Как ни странно, один из любимых моих эпизодов по нескольких причинам.
Во-первых, там снимается замечательный актер Майкл Райли, которого я очень люблю в роли Кристофера Блейна в сериале " В погоне за радугами".
Во-второых, в истории проскальзывают шекспировские мотивы.
В-третьих, эта серия по сюжету напоминает хороший фильм "Музыка китов", где некогда удачливый композитор Дезмон (Мори Чайкин) после самоубийства младшего брата Дэнни (Пол Гросс) частично теряет рассудок и уединяется в своем доме на побережье.
В-четвертых, ну, видимо меня чем-то притягивают сюжеты о сумасшедших. Подобное ищет подобное.
В общем, мы получаем очень интересный эпизод, полный тайн, душевных терзаний и тонкого юмора.
[Ничего бы не случилось, не будь Рэй вынужден проходить регулярную проверку, выявляющую, все ли в порядке с головой у господ-полицейских. Проверка происходит в клинике для душевнобольных, куда за компанию с Рэем заглянул и Фрейзер. Рэй усиленно старается подготовиться к вопросам врачей, чтобы не ляпнуть лишнего и не нажить себе проблем.
Фрейзер: Рэй, они профессионалы. Неужели они не поймут, что ты все отрепетировал?
Рэй: Возможно, они заподозрят, но доказать не смогут. Хуже будет, если я приду неподготовленным, они предложат слово «брат», а я отвечу «голый», и мне потом придется объясняться две недели.
Фрейзер: Ты бы сказал «голый»?
Рэй: Я просто предполагаю.
Фрейзер: Извини, Рэй, но звучит так, словно ты приводишь пример из собственного опыта.
Рэй: Ну, нас с братом мыли вместе в одной ванне, когда мы были маленькими, что же тут такого?
Фрейзер: Ничего, просто это кажется странным ответом.
Рэй: Вот видишь? Видишь? Даже ты что-то под этим подразумеваешь. Стоит сказать что-нибудь невинное вроде этого и они начнут тебя убеждать, что ты видишь во сне свою мать обнаженной!
Фрейзер: Ты видишь во сне свою мать обнаженной?!
Рэй: Я сказал - «брата»!
Фрейзер: Ты сказал «мать»!
Рэй: Я знаю, что я сказал. Я сказал «брата». Это мой сон, я знаю, что в нем.
Фрейзер: И как давно ты видишь этот сон?
Рэй: Да нет никакого сна! Я его выдумал!
Пожалуй, Фрейзер бы достал Рэя так, что тому не помогли бы никакие репетиции, но тут в больнице произошло нечто странное. Было объявлена тревога и врачи хором понеслись к окну. Врачи и Фрейзер, конечно. Оказалось, что какой-то пациент умудрился удрать через окно и принялся бродить снаружи по карнизу.
Фрейзер, недолго думая, вылез вслед за ним, чтобы прояснить ситуацию.
Сумасшедший продолжал бегать по карнизу как Человек-Паук, и твердить, что кого-то потерял и куда-то опоздал.
Разумеется, Фрейзер предложил ему свою помощь, попутно рассказав, что парадная форма у конных полицейских - это только для особых случаев, и что их девиз звучит как: "Соблюдай правила".
Получив эти ценные сведенья, сумасшедший спросил, не занет ли он, где Тай, Фрейзер, конечно, ответил, что не знает, и сумасшедший шагнул вниз.
По счастью Фрейзеру удалось его удержать, но пришлось соврать, что Тая он видел, Тай внутри, чтобы этот человек не вырывался и не сбросил вниз их обоих.
Конечно, внутри Фрейзеру пришлось признаться, что о Тае о никакого понятия не имеет, что вызвало у сумасшедшего приступ отчаянной ярости: "Зачем ты мне солгал? Ты должен остановить его вместо меня! Ты должен найти, его, пожалуйста!"
"Ну, что делать будешь?" - спросил Рэй, когда сумасшедшего все же увели.
"Искать Тая..."
Фрейзер и Рэй начинают искать Тая, основываясь на бессвязной информации Уолтера и словах водителя автобуса, который пять лет назад сдал Уотера в сумасшедший дом. Водитель говорил, что тот неделями езди по одному маршруту и просил отвезти к какому-то дому Майка.
Рэй: Зачем ты это делаешь, Фрейзер?
Фрейзер: Я сказал ему, что помогу.
Рэй: ты так всем говоришь. Что, мы тут так и будем сидеть, пока сюда Тай не зайдет?
Фрейзер: Знаешь, я заглянул тому человеку в глаза, когда был на карнизе, Рэй, и увидел человека, который потерял себя. Можно потерять работу, можно потярять дом, но если ты теряешь себя, у тебя больше ничего нет.
Потом Фрейзер решил, что раз Уолтер просил водителя отвезти его к дому Майка, то у него были основания считать, что водитель знает, куда ехать. Только, возможно он перепутал автобус. И они начинают останавливать все автобусы подряд и просить подвезти их к дому Майка.
Рэй: Со мной по соседству живет парень, который каждое утро спрашивает меня, видел ли я Бога. Он, что в самом деле, думает, что я ему отвечу?
Фрейзер: Занешь, возможно, если бы ты ответил, то он перестал бы спрашивать.
Наконец, таким образом им удается найти дом Майка. Оказывается, что так называют церковь святого Майкла, где находился центр реабилитации для трудных подростков. Тай был одним из них. падре Бехан рассказал, что он принимал наркотики и покончил с собой пять лет назад, спрыгнув с балкона. Его брат Уолтер начал винить в этом себя, так как в то день опоздал с работу домой и вернулся всего через несколько минут, как погиб Тай.
Фрейзер решает сказать Уолтеру правду, чтобы тот больше не искал Тая на карнизе, но вдруг его внимание привлекает бетонное покрытие под окнами больницы.
Фрейзер: Это бетон белый.
Рэй: Да, у нас в америке как раз этот цыет используют для бетона.
Фрейзер: Знаешь, у инуитов есть шестьдесят слов, которые описывают снег. Треть из них относиться к цвету.
Рэй: Эскимосам зимой нечем заняться, а?
Фрейзер. Этот бетон был недавно перекрашен. очевидно, Уэлтер кого-то видел на балконе. И потом этот человек оказался внизу.
Теория Фрейзера не устраивает Рэя. Потому что тела нигде не было и о несчастном случае не сообщалось.
Фрейзер, уверяет, что тело может обнаружиться где угодно.
Рэй: Он, что, по-твоему, спрыгнул с пятого этажа, добежал до ближайшей реки и там утопился?!
К радости Рэя в этот момент по рации сообщают, что в реке неподалеку от больницы нашли тело.
Что это у Рэя с лицом?
Это он встретил любимого начальника!
А в это время Диф с умилением наблюдал за дамой-паталогоанатом, потому что ему очень нравятся блондикни.
А блондинке, кажется, понравился Фрейзер.
В общем, Фрейзер решает всерьез заняться этим делом. А для пущего результата решает провести разведку на месте преступления, то есть в сумасшедшем доме! А чтобы не вызвать ни у кого подозрений, он рещается выдать себя за сумасшедшего. Сделать это очень просто. Фрейзер, остается верен себе, говоря только правду и ничего, кроме правды: "Раньше я жил в Юконе и раскрыл заговор, включающий в себя утанувшего карибу, а потом ко мне пришли люди, одетые в белое, с намереньем меня убить. Это довольно долгая история, нужно точно два часа, чтобы ее рассказать, но смысл в том, что меня потом прислали сюда. Думаю, я навредил кому-то в правительстве." [Вы прослушали краткое содержание пилотной серии "Строго на юг" - прим. Scаlly].
"Может ли кто-то здесь за вас поручиться?" - спросила заинтересованная врач.
"Ну, да - мой волк. Хотя, не уверен, что он за меня поручится. Если вы что-то знаете о поведении волков, то вам известно, какими они бывают, когда не в настроении. И к тому же он глухой".
После этих слов, врач с доброй улыбкой нажала кнопочку под столом и в кабинете появился милый санитар.
В это время главврач уговаривает Уэлтера не думать не о каких балконах, и нечего не выдумывать, потому что там никого не было, а если он кото-то видел, значит еще не скоро поправится.
А Фрейзер уже в качестве пациэнта осматривается в больнице. Он отказался назвать свое имя, и его записали в картотеке как Джона Доу - так называют всех, чью личность не могут установить. Уолтер узанет парня, который разговаривал с ним на корнизе.
Фрейзер: Ты знаешь, сколько ты здесь находишься?
Уолтер: Я сумасшедший, но не тупой.
Фрейзер: Извини.
Уолтер: Сегодня я знаю...
Между тем, у Фрейзера возникает подозрение, что в этой больнице проводятся какие-то опыты.
Он сохраняет одну их таблеток, которые ему дает и передает ее Рэю. Сохранить это было не так-то просто, потому что за тем, чтобы пациенты выпивали свои лекарства внимательно следят. Таблетка провела во рту у Фрейзера несколько часов.
Разумеется, Рэй не особенно рад такой улике.
Вечером Уолтер заглядывает в палату Фрейзера.
Фрейзер: Один из пациэнтов сказал что-то и я пытался вспомнить, где я это слышал. Мой отец цитировал эту фразу. Она из "Гамлета". "Я сумасшедший только при норд-норд-весте, а когда дует южный ветер, я сумею отличить сокола от ручной пилы".
Уолтер: Если люди что-то видят, это не значит, что это по-настоящему.
Фрейзер: Не уверен в этом. Довольно часто я вижу то, чего не видят другие.
Уолтер: Вот почему ты здесь.
Фрейзер: Наверное... многие люди верят во что-то, и это становится реальностью. По крайней мере, для них. А иногда людям легче придумать новую реальность, особенно, если правда слишком болезненна.
Ты не виноват.
Уолтер: Виноват. Я опоздал.
Фрейзер: Тай сам принял решение.
Уолтер: Знаешь, иногда мне это ясно. Но только иногда. Думаю, наверное, было бы легче, если бы я себя убил.
Фрейзер: Наверное. Знаешь, моя мать умерла, когда я был еще маленький. Я мало что помню о том времени. Я только помню бороду своего отца. Не помню, чтобы он плакал или говорил о ней. А однажды утром я проснулся, и заметил, что у него борода. И с каждым днем она становилась все длиннее, а он все худел и перестал ходить на работу. Моя мать умерла, и мой отец перестал жить. И одним утром я проснулся, и для меня на столе стоял завтрак - овсянка с кусочками банана. И он был чисто выбрит, и он плакал.
Уолтер: Твой отец был очень сильным человеком.
Фрейзер: Он просто проснулся, и ветер дул с юга, и он знал, как отличить сокола от ручной пилы.
На следующий день Рэй встретился в Фрейзером в больнице и поведал ему, что теория подтвердилась - опыты и в самом деле проводили. Испытывали новое лекарство, которое одним пациентам очень хорошо помогало, а у других вызвало сильнейший приступы депрессии и галлюцинации. И вот, один из подопытных больных покончил с собой.
Фрейзер: А ты сказал кому-нибудь, что идешь сюда?
Рэй: Нет. Зачем?
А вот зачем - в комнату ворвались санитары и главврач, которы прослушивали их беседу.
Рэй: Я просто не понял вопроса! Я сказал всем, кого знал! Прокурору штата, шерифу и даже своей маме!
Это не помогло. Обоих обрядили в смирительные рубашки и упрятали до поры до времени в помещение для буйных.
Пока Рэй дергался и орал, Фрейзер расслабился, вывернул себе плечо и высвободился из неудобной одежды.
Пряжкой разрезал общивку на стене и обнаружил вентеляционный ход.
Фрейзер: Архимед сказал: "Дайте мне точку опоры и достаточно длинный рычаг, и я переверну землю".
Рэй: А чего это я всегда должен быть точкой опоры?
Они выбираются, добывают нужную информацию из компьютера (пароль Фрейзер как-то исхитрился запомнить на слух), но удрать уже не успевают. Но, когда их связанных ведут по коридору, всполошенные шумом пациенты выходят из своих палат. Уэлтер хочет выччснить в чем дело, но главврач его успокаивает, говорит, что это у него опять галлюцинации, и, велит ему идти к себе в палату, если он хочет поправится и когда-нибудь выйти из больницы.
Фрейзер: Верь тому, что видишь, Уолтер.
Уолтер отступает, но заметив, прижатый к шее Рэя шприц, и стянутые ремнем руки Фрейзера бросается на санитаров.
Во время потасовки главврачь удирает на карниз и грозиться оттуда спрыгнуть, но Фрейзер успевает вовремя его остановить.
Уолтер выходит из больницы и работает в церкви святого Майкла.
Фрейзер: Ты как?
Уолтер: Хорошо. Дела идут неплохо. Я скучаю по Таю. Впервые я скучаю по Таю.
Фрейзер: Мне жаль.
Уолтер: Нет, это хорошо. В некотором смысле я его словно вернул. Я лучше буду скучать по нему, чем забуду.
Пересказ других эпизодов с картинками:
Север -
http://users.livejournal.com/_scally/534284.html Воспоминания -
http://users.livejournal.com/_scally/536281.html .