На картине не застежка, а, как мне кажется, просто такой декор турнюра. Что же касается танцев со шлейфом, то вот что говорят книги 1880-х годов:
"При движении вперед дам, одетых в платья с шлейфами, они должны держать ноги на некотором расстоянии друг от друга. Далее они должны наблюдать за тем, чтобы выставляемая нога ступала вперед не каблуком, а почти одновременно подошвою и носком и делать шаги обращенные наружу и направленными вниз носками, как бы желая при каждом шаге отбросить платье вперед от себя. Если наоборот дама идет ступая вперед на каблук и ударяя носком по последнему, то она должна будет неизбежно наступать на платье.
При движении дамы в платье со шлейфом назад, она должна держать носок отставляемой назад ноги, как можно более обращенным наружу и при каждом шаге приподывать равномерно платье боковою стороною ноги.
Поворачивание дамы в платье с шлейфом не может быть совершаемо без перемены занимаемого ею места и может быть производимо только при некотором уклонении от него в правую или левую сторону.
Положим, что дама стоит в четвертой позиции, выставив правую ногу вперед и желает повернуться направо. В таком случае она перемещает центр тяжести на левую ногу, с той целью, чтобы иметь возможность отступить назад, а с началом поворота идти вправо. При этом движении ноги (coup de talon) назад, шлейф отбрасывается несколько назад и в сторону. После этого следует без всякого перерыва поворот направо при помощи отодвигаемой назад на носке ноги, в то время как левая стоит на каблуке. Вслед затем не должно выставлять далее правую ногу, ибо при этом неизбежно наступить на шлейф, а надо подвинуть стоящую позади левую ногу на половину в сторону и половину вперед.
При ходьбе дамы платье удобнее приподымать одной (левой) рукой. Платье в таком случае подхватывается большим и указательным пальцами, подобно тому как это делается в танцах. Затем собрав 4 и 5 пальцами платье в красивые складки передают их в 1,2 и 3 пальца, собирающею рукою приподымают его немного с боку и несут придерживая красиво согнутой округленно рукою вперед. Приподнятое таким образом платье имеет красивый вид и не затрудняет ходьбы."
1884, СПБ, Бернард Клемм, Новейший самоучитель к изучению общественных и художественных танцев.
Фантастика! Спасибо преогромное. Надеюсь, не будет слишком нескромным вопрос: Елизавета Федоровна, Вами вся вся эта нелёгкая премудрость постигнута и применяется практически на балах? Помимо прочего, я не знал, что такое турнюр. Теперь знаю. И всё же: вот в таких платьях с большими шлейфами, как на чёрно-белой иллюстрации, при всём умении, описанном господином Клеммом, как можно танцевать, например, вальс, не говоря хотя бы о мазурке? Тут ведь и от кавалера нужны, как мне кажется, неслыханные умения, чтобы не наступить на шлейф. Или такие платья предполагались лишь для полонезов?
Думаю, что на первом фото все же не совсем бальное платье, а придворное, в таких не танцевали, там шлейфы были длиннее, а для бальных платьев шлейф делали покороче - это просто я не смогла найти фото Марии-Валерии именно в бальном наряде)
"При движении вперед дам, одетых в платья с шлейфами, они должны держать ноги на некотором расстоянии друг от друга. Далее они должны наблюдать за тем, чтобы выставляемая нога ступала вперед не каблуком, а почти одновременно подошвою и носком и делать шаги обращенные наружу и направленными вниз носками, как бы желая при каждом шаге отбросить платье вперед от себя. Если наоборот дама идет ступая вперед на каблук и ударяя носком по последнему, то она должна будет неизбежно наступать на платье.
При движении дамы в платье со шлейфом назад, она должна держать носок отставляемой назад ноги, как можно более обращенным наружу и при каждом шаге приподывать равномерно платье боковою стороною ноги.
Поворачивание дамы в платье с шлейфом не может быть совершаемо без перемены занимаемого ею места и может быть производимо только при некотором уклонении от него в правую или левую сторону.
Положим, что дама стоит в четвертой позиции, выставив правую ногу вперед и желает повернуться направо. В таком случае она перемещает центр тяжести на левую ногу, с той целью, чтобы иметь возможность отступить назад, а с началом поворота идти вправо. При этом движении ноги (coup de talon) назад, шлейф отбрасывается несколько назад и в сторону. После этого следует без всякого перерыва поворот направо при помощи отодвигаемой назад на носке ноги, в то время как левая стоит на каблуке. Вслед затем не должно выставлять далее правую ногу, ибо при этом неизбежно наступить на шлейф, а надо подвинуть стоящую позади левую ногу на половину в сторону и половину вперед.
При ходьбе дамы платье удобнее приподымать одной (левой) рукой. Платье в таком случае подхватывается большим и указательным пальцами, подобно тому как это делается в танцах. Затем собрав 4 и 5 пальцами платье в красивые складки передают их в 1,2 и 3 пальца, собирающею рукою приподымают его немного с боку и несут придерживая красиво согнутой округленно рукою вперед. Приподнятое таким образом платье имеет красивый вид и не затрудняет ходьбы."
1884, СПБ, Бернард Клемм, Новейший самоучитель к изучению общественных и художественных танцев.
Reply
Спасибо преогромное. Надеюсь, не будет слишком нескромным вопрос: Елизавета Федоровна, Вами вся вся эта нелёгкая премудрость постигнута и применяется практически на балах?
Помимо прочего, я не знал, что такое турнюр. Теперь знаю.
И всё же: вот в таких платьях с большими шлейфами, как на чёрно-белой иллюстрации, при всём умении, описанном господином Клеммом, как можно танцевать, например, вальс, не говоря хотя бы о мазурке? Тут ведь и от кавалера нужны, как мне кажется, неслыханные умения, чтобы не наступить на шлейф. Или такие платья предполагались лишь для полонезов?
Reply
Reply
Reply
Leave a comment