI, ALTO E INTELLIGENTE. PURTROPPO PORTA ANCHE LA SUA FIDANZATA, JENNIFER, UNA STUDENTESSA DI LETTERE, UNA RAGAZZA ALTA E BIONDA.
MA PERCHE SAVERIO PREFERISCE UNA DONNA COME TANTE A UNA RAGAZZA SPECIALE COME ME? FORSE PERCHE HO SOLO 15 ANNI.
ASPETTIAMO - ждем. Шестая форма спряжения глагола ASPETTARE - ждать
CASTANI - каштановые
FIDANZATA - невеста
STUDENTESSA DI LETTERE - студентка филилогического факультета
COME TANTE - как все
SPECIALE - особенный
FORSE - может быть
SOLO - только
Вот такой любовный квадрат:-))). Итальянцы были бы не итальянцами, если бы не говорили везде и всегда о ЛЮБВИ:-))). И о еде, конечно. Но о ней - на следующем уроке.