АЛЕКСАНДР МАТРОСОВ - ПОКУШЕНИЕ СОСТОЯЛОСЬ

Jan 30, 2007 12:41


АЛЕКСАНДР МАТРОСОВ - ПОКУШЕНИЕ СОСТОЯЛОСЬ

Фильм «Александр Матросов. Правда о подвиге», показанный 29 ноября 2006 г. по телеканалу «Россия», произвёл на меня гнетущее впечатление.

Нет, не тем, что авторы вытащили в очередной раз на свет сомнительную историю о «настоящей биографии» героя. И даже не тем, что поставили под сомнение сам факт его подвига. А тем, что в стране, которая изо всех сил старается представить себя наследницей великой Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, на центральном канале появляются в эфире подобные «произведения».

Одной рукой, значит, чествуем годовщины, славим ветеранов, проводим кукольные парады на Красной площади, а другой - подло втыкаем в спину Истории ножик, стараясь вырвать из неё самые славные страницы. Ну, или, хотя бы, измазать их чем-то нехорошим.

Стыдно, господа. Впрочем, слово «стыд» вам явно незнакомо…

Впрочем, оставим морально-нравственные аспекты и перейдём к сути. Вот основные моменты фильма.

Начинается фильм рассказом о том, как в Днепропетровске не удалось найти «корней» Матросова. Ну, в общем-то, вполне возможно - беспризорники часто выдумывали биографии при регистрации в детдомах - из самых различных соображений.

Настораживает только способ, которым искали эти сведения - запросили музей Матросова и на основании отрицательного ответа сделали вывод - Матросов никогда не жил в указанном месте. Странный метод поиска. Музей - не архив и искать там акты гражданского состояния или место прописки - решение явно нестандартное.

Впрочем, авторов это не смущает.

Идём дальше.

На экране появляется человек, который, к тихой радости авторов фильма, заявляет, что Александр Матросов - никто иной, как некий Шакирьян Мухамедьянов, уроженец деревни Кунакбаево что в Учалинском районе Башкирии. Тут же идёт череда свидетельских показаний - люди, башкирской или татарской национальности, на неизвестном мне языке что-то говорят (странно, я много раз был в Башкирии, в том числе и в Кунакбае - там все прекрасно говорят по-русски). Переводчик утверждает, что эти люди, как только увидели фото Матросова, сразу опознали в нём своего земляка Шакирьяна. В доказательство показывают пожелтевший листок - якобы выписку Учалинского Горсовета, где, действительно, есть имя «Шакирьян», напротив которого проставлено «выбыл». По мнению авторов, это является решающим доказательством их версии. Вкупе с некоей экспертизой фотографий, видимо, давней, т.к. акт пожелтел и отпечатан на машинке. Акт почему-то целиком не показывают - только отдельные фразы из него. Как утверждают авторы, данный акт подтверждает идентичность известной всем фотографии Александра Матросова фотографии белобрысого мальчика на огромной групповой фотографии, якобы изображающей жителей деревни Кунакбаево. Также присутствуют ещё 2 фотографии человека, похожего на Матросова, в более зрелом возрасте (не исключено, что действительно фотографии Матросова, однако, происхождение данных фотографий авторами не уточняется).

Всё это, по меньшей мере, странно, так как:

1. В самом фильме упоминается, что Шакирьян покинул родную деревню около 30-го года, т.е. в возрасте приблизительно 6 лет. Удивительно, как люди, не видевшие Шакирьяна 13 лет, так уверенно опознали бывшего мальчишку в 19-летнем парне?

2. В выписке нигде нет реквизитов горсовета, печатей и т.д.

3. Само наличие выписки вызывает сомнения - ведь Учалы получили статус города только около полувека назад.

4. В фильме упоминается, что на момент своего убытия Шакирьян потерял мать. В выписке, где приведён состав семьи Мухамедьяновых, отметка стоит только напротив имени самого Шакирьяна - остальные имена - без пометок. Т.е. мать Шакирьяна была всё же жива?

5. Также в фильме сказано, что отец Шакирьяна был личностью аморальной - пил, попрошайничал и т.д. В доме «не было нормальной еды», и добрые соседи отвели мальчика в детдом. Всё бы ничего, только детдом тот находился не в близлежащем Миасе, не в Челябинске или, например, в Екатеринбурге и даже не в Уфе - а в городе Мелекес (ныне Димитровград) Ульяновской области и для доставки туда мальчика добрым людям пришлось преодолеть более 600 км и горы Южного Урала. Такой поступок объяснить затруднительно.

6. Ещё труднее объяснить перевод мальчика в ивановский детдом. Авторы упоминают, что воспитатели мелекесского детдома «не смогли справиться» с ребёнком. Опять занимательно - поскольку в ивановском детдоме Александр провёл 7 лет, получается, что воспитатели спасовали перед 7-8 летним пацанчиком. Согласитесь, для этого Шакирьян должен был выкинуть нечто невероятное. Но никаких подробностей история не сохранила (к счастью авторов?).

7. В ивановский детдом прибыл уже не Шакирьян, а Саша. Без фамилии. Вполне может быть, что ребёнок, в 6 лет ставший фактически сиротой, её не помнил. Однако, имя своё в этом возрасте забыть трудно. Но с трудом верится в отсутствие сопроводительных документов. Ведь Шакирьяна именно перевели в другой детдом, следовательно, отправили туда официально и, скорее всего, с сопровождающим. Так что «потерять по пути» имя и фамилию ему было трудновато.

8. Появление фамилии «Матросов» у Саши-Шакирьяна авторы объясняют просто - мальчику нравилась матросская атрибутика, он с удовольствием носил тельняшки, бескозырки и т.п. За что получил прозвище «Матрос». И при оформлении документов в детдоме его записали Матросовым. В общем, логично. Только вот знаем мы об этом лишь со слов авторов. А откуда узнали они - неизвестно… В подтверждение своей версии авторы приводят только показания одного из односельчан Шакирьяна - дескать он, однажды купаясь в пруду с приятелями, увидел на берегу Шакирьяна. На радостные крики «Шакирьян вернулся!» тот важно ответил: «Я теперь - Саша; так и зовите!». Очень своевременные показания. Только вот нигде нет никаких подтверждений тому, что Матросов когда-либо пересекал Урал. И по какому поводу Саша-Шакирьян вернулся «домой», свидетель не сообщает. А повод должен был быть значительный: 600 км - не то расстояние, чтобы просто погулять.

9. И, наконец, достаточно сравнить лицо Александра Матросова с лицами его «односельчан» из Кунакбая, чтобы убедиться в отсутствии общих антропологических характеристик. Ну, не похож Матросов на башкира!

Таким образом, нестыковок в данной версии ещё больше, чем в официальной. Скорее всего, Шакирьян Мухамедьянов действительно существовал. Возможно (хотя и маловероятно), что он был в том же детском доме, что и Александр Матросов. Может быть, он имел с Матросовым внешнее сходство. Но личности эти ничто не связывает, кроме сомнительного акта экспертизы фотографий разновозрастных людей и слов людей, передающих свои давние впечатления от просмотра фотографии Матросова.

Этого явно недостаточно.

Но что же подвигло некоторых людей к выдвижению подобной версии?

Ответ мы получаем ближе к концу фильма. И ответ этот, как ни странно - «оскорблённое» национальное самосознание некоторых представителей башкирского народа (весьма мною уважаемого). А именно - автор «башкирской версии» с экрана потрясает донесением командира полка - дескать, в этом бою было уничтожено целых 3 ДЗОТа, а не только «матросовский». И оба эти ДЗОТа уничтожили бойцы, имеющие фамилии с тюркскими корнями. И не просто уничтожили, а захватили пулемёты и нанесли врагу существенный урон его же оружием. Только за свой подвиг получили гораздо менее «значимые» награды - медаль «За отвагу!» и орден Красного Знамени соответственно. Вот, видимо, и решили некоторые «патриоты башкирского народа» восстановить таким образом «справедливость» - если с наградами ничего не изменить, почему бы не изменить биографии?

Ловко, ничего не скажешь… Только интересно, что сказали бы те солдаты с тюркскими фамилиями своим «защитникам» из Башкирии? Думаю, ничего. О чём им говорить с людьми, отбирающими имя у павшего боевого товарища? Что может быть омерзительнее, чем отобрать у человека, отдавшего жизнь за Родину, последнее, что у него осталось, - его имя?

Но авторы фильма на достигнутом не остановились. Припомнив «сталинскому режиму» подмену дат (действительно, в пропагандистских целях подвиг Матросова был «перенесён» с 27 на 23 февраля - День Советской Армии), они не постеснялись открыто вопросить «А БЫЛ ЛИ ПОДВИГ?».

Тут же некий человек, именующий себя «историком», высказал свои сомнения в физической возможности мёртвого тела на амбразуре мешать действиям гарнизона ДЗОТа. Дескать, или пули отшвырнут, или само сползёт… И высказал свою версию - дескать, Матросов залез на крышу ДЗОТа, чтобы «расстрелять гитлеровцев через вентиляционное отверстие»! При этом был убит и, падая, «закрыл это отверстие»! Немцы стали задыхаться и вынуждены были прекратить на время огонь - чтобы убрать тело Матросова с крыши. Видимо, господин историк забыл о существовании у ДЗОТа такой архитектурной детали, как дверной проём - вполне достаточный для вентиляции. К тому же господин историк, видимо, полагает немцев слабосильными, т.к. убирать тело полез весь гарнизон ДЗОТа и некому стало стрелять. Но, самое смешное, что господина историка опровергли сами авторы фильма - упомянув более двухсот предшественников и последователей Александра Матросова, совершивших аналогичный подвиг. Они тоже «случайно упали на вентилятор», господин историк?

Под конец авторы прошлись по комсомольскому билету Матросова - два экземпляра этого билета были обнаружены ими в разных музеях. Что их так всполошило - непонятно, выставление копий в экспозиции - обычное дело. Однако, догадываюсь - вероятно, этим они хотели просто-напросто заставить зрителя усомнится в нахождении Александра Матросова в рядах ВЛКСМ. Впрочем, подлинность документа их мало заинтересовала - объявив установление её невозможным (почему? у нас нет экспертов?), авторы в нескольких скупых словах воздали честь воинам, павшим в Великой Отечественной войне и окончательно присвоили Александру Матросову имя «Шакирьян Мухамедьянов».

Грустно всё это. Да, в общем-то, подвиг Матросова не удалось вычеркнуть из истории. Зато придать ему оттенок фальши и отравить местечковым национализмом - вполне.

Да, критически настроенный, грамотный и вдумчивый зритель легко разглядит все недомолвки и несоответствия. Но сколько сейчас среди зрителей грамотных и вдумчивых?

Боюсь, что скоро наших героев убьют ещё раз - посмертно и уже навсегда…

plastun

В содержание номера
К списку номеров
Источник: http://www.duel.ru/200705/?05_7_1

plastun, 20075, КУЛЬТУРА И КУЛЬТПАСКУДСТВО

Previous post Next post
Up