если когда-нибудь в этой стране

Mar 18, 2016 09:37

Прочитав вчера про нано-Пастернака на вязком основании, я, по созвучию, задумался, а насколько все же оправдано Б. Л. Пастернака считать крупнейшим, наряду с Мандельшамом, русским поэтом ХХ века? Все же вот это "Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку..." очень красивое, гениальное стихотворение! Но есть в нем какая-то ( Read more... )

Leave a comment

Comments 18

(The comment has been removed)

overscience_mes March 19 2016, 04:22:15 UTC
"я весь весь в белом" - это как бы от лица Гамлета, да? Да и стих написан от лица Живаго. Так же, как и быть знаменитым...

От своего лица он писал такие стихи, которые наизусть никто кроме Быкова не помнит.

Reply

duchifat March 19 2016, 04:36:52 UTC
Гамлет тоже у каждого свой. Речь же о том, какое настроение создает. По мне так переизбыток пафоса и серьезности. И не только "Я один, всё тонет в фарисействе". Слова "я" и "меня" там почти в каждой строчке. Заумное "Авва, Отче". Смехотворный "косяк" (какой еще дверной косяк на подмостках и нафига к нему прислоняться?).

Но красиво: "На меня наставлен сумрак но́чи Тысячью биноклей на оси́."

Reply

overscience_mes March 19 2016, 15:09:37 UTC
но именно двойственнсть или даже тройственность восприятия стихотворения, или даже четверность... от лица Гамлета, актера играющего Гамлета, Живаго и самого Пастернака... делает этот стих близким к вершине.
Это состояние "чашу эту мимо пронеси" я проходила много раз... я его распознаю во многих людях, этот взгляд в сумрак ночи.
ЗЫ к поклонникам пастернака я вообще не отношусь, и по человечески к нему плохо отношусь

Reply


fromtxwithlove March 18 2016, 18:25:55 UTC
У тебя получилось, что "Бессонница..." написано Ахматовой. Поправь, пожалуйста.

Reply

duchifat March 18 2016, 18:35:38 UTC
Я имел в виду, наоборот: есть ли стихи Ахматовой, которые на слуху как Мандельштам, или Пастернак, или Бродский?

Вот там выше юзер Одурелли правильно понял вопрос и указал (но я этого стихотворения не знаю). На самом деле это только о моем плохом знании Ахматовой говорит.

[И для совсем въедливых критиков добавлю: это просто риторический прием, который мне понадобился, чтобы перейти от Пастернака к рассказу об увиденной мною на "Крестах" мемориальной доске.]

Reply

fromtxwithlove March 18 2016, 19:24:41 UTC
Это не критика. Я написала - получилось. И действительно, не вполне понятно. Нужно предполагать и догадываться.

Reply

duchifat March 18 2016, 19:34:55 UTC
Это полезно! :)

Reply


lxe March 18 2016, 22:18:21 UTC
такого, что было бы на слуху

Почти стесняюсь спросить, а "когда б вы знали, из какого сора..." прошло мимо?

Reply


chaource March 19 2016, 01:35:03 UTC
Для меня главные поэты 20 вѣка - Бродскiй, Мандельштамъ, Ахматова, въ порядкѣ убыванiя моего къ нимъ интереса и пониманiя. Цвѣтаева и Пастернакъ - для меня гдѣ-то очень далеко.

Reply


overscience_mes March 19 2016, 04:27:45 UTC
Ахматова - гений, и в отличие от многих поэтов еще и умна.
В молодости я практически помнила наизусть книгу ее стихов.

К Пушкину ты же не имеешь претензий, а для меня АА не меньше. Она знала себе цену.

Когда б вы знали из какого сора растут стихи не ведая стыда...
Мне от бабушки татарки были редкостью подарки
Как забуду, он вышел качаясь, искривился мучительно рот... Уйдешь, я умру - Улыбнулся спокойно и жутко и сказал мне - Не стой на ветру.
ну и т.д.

Reply

duchifat March 19 2016, 04:44:03 UTC
Да, про "Когда б вы знали из какого сора" мне уже напомнили, вылетело из головы. Остальных я не знаю, но это мои личные косяки. Н. говорит, что много знает. :)

Про Пушкина как-то не задумываюсь в таком ключе, для меня Пушкин что-то очень советско-школьное. Хотя от "Памятник воздвиг себе нерукотворный", наверно, и "Воздвигнуть задумают памятник мне".

Reply

overscience_mes March 19 2016, 15:05:14 UTC
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я..

Reply

duchifat March 19 2016, 18:52:14 UTC
Пушкин не торкает, просто рифмовка ХIХ века, совсем не близкие современности проблемы и эмоции. Здесь нет внутренних намеков, аллюзий, слов отсылающих по ассоциации к чему-то. Стихотворение, в котором слова не вызывают ассоциации с другими текстами, мертво, просто рифмовка. :)

"Гул затих...", как и многие стихотворения Мандельштама - совсем другая энергетика, удивительный подбор слов и аллюзий, звукопись. У Бродского гораздо невнятнее и претенциознее, но Бродского расхватали на цитаты и мемы почему-то, в том его и сила. У Пастернака эта пафосность во всем, будто его назначили начальником вселенной мировые проблемы бытия решать.

У Ахматовой пафосности нет, ну я ее плохо знаю. :)

Reply


Leave a comment

Up