«Прощай, Советское шампанское!» - с таким судорожным, так
сказать, всхлипом «эффективные» собственники, производители игристых вин
России, обратились накануне Нового года то ли к широкой общественности,
то ли с угрозой к более «эффективному» собственнику, Федеральному
казенному предприятию (ФКП), проиграв борьбу за ещё одну часть
Советского прошлого - товарный знак (ТЗ). В принципе мне глубоко
наплевать на эту мышиную возню (с обращениями к широкой общественности)
за остатки разворованной в виде приватизации советской народной
собственности, все равно от их продукции только головная боль поутру да
облегченный карман. Ведь каждый из них получил свою долю, чтобы стать
«эффективным» собственником, одни в виде готовой производственной и иной
инфраструктуры с рабочей силой, другие власть и право распоряжаться. Что
же заставило этих «эффективных» собственников выяснять отношения между
собой?
В 2005 г. производитель игристых вин из Нижнего Новгорода подал
возражение в Палату по патентным спорам, оспаривая ТЗ со словесным
элементом «Советское» у правообладателя ФКП. Существо доводов
заключалось, в частности, в том, что «словесный элемент «Советское»
вошло в широкий обиход, в сферу торговли, в виноделие... поэтому
обозначение «Советское» неохраноспособно для игристых вин, т.к. из
толкования слова «Советское» следует, что оно может быть воспринято, как
место изготовления товара; регистрация ТЗ с элементом «Советское»
противоречит общественным интересам; реализация товаров под
наименованием «Советское»... способна ввести в заблуждение, вызывая...
ассоциации с алкогольными напитками, производимыми в СССР; РФ является
единственным носителем прав на наименование РСФСР, включающим элемент
«Советское», и разрешение на регистрацию ТЗ «Советское» правообладателю
в лице ФКП не давала».
Естественно, что Палата по патентным спорам не нашла оснований для
удовлетворения возражения,
В вышеприведенном письме обвиняется ФКП в том, что оно, заключив договор
о продвижении бренда «Советское» с неким рекламным агентством, планирует
монополизировать производство и сбыт «Советского шампанского», передав
права приближенной бизнес-структуре и размещает заказы на розлив на
предприятиях Молдавии и Украины...
На фоне повсеместного охаивания Советского периода, когда не только
некоторые убеленные сединами всевозможные «инженеры человеческих душ»,
но и подросшие молокососы в информационных и шоу- программах стараются
закончить выступление о советском прошлом какой-либо гнусностью, драчка
за упомянутый бренд «Советское» (справедливости ради можно сказать, что
не только за него, но и за многое, что было произведено и построено в
советское время) требует напоминания о предмете раздора, который,
несомненно, известен многим. Название его, «Советское шампанское»,
указывает не только на сам продукт, который был определен в советское
время как относящийся к группе игристых вин, приготовленных из
шампанских виноматериалов путем естественного насыщения углекислотой при
вторичном брожении в герметически закрытых сосудах под давлением, но и
на место и время производства.
Время это было Советское, а место производства - Советский Союз.
Конечно, «Советское шампанское» не возникло ниоткуда, впервые в России
игристое вино было приготовлено в Крыму в 1799 г., до 1917 г.
выпускалось так же в Одессе, а на всемирной выставке в Париже
шампанское, полученное из собственных виноматериалов, заложенных в 1900
г., получило награду - кубок «Гран-При». В Советское довоенное время
количество выпущенного шампанского по классической (и
малопроизводительной) бутылочной технологии в 1936 г. составляло 300
тыс. бутылок. С 1937 г. для увеличения производства шампанского
применяется технологическая схема резервуарной периодической
шампанизации, разработанная A.M. Фроловым-Багреевым, правда, шампанское
было более низкого качества, чем при бутылочной шампанизации, тем не
менее в 1942 г. производилось уже 12 млн. бутылок. Бутылочный способ
шампанизации, несмотря на недостатки, как гарантирующий высокое качество
продукта и которым производили «Советское шампанское выдержанное»,
являлся эталоном шампанских вин в СССР. Не вдаваясь в технологические
тонкости отметим, что для приготовления «Советского шампанского»
использовались виноматериалы высокоценных европейских сортов винограда,
утвержденных соответствующим ГОСТом и выращиваемых в Молдавии, Украине,
Грузии и среднеазиатских республиках. Сбор винограда для шампанских
виноматериалов проводился при достижении его технической зрелости -
накоплении сахара не менее 17 г/100 см куб. и содержании титруемых
кислот 8-10 г/дм куб. Качество продукта регулировалось, например, ГОСТом
13918 - 68, по которому органолептические показатели имели пять
наименований, физико-химические семь, материалы и реактивы пятнадцать.
Решения по обеспечению потребности советского народа качественными
игристыми винами принимались на самом верху.
Существует занимательная история на эту тему, будто в 1945 г., когда в
Победе над фашистами уже не было сомнений, И.В. Сталин вызвал к себе Л.
Берию и сказал, что советский народ должен отмечать День Победы только
шампанским. Правда это или нет, но советские виноделы выполнили задание
и Победа отмечалась действительно «Советским шампанским». Технология
изготовления шампанских вин совершенствовалась непрерывно. Советскими
учеными Г.Г. Агабальянцем, А.А. Мержанианом и С.А. Брусиловским был
разработан способ производства шампанского в непрерывном потоке,
внедренный в производство в 1954 г. Этот способ позволял сократить цикл
производства шампанского до 3 недель, механизировать и автоматизировать
весь технологический процесс, а технологические приемы позволили
приблизить качество шампанского к шампанскому, приготовленному
бутылочным методом. В настоящее время он стал основным при производстве
«Советского шампанского». В 1959 г. вышеназванным ученым ГИПЭ было
выдано «Авторское свидетельство СССР № 122 467», закрепившая их
приоритет, а в 1961 г. решением правительства СССР присуждена Ленинская
премия. Узнав об открытии советских ученых, Аргентина, Греция, Италия,
США, ФРГ, Чили, Швейцария и ещё около десяти стран приобрели лицензии на
внедрение советского способа производства шампанских вин. «Советское
шампанское» на самых представительных международных конкурсах завоевало
230 медалей, в том числе 103 золотых и 126 серебряных, Московский завод
шампанских вин в 1969 г. и комбинат Абрау-Дюрсо в 1970 г. завоевали Гран
При, высший международный приз.
К 1978 г. общая мощность предприятий по выработке игристых вин
составляла 42 млн. бутылок в год, что позволяло удовлетворять
покупательский спрос советского трудового народа.
Как сказано выше, сырье для производства шампанских вин производилось на
территории Союза, т.е. существовала целая отрасль со своими НИИ,
совхозами и колхозами, заводами по производству оборудования, розлива
продукта и т.п., на которых работали десятки тысяч людей. Рынок сбыта
был громадный, перспективы развития были значительные, даже в
сегодняшней усеченной стране потребность в «Советском шампанском»
составляет по расчетам тех же виноделов, не менее 80-85 млн. бутылок в
год. После развала Союза «эффективные» собственники практически даром
получили для своего развития исключительную фору в виде уже готовых
предприятий и обученного персонала. Ведь по законам ими любимого рынка
начинать надо было с нуля, т.е. брать в банке кредит, покупать землю,
строить завод и т.д., эффективно работать и отдавать долги. Однако этого
не произошло, «эффективные» собственники стали создавать СП типа
Русско-Ирландского с иностранным управлением, якобы для привлечения
инвестиций, которые и поступали в виде сырья и оборудования, т.е. на
долю российской стороны приходилась наименее квалифицированная работа -
переработка, розлив и реализация продукта внутри страны, закупка сырья и
оборудования за рубежом... цикл повторялся снова.
В упоминаемом в начале статьи письме говорится, что «...пять
крупнейших предприятий увеличили объем производства этой продукции с 28
млн. бут. в 2004г. до 110 млн. в 2007 г.», а вообще сегодня в России
производством «Советского шампанского» занимаются около 30 предприятий.
Все они в основном закупают сырье вне пределов страны, субсидируя и
развивая эти отрасли за рубежом. И когда незаметно подкрался кризис, эти
«эффективные» собственники, как и другие отверточные производства,
встали в очередь на получение из казны общих «нефтяных» денег, идущих в
конечном счете на поддержку иностранной экономики. А бренд «Советское»
«эффективные» собственники продадут, сдадут в аренду на неопределенный
срок и т.п., ведь продали «Буран», скафандр Ю. Гагарина..; построят
мусорный полигон на костях воинов, павших в боях на Синявинских высотах,
сменят названия, снесут памятник, перезахоронят, расформируют... и это
все, что они могут сделать для самоутверждения. Но создать новое,
подобное тому, что было создано в советское время, «эффективным»
собственникам явно не под силу.
Н. ВЕЛЬГА
В содержание номера
К списку номеров
Источник:
http://www.duel.ru/200908/?08_3_2