Интересный парадокс возникает там, где есть желание уйти от социальных норм поведения, в закрытое общество, где эти нормы прописаны с ещё более жёстким уровнем обязательств их выполнения, так как этот уровень в отличии от общепринятого социального, продиктован суровой необходимостью окружающей реальности. Другими словами, если в обычной жизни ты волен сам выбирать с кем общаться, а с кем нее общаться, какую работу выполнять, как проводить свой досуг и т.д., то в обществе закрытого типа, за тобой будут наблюдать определенное количество глаз, а твои действия будут продиктованы в первую очередь нуждами общины. Причем, чаще всего может произойти так, что надежды индивидумма покинувшего привычную среду обитания, которые он нарисовал в своем воображении, могут не сбытся, ведь обществ без проблем не существует, и если к одним проблемам мы уже привыкли и более или менее справляемся с ними, то к проблемам закрытого общества мы по своему незнанию и неумению их решать, мы становимся не приспособленными.
Сама мечта об идеальном или священном месте, которое волшебным образом может изменить человека и его духовный богаж больше похожа на миф, чем на реальность. Ведь в противном случае, любой приезжающий в это место становился бы идеально сбалансированных как по духу так и по физическим параметрам, а все местные жители были бы сплошь просветленными. Однако, как показывает практика, многие святыни в азии, а также на других территориях, окружают бедные лачуги и деревеньки, жители которых несмотря на близость в самому месту, заняты вовсе не философией и не мыслями о высоком и духовном, а банальным решением бытовых проблем, причем судя по их виду, решение чаще всего оказывается не в их пользу.
Прежде всего, нужно понимать сам процесс возникновения так называемых святых мест. Обычно они называются таковыми при условии, что в них долгое время жили те люди, которые достигли каких-то духовных высот, но не с помощью особой силы самого места, а с помощью личных практик и духовного роста. Нет ничего удивительного в том, что повышенная концентрация таких людей будет высока именно в тех местах, где больше всего практикующих, ибо на 1000 человек, непременно найдется тот, кто достигнет успехов на данном поприще боле значительных чем его коллеги по «духовному росту». Естественно что святым, такого человека делает не он сам, а его окружение, ибо достигшему просветления, по идее не интересуют материальные блага или потребность в славе. Так уж повелось, что тем кто не хочет повторять путь своего кумира или учителя, проще указать на свою сопричастность к его жизни, и стать главным хранителем памяти о нём. Поэтому в ход вступают исключительно маркетинговые приёмы, настроенные так сказать на увеличение популярности как самого места в котором практиковал учитель, так и самой личности учителя, а также его книг, изображений и прочей атрибутики. На лицо явная подтасовка фактов, и конечно переориентация верующих на новые рельсы духовного бизнеса. Ведь религия как таковая тут не отрицается, но в то же самое время на первое место выдвигается личность и его методы по достижению наиболее быстрого состояния «самадхи». А чтобы вероятность чудес была более высокой, ибо эффект плацебо никто ещё не отменял, создается миф о том что само место буквально пропитано энергией учителя, и стоит лишь раз его посетить, и можно обрести просветление. И надо отдать должное некоторые его действительно «приобретают», пусть и на время, но факт на лицо. Сами служители храмов часто умело прячут своё личное просветление от посторонних глаз, видимо в силу необходимость поддерживать народную память, ибо кто ещё сможет одолеть этот нелёгкий груз?
Попытка убежать от реальности в первую очередь говорит о внутренней слабости человека. Ведь вместо того чтобы выработать необходимый иммунитет к решению проблем, он предпочитает от них убежать при первой подвернувшейся для этого возможности. Причем как показывает практика, слабый и поддающейся чужому влиянию мозг, не способный вырабатывать личного мнения, контролировать свои желания и действия, с таким же успехом подвергается любому влиянию из вне отличному от сложившейся культуры мест его обитания. Нередко, чтение новой литературы, связанной с духовным развитием, зарождает в таком человеке новую идею о побеге туда, где ничто не будет мешать его личному саморазвитию. Но это в теории, а в жизни, все происходит с точностью наоборот. В любой стране, даже в самой солнечной и теплой, необходимо решать вопросы с жильём, питанием, досугом и прочими бытовыми «мелочами». Кроме того, одно дело читать умные книги о саморазвитии, и совершенно иное - жить и практиковать все эти методики личной, с личной зоной ответственности за их успешность и результативность.
Возникает закономерный вопрос, а что собственно мешает такому человеку заниматься всем этим у себя на Родине? Ведь любое большое начинание, берет начало с мелких преобразований. К примеру, если работа отнимает у тебя большую часть времени, найди такую, которая будет отнимать его меньше, и при этом подумай о том, чем же ты займешься если этого времени станет больше? Если при смене работы, твой заработок стал меньше, будь добр, займись оптимизацией своих расходов и желаний которые им предшествуют. Если трудно отказаться от них здесь, то как собственно вы собираетесь практиковать отказ от материальных благ там? Если ваша семья вас достала, то постарайтесь переломить ситуацию, и уймите свои потребности. Сделайте так чтобы наладить гармонию в семейных отношениях, и прочем прочем, вплоть до оптимизации здорового образа жизни. А если уж так нетерпимо хочется все таки уехать туда где вас ждут неминуемое «просветление» (а оно таки наступит, правда не то что мы часто ожидаем), то прежде чем это совершить, поставьте для себя ряд условий, преодоление которых послужит поводом для окончательного решения для поездки. Возможно именно преодоление тех проблем из-за которых вы собрались покидать привычное место жительство, послужит вам поводом не только наладить свою жизнь, но и остаться жить.
Если уж так не нравится зима, то можно всегда накопить определенную сумму, и уехать на пару недель туда, где вы собирались жить весь остаток жизни. В той же самой Индийской практике, ритуал публичного отречения от мирских благ, происходит лишь в зрелом возрасте, когда твои земные долги были выплачены сполна. Это значит что вы успели поработать, завести семью, вырастить детей, устроить их а уж потом заниматься личными «духовными хотелками». В то время как скоропалительное желание отречься, говорит в первую очередь об инфантильности и необдуманности данного поступка, не говоря уже о банальной поверхности знаний на данную тематику, ведь одно дело прочесть небольшую брошюрку от одного из тысяч учителей Индии, а другое прочесть «Бхагават-Гиту», «Рамаяну», «Махарабхату» и кучу вед в придачу, да ещё и понять о чем там говорится.
По настоящему сильному духом человеку не особо важно где он живет, как и в каких условиях. Сильный характер подразумевает наличие таких качеств как терпение и смирение с окружающими тебя обстоятельствами, принимая их как должное. Это не значит что не нужно ничего менять, наоборот, нужно менять то что ты в силах изменить, если в этом есть необходимость.
Разве у жителей городов нет возможности бывать на природе? А часто, чтобы побыть на чистом воздухе в окружении деревьев, достаточно проехать несколько остановок и выйти в парк. Не нравится мусор в парке? Что мешает его тебе убрать? Не нравятся деревья и хочется пальм? Неужели под пальмами, ты избавишься от всех своих духовных недостатков? Раздражают люди? А что ты сделал, чтобы они тебя не раздражали? Какова причина твоего раздражения? Ведь кошки увидев свое отражение в зеркале тоже начинают шипеть на него.
По большому счету чтобы наладить свою жизнь, и заниматься духовным ростом, нет необходимости менять место, так как от перемены мест сумма как известно не меняется. Необходимо лишь составить четкий план для себя, и строго ему соответствовать, лично отвечая за результативность перед самим собой. А если вам хочется всего лишь прослыть духовным гуру, то для этого необходимо лишь создать вид и окружить себя такими как и вы, падкими на стереотипы о духовном развитии. Но сколько не втыкай перьев в задницу, павлином ты все равно не станешь. Тоже самое и с гуру, сколько татуировок не делай, в какие балахоны не одевайся, какими бы чужими словами вы бы не говорили, а проблемы ваши останутся с вами, хоть прячь их, хоть не прячь.
Любое саморазвитие похоже на лестничный подъём. Все начинается с самой низкой ступеньки, и часто этой ступенькой все и заканчивается. Первым этапом служит устранение любых бытовых проблем, которые мешают вам сосредоточится на духовном развитии. Причем, нужно понимать что мешают не сами проблемы, а ваша личная сопротивляемость к ним и отношение. Поэтому вместо того чтобы убежать от них и порвать с ними, их нужно наладить и обратить себе в помощь. К примеру, если у вас не заладились отношения с супругой или супругом и она/он не разделяют ваших взглядов, разве нужно теперь рвать отношения? Порвать их проще чем кажется, но это не решение проблем а уход от них. Начните с себя, и меняйтесь сами. НЕ заставляйте свою половинку меняться, пусть её перемены будут правом её личного выбора. Не ожидайте отдачи, отдавайте сами сколько можете - ласку, любовь, добро, нежность, понимание. От вас не убудет, а наоборот вы научитесь вырабатывать все эти чувства и восполнять с лихвой. Если вы будете думать что вас эксплуатируют, так оно и будет и наоборот. Уйти вы всегда успеете, но прежде всего сделайте максимум от себя.
Что мешает вам наладить здоровое питание? Только недостаток силы воли и знаний. Знания можно пополнить с помощью различных источников информации, а волю нужно выработать практикой, отказавшись от поглощения вредной пищи. Что тут сложного? Где вы видите необходимость перемены места? Вы спросите - и где тут саморазвитие? Оно в преодолении первой ступени. Первая ступень самая простая но и вместе с этим самая сложная, ведь вы впервые начнете работать на себя и над собой. Если вы никогда не взбирались на гору, то естественно что первые шаги вам будут нелегки, хотя и сложного в них ничего не будет. Это и есть тот базис, преодоление которого позволит вам выработать иммунитет к проблемам. Проблемы не исчезнут, но они перестанут вас отвлекать от цели, так как вы будете их решать так словно преодолеваете вынужденные препятствия на пути вверх. С каждым таким преодолением, ваши силы и навыки будут увеличиваться, а между тем ничего в вашей жизни особого не произойдет, так как для посторонних наблюдателей вы останетесь самим собой. Но внутри, ежедневно вы начнете узнавать себя заново, и вся эта скрытая сила и энергетика была с вами изначально, просто вы не знали и не хотели раскрывать её, так как привыкли идти по указателям, заранее изготовленным другими, приходя к общим результатам.
В большинстве своём человек становится сильным лишь в той сфере, где он прилагает свои усилия. Было бы странно видеть того, кто записавшись в самый авторитетный спортзал, уже через год вышел оттуда с мощной мускулатурой, так как результаты зависят не от места и даже не от методики как таковой, а от того кто прилагает усилия и каким образом. Мы часто не способны верить в себя и свои возможности, ссылаясь на авторитетные источники и разного рода писания. Однако если рассудить логически, то любой гуру, стал таковым будучи человеком а не богом, а во вторых он таким не родился, что говорит о его статусе как о результате личного труда над собой.
Конечно, смотря на мускулистого парня с обложки популярного журнала, тоже хочется так выглядеть, но чаще всего такое желание продиктовано слабовольной привычкой к быстрым переменам с минимумом личных усилий. Мы привыкли покупать свои перемены, полагая что вносим за них равноценную плату, но так ли это на самом деле? Предположим вы купили новую рубашку которая хорошо скрашивает ваш пивной живот, но не убирает его. Мало того, купить рубашку вы в состоянии, а сшить самостоятельно нет. С деньгами её может купить любой, даже самый отсталый абориген. Да и процент ваших усилий, во многом продиктован желанием работать с примитивным и ограниченным кругом обязанностей, что и представляет собой работа в офисе. Нет, мы конечно пытаемся придать важность своему труду, но как правило эта важность надувная. А приобретаемый стресс, во многом берёт своё начало не из самой работы, а из нашего к ней отношения, так как для себя мы все таки понимаем, что то чем мы занимаемся, мы занимаемся лишь потому что не хотим работать по-настоящему тяжело.
Возможно такой разбор покажется кому-то обидным, но именно его «обидность» только подтверждает правдивость выше изложенного наблюдения. Правда вообще тяжело воспринимается теми. Кто привык к лжи, причем и к той что относится к самообману. Это только кажется, что легко сказать - с завтрашнего дня я не лгу, а вот сделать гораздо тяжелее. А почему? Да потому что необходимо весь образ жизни изменить и подогнать под правду. Тоже самое можно сказать и об избавлении от разного рода зависимостей, и каждый раз необходимо изменять образ жизни. Зато представьте как расширится ваш опыт, как будет распланирован ваш день если вы поставите перед собой цель избавление от нескольких зависимостей сразу? И ведь здесь не требуется больших усилий, нужно лишь постоянство и сила воли, а сила воли вырабатывается с помощью более простых практик и т.д.
Нет, конечно можно верить в сказку, накопить денег, сдать квартиру в наём, купить себе яркую майку, сланцы, набить татуировки, отрастить бороду или сделать невероятную прическу, нацепить бусы или амулеты и отправится на пляж. Но такой настрой быстро пройдет, когда начнет однообразие. Книга закончится, настрой тоже и вы останетесь один на один с самим собой. Что дальше? Где ваш хвалёный духовный рост? Где практики? Ведь издревле известно, что не так сложно осуществить план побега, как научится жить на воле. А понятие воли у всех нас разное. И у «неприкасаемых» в Индии, которые ютятся по лачугам и имеют эту волю в избытке тоже своё понятие, а они мало чем отличаются от того кто решил убежать от самого себя, что как вы понимаете в принципе невозможно. Как сказал один человек, нельзя дать внешней свободы больше, чем её есть внутри нас.
мистер вихлюн