"Все петербургское общество известили о готовящемся событии за несколько месяцев, чтобы можно было продумать костюмы до малейших деталей. Всем приглашенным предписано было явиться в платье того времени, кроме армейских офицеров, которые должны были надеть военную форму того же периода. Все лихорадочно взялись за дело, чтобы бал прошел успешно, и он был, безусловно, великолепен во всех отношениях.
Мы все держали свои костюмы в секрете, чтобы придать событию оттенок неожиданности. Все изучали старинных изображения и гравюры, рыскали по музеям, советовались с известными художниками по поводу малейших деталей платья, которое носили триста лет назад. Для меня был специально нарисован одним знатоком костюм, который состоял из светло-зеленого атласного туалета, расшитого серебром, и свободной рубашки из золотой парчи с вышитыми белым шелком цветами, от которой, впрочем, были видны только рукава и ворот. Поверх всего этого надевался жакет длиной до талии из белого бархата, окаймленный золотом и кое-где отделанный разноцветными цветами. На голове у меня был очень большой золотой кокошник, на котором были вышиты семь звезд. В центр их я поместила бриллиантовые пуговицы с моего придворного платья. По краям этой огромной золотой короны шли бриллиантовые нити. Лоб мой закрывала сетка из мелкого речного жемчуга, а сзади была тюлевая вуаль, мелко расшитая золотом. Нити жемчуга висели у меня под подбородком, прикрепленные к обеим сторонам кокошника, а воротник из жемчуга, броши и другие украшения из бриллиантов и изумрудов довершали эффект. Туфли были из золотой парчи с вышитыми жемчугом двуглавыми орлами. Носы их были загнуты кверху. Весь костюм должен был изображать наряд богатой купчихи XVII века.
Костюм Великой княгини Марии Георгиевны из собрания Эрмитажа
В тот вечер мы съезжались в зимний дворец, горя от предвкушения и любопытства. На Государе был полагающийся случаю костюм. Весь наряд его был из плотной золотой парчи. Костюм Императрицы тоже был обильно расшит золотом. Ее украшения были великолепны и большей частью происходили из не знающей равных коллекции российской короны. На шее ее висел огромный плоский квадратной формы изумруд в обрамлении мелких бриллиантов. Камень был размером более обычного спичечного коробка и, увидев его, я, не удержавшись, заметила, что наверняка сквозь подобный изумруд Нерон наблюдал за пожаром Рима.
Из бальных зал Зимнего дворца мы проследовали в Эрмитажный театр, где давали спектакль из той эпохи, которую мы призваны были изображать. Оркестр и актеры все были одеты в костюмы того времени. В конце праздника мы все танцевали обычные вальсы, что я должна отметить, очень плохо сочеталось с нашим московским платьем. Большой бал был повторен еще раз, поскольку моя тетя, Императрица Мария, желала видеть это, равно как и Corps Diplomatique. Императрица Мария, которая не хотела одеваться в тяжелый костюм подобно нашему, появилась в красивом бархатном платье аметистового цвета с изумительными соболями и драгоценными камнями и выглядела очень красиво. Дипломатам, к сожалению, и в голову не пришло надеть костюмы своих стран XVII века, они явились в обычных вечерних нарядах XX века. Они выглядели настолько чужими и не к месту одетыми, что стеснялись и чувствовали себя неловко. И в самом деле, странно было видеть, как дама из дипломатов в декольтированном платье танцует с бородатым русским боярином.
Как и следовало ожидать, столь замечательное событие сразу же вошло в историю; были собраны фотографии всех присутствующих и отпечатаны в роскошном издании, которое продавалось и за пределами России и пользовалось успехом у коллекционеров. Как и во всех странах, народ любит представления и не упустит случая взглянуть на своих правителей и их семьи во всех регалиях. Я искренне полагаю, что если бы монархи чаще появлялись на людях в своих коронах, республик было бы меньше!"
"A Romanov Diary" the Autobiography of the Grand Duchess Marie Georgievna of Russia