УТРАЧЕННОЕ ПОЛЕ

Aug 24, 1999 12:43


Дело - это результат труда человека,
за который истинные потребители
готовы платить.
Ю.И. Мухин

Есть знаменитое высказывание Энгельса: "Люди, хвалившиеся тем, что СДЕЛАЛИ революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знают, что делали, - что сделанная революция совсем не похожа на ту, которую они хотели сделать. Это то, что Гегель называл иронией истории, той иронией, которой избежали не многие исторические деятели".

У истории, если мыслить ее действующим субъектом, свои сроки, и "другой день" может наступить через 80 лет или еще позже. Что, однако, не мешает "другому дню" показать свой оскал и буквально на другой день, - вспомним, как Ленин был неприятно изумлен бурным цветением советской бюрократии.

Что можно понимать под Делом Великого Октября? Что это за "результат труда"? Кто такие потребители и как они платят? Или они еще не готовы?

Готовность означает: согласие, желание, возможность. Истинный потребитель - это тот, кто может платить; кто-то другой, например, хочет воспользоваться результатом, а заплатить не может, поэтому он еще не истинный потребитель. (Поэтому Брынцалов более истинный потребитель, нежели Анпилов или Тюлькин).

Дело Великого Октября. Что это такое? Огромная равнодушная толпа, которая называлась недавно новой исторической общностью людей - советским народом. Очевидно, предметом потребления является равнодушие толпы.

Можно ли потреблять равнодушие?

Конечно. Явлинский пинком распахивает дверь студии "Радио России" и потребляет равнодушие интеллигентской черни; Зюганову приносит голоса "Совроська", визгом и причитаниями распаляя равнодушие пенсионеров и городских кровососов. Равнодушие - это не обязательно спокойное безразличие, оно при случае имеет вид раскаленного активизма, способно даже напяливать маску общественно-государственной озабоченности.

Поскребите Илюхина или Селезнева, и под хитиновой оболочкой политического насекомого вы найдете похабного обывателя, молящегося на свою дачку-тачку...

Равнодушие мешает члену КПРФ изучать партийный устав, обрекающий его на роль бесправного статиста; по меткому наблюдению одного автора "Лимонки" - это партия конституционально глупых (по классификации Ганнушкина).

Равнодушие толпы - это Золото Партии Чиновников.

В знак признательности жиды уже давно должны отреставрировать Статую Свободы: факел заменить пролетарской кепкой, а девичьи ланиты - косыми скулами Вождя и Учителя.

Октябрьская революция не смогла решить ряд очень важных задач, следствием чего явилось разрастание бюрократической опухоли, метастазы которой проникли во все части общества и государства. Уже давным-давно следует задуматься об истоках и причинах бюрократической чумы с тем, чтобы "завтра" не столкнуться с очередным похоронщиком грядущей революции.

Иначе говоря, бюрократическая зараза есть следствие изначальных причин, о которых мало думают, если вообще думают. Эти неопознанные и непознанные причины грозят обернуться совершенно неожиданными следствиями.

"Россия: путь к спасению" - так называется статья товарища А.И. Бусел, помещенная в "Дуэли", N 26(117).

Любая рекомендация по спасению нашей Родины не должна оставаться без внимания. Тем более, что А.И. Бусел представляет организацию "Христиане за коммунизм".

Она напоминает читателям: "Существует замечательный документ советского времени, свидетельство высокой духовности наших устремлений - Моральный кодекс строителя коммунизма".

То - агитпроповская калька евангельских заповедей, призванная обозначать заоблачную высоту коммунистической морали в СССР. Несмотря на "высокую духовность наших устремлений" "эта высота для общества оказалась недосягаемой..."

Т.е. носителей "наших устремлений" оказалось до обидного мало. Поэтому, когда Россия находится в развале, "порожденном духовно-нравственным кризисом общества и аморальностью правящего режима...", "как никогда остро встала задача воспитания нового человека, развития его высшего сознания, важнейшей формой которого является коммунистическая мораль".

Стоп. Тут надо уточнить. "Россия: путь к спасению" - это не самочинный произвол товарища А.И. Бусел.

Так называлась сходка, где собрались... лидеры отдельных политических партий и общественных объединений, деятели профсоюзного движения, науки и культуры, представители традиционных конфессий и даже, главы и представители ветвей государственной власти РФ. Сходка, пожалуй, как-то звучит не очень уважительно. Надо правильно, как в тексте Бусел: осенняя встреча Всемирного Русского Народного Собора.

Тут что интересно. Товарищ А.И. Бусел написала статью, как она сама признается, в связи с тем, что высокое собрание обратилось к согражданам с призывом спасти Россию.

Чиновный сброд, духовно озабоченные бездельники и болтуны объединились в банду под именем какого-то Собора и вешают лапшу на уши нашим согражданам. Это "высокое собрание" издает обращение, на фоне которого высоконравственные суждения А.И. Бусел выглядят свежо и оригинально. И получается форменное издевательство. Потому что товарищ Бусел человек честный, прямодушный, и она всерьез "воспринимает" словесный понос жульнических "Соборов". Надеюсь, у нее это пройдет, и в АВН станет одним хорошим человеком больше.

Теперь вернемся к статье А.И. Бусел. Она хороша тем, что порождает вопросы.

Давайте вот о чем подумаем. Представим себе хлебороба, с детства связанного с трудом на земле. Человек еще до восхода солнца торопится в поле. Он там живет. Ни зной, ни холод, ни дождь ему не помеха. Тяжкий, в поте лица труд для него не есть "дело чести, доблести и геройства". Поле - это Вселенная, альфа и омега, где каждую травинку, полевую живность он знает в лицо, а земля - источник жизни, куда его в урочный час уведет смерть. Такой человек нуждается в Кодексе строителя коммунизма? Нужны ли ему инженеры человеческих душ? Надо быть тотальным идиотом, чтоб затрудниться с ответом.

Хлебороб - фигура, пожалуй, собирательная. В этом смысле хлеборобами являются А.Н. Колмогоров, Л.С. Понтрягин, Ю.А. Гагарин, искусные ремесленники, поэты и мыслители; труженики, для которых труд не только средство добычи пропитания, но источник смысла жизни - они тоже хлеборобы, просто у каждого из них свое поле. На таком уровне всякие разговоры о духовности и нравственности лишены смысла, как лишены смысла разговоры о болезнях сердца для здоровья человека - он просто об этом не думает.

Человек укоренен, у него есть прочное и надежное место в жизни, осмысленный труд. Разумеется, он патриот, и как настоящий патриот, о своем патриотизме не догадывается.

Почему возникла надобность в Кодексе строителя коммунизма? Зачем еще ранее понадобились инженеры человеческих душ?

Союз писателей СССР появился - не запылился в 1934 г. Что к этому времени произошло в стране? В основном закончилась коллективизация. Индустриализация сопровождалась массовым притоком сельского народа в промышленные центры. Общественное разделение труда, машинное производство упразднили множество кустарных промыслов; появились профессии, требующие минимальных навыков. Крайний случай: конвейерное производство, превращение рабочего в трудящееся животное.

Жизнь миллионов людей наполнилась тяжелой рутинной работой при скромной зарплате. Сюда же присоединилась паспортная система, чтобы пролетариат и всякие там прослойки не шлялись, где попало. Но такая собачья, по сути, жизнь имела высокое историческое оправдание - своим трудом советские люди взращивали могущество СССР, готовились к войне.

В такой обстановке превращение труда в "дело чести, доблести и геройства" было естественным и необходимым. Отсюда - неподдельный пафос великих свершений и энтузиазм миллионов. Как же тут обойтись без инженеров человеческих душ, без агитпропа? Никак. Все "оказалось путем": социалистический реализм обрел подлинное существование, и лучшие произведения нового искусства вошли, как говорится, в фонд мировой культуры.

Гениальность Сталина заключается в том, что он еще в 20-е годы понял, что марксизм-ленинизм мертв. И он сделал правильные выводы. Поэтому истребление троцкистов, ленинской гвардии было "делом чести, доблести и геройства" славного НКВД.

Появление в 1937 г. на экранах "Александра Невского" было знаменательным событием - Сталин твердо держал курс на восстановление исторической преемственности. Сталин лучше всех знал, что в будущей войне не одержать победы под лозунгами марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма. И Великая Отечественная Война доказала сталинскую правоту.

Послевоенный энтузиазм, возрастание материального и военного могущества не могли продолжаться бесконечно. Потому что в основании советской государственности дожидались своего часа мины замедленного действия: дохлая идеология и бюрократия.

Именно в этом контексте следует воспринимать слова Сталина о том, что "без теории нам смерть, смерть".

Трудно понять, почему он не додумался до идеи АВН. Скорее всего, просто не успел.

Теперь о Кодексе строителя коммунизма. Сей документ родился в качестве довеска к III Программе КПСС. Что она собой представляла? Демагогический колосс на глиняных ногах, склеенный соплями марксистско-ленинской "диалектики". Поэтому Кодекс является своего рода фальшивой ассигнацией, не имеющей никакого реального обеспечения.

Советский народ по-прежнему оставался подданным государства, объектом "воспитания". Но, надо полагать, из победоносной войны народ вышел иным, он отличался от советского народа 1940 г. Наступила эпоха относительно долгого мира, эпоха научно-технической революции. Требовались реформы. Чтобы труд перестал быть "делом чести, доблести и геройства", чтобы советский народ стал народом-гражданином, черпающим духовность из самой жизни, как и полагается настоящему труженику.

Государство же по-прежнему смотрело на народ как на "человеческий материал", "людские ресурсы", на которые нужно воздействовать массированной демагогической пропагандой.

Государство требовало подвигов, бескорыстного служения. При всем при том груз-200 из Афганистана и других горячих точек хоронили без огласки, тайком - как собак.

А что было после Чернобыля, всем известно.

Вот советский народ взял да и плюнул на это никчемное, неуютное государство. А государство плюнуло на народ. И развалилось. Не сумев и не успев стать народом-гражданином, советский народ стал самой большой в мире толпой, равнодушие которой дает совершаться всякому злу на нашей Родине.

Поэтому АВН есть продолжение дела Сталина, есть дело чести, доблести, геройства.

Ю.Л. БАТУЛИН, Сталинград

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/199934/?34_4_4

199934

Previous post Next post
Up