9 мая 1892 года в семье герцога Пармского Роберто I и его супруги Марии-Антонии (урожденной португальской принцессы) родилась девочка, которая получила длинное католическое имя. Назвали её Цита -Мария дель Грация - Адельгунда- Микаэла-Рафаэла - Габриэлла - Джузепина -Антония - Луиза - Аньеза. Первое из этих 11 имен новорожденная принцесса получила в честь святой XIII века.
Несмотря на то, что Цита родилась в Италии и принадлежала к итальянской династии, большую часть времени ее семья проводила во Франции и сам Роберто I называл себя французским принцем правящим на итальянской земле. Детство Циты и ее многочисленных братьев и сестер проходило во французском замке Шамбор в долине Луары, на тосканской вилле Pianore и в австрийском Lanzenkirhen. Все дети воспитывались просто и строго, несмотря на их высокое положение. Девочки шили одежду для бедных, посещали больницы и приюты. Герцогиня Мария-Антония желала, чтобы ее дочери прежде всего стали хорошими католичками, три сестры Циты со временем стали монахинями.
Сама принцесса Цита с 1902 года училась в закрытой католической девичьей школе в Баварии, где жизнь воспитанниц проходила под строгим наблюдением монахинь, одна из которых впоследствии вспоминала, что пармская принцесса была мила и любезна, но при этом всегда держала дистанцию с остальными. Завершала образования Цита в монастыре Святой Сесилии на острове Уайт, где пристрастилась к игре на органе и усовершенствовала знание английского языка.
В 15 лет Цита уже считалась невестой. Она была очаровательной девушкой с пышными темными волосами, большими глазами орехового оттенка, тонкой талией и лебединой шеей. Первым претендентом на ее руку был герцог Хайме Мадридский, однако мать Циты была против такого брака: ее смущало слишком близкое родство и разница в возрасте: Хайме был на 22 года старше Циты. Герцогиня Мария -Антония обратила свой взор на молодого австрийского эрцгерцога Карла, сына эрцгерцога Отто и Марии-Жозефы Саксонской. Здесь все звёзды сошлись. Как раз в это время император Франц-Иосиф искал невесту для эрцгерцога Карла. Женитьба Франца-Фердинанда на Софии Хотек стала большим разочарованием для старого императора, следующим в очереди на австрийский престол был Карл и его нужно было женить правильно. Цита Бурбон -Пармская была идеальным вариантом.
Франц-Иосиф и Мария-Антония организовали все так, чтобы Карл и Цита встречались как можно чаще и имели возможность узнать друг друга. Этот план сработал: 13 июня 1911 года эрцгерцог Карл сделал предложение принцессе Ците и она его приняла. Эту помолвку в Австрии восприняли с огромным интересом: еще никогда у австрийцев не было эрцгерцогини с таким необычным именем.
Незадолго до свадьбы Цита с матерью побывали на аудиенции у Папы Пия X и он благословил юную невесту. Предстоящий брак должен был объединить две крупные католические династии. Пока Цита была в Риме, ее жених отправился в Лондон на коронацию Георга V и Мэри Текской. Эрцгерцог посещал все коронационные торжества, но ни с кем не танцевал, в чем увидели дань уважения к невесте, чей портрет Карл восторженно показывал королеве Мэри.
Вечером перед венчанием крестьяне, жившие неподалеку от замка Шварцау устроили в честь жениха и невесты факельное шествие. Наблюдая за этим зрелищем, Карл взял Циту под руку и прошептал ей: "Теперь мы должны помочь друг другу попасть в рай".
В день венчания 21 октября 1911 года Цита облачилась в великолепное серебристо -белое платье с длинным шлейфом, которое было расшито бурбонскими лилиями. Ее роскошные волосы украшала крупная корона, в которой жемчуг и бриллианты переплетались с миртом и флер-д-оранжем. Во время церемонии жених и невеста светились от счастья.
После венчания молодожены отправились в шестинедельное путешествие по югу Европы. Это время Цита впоследствии называла счастливейшим периодом своей жизни.
В 1912 году в молодой семье родился первенец, которого назвали в честь деда - Отто. Эрцгерцогская чета была очень популярна в Австрии, гораздо популярнее Франца-Фердинанда и Софи. Эрцгерцогиня Цита часто сопровождала императора на официальных мероприятиях. Стройная и хрупкая, в белом муслиновом платье и шляпке с широкими полями, она вызывала восхищение везде, где появлялась. К тому же принцесса обладала врожденным шармом и была очень проста в общении с подданными. Она даже поставила перед собой цель - выучить все языки Австро-Венгерской империи (как когда-то императрица Елизавета) и начала с чешского.
Семейная жизнь Карла и Циты была безоблачна и наполнена взаимной любовью и уважением. Супругов объединяла глубокая религиозность и любовь к простоте. Они старались как можно больше времени проводить вместе, гуляя в окрестностях Хетцендорфа, играя с детьми, не забывая о помощи бедным и обездоленным. Как и Николай II, Карл всегда был верен жене и очень любил ее. Ей никогда не приходилось волноваться из-за этого, она прекрасно знала, что в его сердце нет места для другой женщины.
В 1914 году у эрцгерцогской четы родилась дочь Адельгейд. Невыносимо жаркое лето Карл и Цита с детьми решили провести на острове Уайт в Аббатстве Святой Сесилии, где Цита когда-то училась. Здесь их и застала ужасная новость об убийстве Франца-Фердинанда и Софии. Вскоре разгорелась Первая Мировая война, котора для Циты стала личной драмой. Она была австрийской эрцгерцогиней, любила Австрию, но ее душе была близка и Франция, с которой были связаны детские воспоминания. Двое братьев Циты сражались на стороне Франции, а ее кузина была королевой Бельгии, так отчаянно сражавшейся с немцами. Все это сделало эрцгерцогиню в годы войны объектом острой критики.
В годы войны Цита родила еще двух сыновей: Роберто и Феликса.
В ноябре 1916 года умер император Франц-Иосиф. Эрцгерцог Карл отныне стал императором Карлом I, а Цита в 24 года стала императрицей огромной империи. Империи, трещавшей по швам.
30 декабря 1916 года в Будапеште состоялась венгерская коронация Карла и Циты. Эта красивая церемония стала последним официальным мероприятием Габсбургов.
Первая мировая война была проиграна Австрией и Германией, 11 ноября 1918 года Карл I был отстранен от управления страной, а его семья переехала из Шенбрунна в Экартзау. Здесь в 1918 году императорская семья встретила Рождество. Имущество было конфисковано, Карл и дети слегли, заболев испанкой, а Цита самостоятельно за всеми ухаживала, стараясь не терять самообладания. Она подготовила для всех скромные подарки и постаралась устроить для детей маленький праздник.
Не известно, чем бы завершилось заключение императорской семьи в Экартзау, возможно, здесь разыгрался бы екатеринбургский сценарий, но на сей раз помощь иностранных монархов подоспела вовремя и первым помог Георг V.
23 марта 1919 года Карл и Цита, взявшись за руки спустились по ступенькам Экартзау. Императорская семья отправилась в изгнание в Швейцарию. В изгнании в семье бывших императора и императрицы родился еще один сын - Рудольф, названный так в честь основателя династии Габсбургов. Надежды вернуть себе прежнее положение воскресли у изгнанников в связи с венгерскими событиями 1921 года. Но эти планы были разрушены, Карла и Циту депортировали из Венгрии. После этого монаршая чета оказалась в изгнании уже на другом конце Европы - на острове Мадейра. Когда-то сюда приезжала австрийская императрица Елизавета, лечила свое слабое здоровье и находила в этом португальском раю отдых от суетной Вены, но Карл и Цита с детьми вели совершенно другой образ жизни - они оказались практически нищими. Они поселились на вилле Кинта-ду-Монте недалеко от Фуншала. На вилле Кинта не было электричества и горячей воды. Только на первом этаже на кухне была ледяная вода. Семья питалась овощами, пудингами и джемами, которые делала Цита, мясо стало слишком дорогим продуктом для Габсбургов. Ситуация осложнялась тем, что Цита снова была в ожидании, а позволить себе хорошего врача (да и вообще врача) не могла.
В марте 1922 года Карл вместе с Отто и Адельгейд отправился в Фуншал, несмотря на то, что было солнечно, день был прохладный. Карл, никогда не отличавшийся хорошим здоровьем, заболел бронхитом, который вскоре перешел в пневмонию. Карл умирал на руках у Циты, он благодарил ее за счастливые годы, прожитые вместе, просил позаботиться о детях и дать им достойное воспитание, сожалел о том, что не сможет вернуться на родину. Последний император Австрии Карл I скончался в возрасте 34 лет. Цита к своим 30 годам успела выйти замуж и овдоветь, побывать эрцгерцогиней, императрицей, королевой и изгнанницей. Теперь она оставалась одна, в положении, с 7 детьми, старшему из которых было всего 9 лет. Похоронив Карла, она твердо решила, что не позволит своему восьмому ребенка появиться на свет в такой нищете и обратилась за помощью к испанскому королю Альфонсо XIII.
В мае 1922 года Цита в черном креповом платье и траурной вуали (отныне она носила только черное) и ее дети поднялись на корабль "Инфанта Изабелла".
В Испании родилась принцесса-изгнанница Елизавета. Она получила имя в честь супруги Франца-Иосифа. Девочка родилась маленькой и слабой, врачи не гарантировали, что она выживет, но, к счастью, они ошиблись.
Испанская королевская семья окружила Циту заботой и вниманием. Король и королева часто навещали ее, а вдовствующая королева Мария-Кристина привозила целые корзины лилий и фиалок, чтобы хоть немного порадовать Циту.
Цита и ее дети обосновались на земле басков, в старинном замке Урибаррен. На 6 лет Урибаррен стал домом для Габсбургов. Цита всецело посвятила себя заботам о детях. Она подошла к их воспитанию крайне ответственно, понимая, что это не просто дети, но будущее австрийской монархии. Цитавсе еще лелеяла мечты о реставрации монархии в Австрии. Деньги, выплачиваемые королем Альфонсо, позволили нанять хороших репетиторов и подготовить Отто к поступлению в престижный Лувенский университет. В связи с поступлением Отто, вся семья перебралась из Испании в бельгийский замок Хэм. Учась в Лувене, Отто часто бывал в Германии и наблюдал за происходящими там политическими изменениями. Он с удивлением обнаружил, что многие немецкие принцы вступают в нацистскую партию и поддерживают Гитлера. Но Отто вместе с Цитой составили текст открытого письма, в котором пояснили свое негативное отношение к нацизму и фашизму.
В 1940-м году Габсбургам снова пришлось бежать. На сей раз - из Бельгии. В Европе больше негде было укрыться от наступающих немецких войск, вариант был только один - уезжать за океан, что и было предпринято. Цита улетает в США, а затем переезжает в Канаду. Здесь бывшую императрицу навещала графиня Алиса Атлонская. Последняя вспоминала позже о том, что Цита встретила в в траурном платье, без каких-либо украшений, но была очень общительна и приветлива. Цита предложила гостье чай с бутербродами, бисквитами и печеньем, но графиня была удивлена, что только ей и ее фрейлине подали чай, все остальные пили воду. Было очевидно, что бывшая императрица живет очень скромно.
Война завершилась и Габсбурги стали возвращаться в Европу. В 1950-х годах в семье была череда свадебных торжеств и первой вышла замуж самая младшая дочь Циты - Елизавета. Она стала супругой князя Лихтенштейна. Поистине королевской была свадьба Отто и Регины Саксен-Мейнингенской, однако Цита не снимала траур даже по этому случаю.
В 1963 году Цита поселилась в Швейцарии. Она все еще надеялась на реставрацию монархии в Австрии и особенно подпитывало ее надежды возвращение Бурбонов на испанский трон.
В 1982 году Цита в кругу своей большой семьи праздновала своё 90-летие. В этом же году она посетила Австрию впервые с 1919 года.
В марте 1989 году императрица почувствовала приближение смерти. Она позвала близких, чтобы проститься. Ее сын Отто вспоминал, что Цита была совершенно спокойна, она не ностальгировала и не говорила о прошлом, просила рассказать ей о последних политических событиях.
Она тихо скончалась 14 марта 1989 года. Ее хоронили в Вене, проводить последнюю императрицу в последний путь пришло более 6000 человек.
Перед входом в церковь герольд из процессии постучал в ворота; настоятель, монах-капуцин, спросил на латыни: «Кто просит о входе в эту усыпальницу?»; ему ответили: «Цита, императрица Австрии, королева Венгрии». Манах ответил: «Такую мы не знаем!». Второй раз герольд постучал и сказал, что о входе просит Цита, королева Богемии, Хорватии, Словении. И снова монах сказал, что не знает, кто это. На третий раз ответ герольда был: «Цита, раба Божия, смертная грешница!». И двери открылись.
По материалам книги Justin Vovk "Imperial requiem"