ПОВОРОТНЫЕ МОМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ВООРУЖЕНИЙ

Aug 03, 1999 12:40


Вооружённые силы (ВС) любого государства создаются для того, чтобы либо угрожать убийством, либо эффективно убивать противника, на которого указывает политическое руководство страны. Естественно, что об эффективности тех или иных концепций, заложенных в развитие ВС, можно судить лишь на практике, после попыток их реализаций. Развитие отдельных видов вооружений тоже напрямую зависит от результатов их боевого применения. Недавно в "Дуэли" уже была статья о потоплении израильского эсминца с помощью советских ракет П-15, после чего этот класс крылатых ракет стал интенсивно разрабатываться во всём мире. Другим поворотным моментом в развитии вооружений явилась война в Корее (1950-1953), когда была продемонстрирована уязвимость тяжёлых поршневых стратегических бомбардировщиков типа В-29 от реактивных истребителей МиГ-15. После этого не только в США, но и у нас начались разработки стратегических реактивных бомбардировщиков, крылатых и баллистических ракет дальнего действия, так как стало ясно, что атомную бомбу до цели донести уже нечем - собьют даже без применения зенитных ракетных комплексов (которые только разрабатывались).



Поучительно описание одного из воздушных боёв, произошедшего в конце октября 1951 г., после которого США полностью отказались от дневных налётов силами В-29. Этот день в американской исторической литературе назван "чёрным вторником" (а ранее неоднократно бывали ещё и другие "чёрные" для В-29 дни, например, "чёрный четверг" 12.04.1951). Почти всё время вплоть до "чёрного вторника" американцы несли потери и искали тактические приёмы и способы организации дневных налётов "сверхкрепостей" В-29. В конце октября 1951 г. эти попытки прекратились. Описание боя дано по воспоминаниям Героя Советского Союза генерал-майора Г.А. Лобова, который в то время командовал 64 истребительным авиационным корпусом, прикрывавшим наземные объекты. Сам Георгий Агеевич в Отечественной войне сбил 19 самолётов лично и 8 в группе, во время корейской войны он сбил ещё 4 самолёта. Воспоминания взяты из книги В.В. Гагина "Воздушная война в Корее", Воронеж, 1997.

В организации и руководстве налётом бомбардировщиков В-29 на корейский аэродром Намси американцы допустили три крупные ошибки, которые немедленно были использованы нами. Первая состояла в том, что они не сумели обеспечить скрытности своих действий. Американцы пытались обойти радиолокационное поле наших радаров, однако в полной мере это им не удалось. Вначале наши радары на удалении 250 км засекли на высоте 8000 м крупное скопление истребителей F-84 и F-80 (около 200 единиц). Истребители шли на скоростях 720-800 км/ч зигзагообразными курсами с чётко определённой осью маршрута. Замер общей скорости смещения самолётов над местностью показал, что она составляет около 420 км/ч - т. е. равна крейсерской скорости В-29. Характер полёта истребителей выдал находившиеся под ними бомбардировщики, хотя отметок от них на экранах РЛС ещё не было. Стало ясно: с восточного побережья Кореи под прикрытием истребителей шла группа "сверхкрепостей". Вторая ошибка противника была следствием первой - время вывода заслона истребителей F-86 для перехвата МиГ-15 в районе их базирования рассчитывалось без учёта наших возможностей в обнаружении В-29 и принятии решения о перехвате "сверхкрепостей". Поэтому когда от южнокорейских аэродромов Сувон и Кимпхо обозначился отход американских истребителей, следующих кратчайшим путём на предельной скорости в район Аньдуна (место нашего аэродрома), чтобы атаковать МиГи на взлёте, там уже никого не было. Используя топливо подвесных баков, МиГ-15 уже выходили к ударной группе В-29. Прослушивание радиообмена экипажей противника позволило установить, что истребители имеют позывные "Синица" и "Малиновка", т. е. обоих истребительных авиакрыльев (аналог наших авиадивизий). Совместное участие двух соединений позволяло предположить, что налёт будет на какой-то важный объект в зоне, близкой к базированию "МиГов", и в нём будет крупная группа бомбардировщиков. По этим данным объект удара был определён точно. Накануне "чёрного вторника" противник вёл интенсивную разведку строительства аэродрома Намси, оно близилось к завершению. Другие косвенные данные и ось полёта ударной группы В-29 позволили нам определить этот аэродром как наиболее вероятную цель. Третий серьёзный просчёт противника состоял в том, что истребители непосредственного прикрытия находились в плотных группах вблизи охраняемых В-29 и летели на относительно невысоких скоростях. Поэтому они не могли помешать нашим МиГ-15 выйти на исходные позиции и произвести атаку. Это позволило нам наметить эффективный план воздушного боя.

Американцы применили в налёте 21 самолёт Б-29 под прикрытием около 200 истребителей различных типов. Мы располагали на аэродромах Аньдун и Мяогоу всего 56 МиГ-15. 12 машин было оставлено в резерве на случай прорыва противника к переправам и для прикрытия аэродромов, а 44 введено в воздушный бой. Учитывая опоздание американцев с выходом заслона к нашим аэродромам и неудачное построение непосредственного прикрытия, никаких специальных групп для связывания боем истребителей противника нами не выделялось. Все "МиГи" были нацелены на удар только по бомбардировщикам. Решили также действовать не крупными группами, а одновременно большим количеством пар, предоставив им самостоятельность. Это позволило каждой паре действовать инициативно, свободно маневрировать.



Противника перехватили на подходе к Намси. Пока заслон F-86 разыскивал наших у реки Ялуцзян, судьба боя и участь В-29 были решены. 22 пары МиГ-15, стремительно пикируя через строй истребителей прикрытия на скорости около 1000 км/ч, атаковали "сверхкрепости". 132 скорострельные авиационные пушки били по врагу. Истребители прикрытия, сами находившиеся под угрозой уничтожения, в панике отворачивали в стороны. Четыре машины, зазевавшиеся с маневром, были тут же сбиты. Первая же атака "МиГов" оказалась сокрушительной. В-29 ещё до подхода к цели, теряя горящие и падающие машины, отвернули к спасительному для них морю. Поскольку маршрут "крепостей" проходил в 20-30 км от береговой линии, за которой нам действовать было запрещено, части бомбардировщиков удалось уйти.

По свидетельству штурмана одного из В-29, участвовавшего в этом налёте и позднее попавшего в плен, на всех уцелевших в "чёрный вторник" бомбардировщиках были убитые и раненые. На аэродром Намси в этом налёте не упало ни одной бомбы. В этом бою был сбит и разведчик, который должен был фотоконтролем подтвердить результаты бомбометания. По нашим данным итоги были такие: противник потерял 12 В-29 и 4 F-84. Многие самолёты получили повреждения. Мы потеряли один МиГ-15 в бою с F-86 уже над территорией КНР, границу которой американцы нарушили. В пропагандистских целях американцы после любого воздушного боя с "МиГами" утверждали, что мы несли большие потери от огня В-29. Фактически ни в этом, ни в других боях урона от оборонительного огня "сверхкрепостей" мы не несли. Дело было не в том, что огнём 12.7 мм пулемётов нельзя было сбить МиГ-15. Ведь были потери от такого же оружия в боях с истребителями и истребителями-бомбардировщиками противника.

Огневое противоборство с В-29 всегда было в пользу МиГ-15 по нескольким причинам. Во-первых, наши пушки (на каждом истребителе было две 23-мм и одна 37-мм пушка) обладали значительно большей дальностью эффективной стрельбы и разрушительной мощью, чем пулемёты В-29. Во-вторых, "крепости" имели очень низкую боевую живучесть. В-третьих, счётно-решающие механизмы и сами пулемётные установки бомбардировщика не обеспечивали прицеливания и эффективного огня по истребителям, атакующим на большой скорости сближения (150-160 м/с). Сама атака обычно длилась 3-4 секунды.



Результаты "чёрного вторника" потрясли командование ВВС США и вызвали тревогу у высшего руководства американских вооружённых сил. Для расследования причин поражения из США в Корею прибыла комиссия. Три дня ни один американский самолёт не появлялся в зоне действия "МиГов". Примерно через месяц противник сделал контрольную проверку своих выводов о возможности дневного применения В-29 в зонах, охраняемых "МиГами". 16 наших истребителей перехватили 3 самолёта В-29, прикрываемые несколькими десятками F-86 на подходе к переправам у Ансю. Все бомбардировщики были сбиты, у нас потерь не было. Тактика непосредственного прикрытия, основанная на использовании "отсечного" огня и широко применявшаяся во второй мировой войне, ушла в прошлое. Советские лётчики нанесли тяжёлое поражение бомбардировочной авиации США, вынудили её отказаться от дневных действий, чем резко сократили боевую эффективность и уменьшили оперативные возможности по применению в корейской войне. А в конструкторских бюро у нас и в США начались проработки более эффективных носителей атомного оружия - стратегических реактивных бомбардировщиков, баллистических и крылатых ракет большой дальности.

С.И. Иншаков

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/199931/?31_6_3

199931

Previous post Next post
Up