Известно, что о принцессе Елене Орлеанской одно время поговаривали как о возможной невесте цесаревича Николая, но оказывается, что в русской императорской фамилии была еще одна партия для француженки. Интересные подробности об этом приводит в своих мемуарах Е. А. Нарышкина:
"Великий князь Николай Михайлович находился в Париже, предполагая жениться на очаровательной принцессе Елене Орлеанской. Уже были начаты переговоры с Ватиканом, и Папа дал понять, что готов дать согласие на брак принцессы-католички с членом православной императорской семьи. Когда в конце года я вернулась в Петербург и встретилась с великой княгиней Ольгой Федоровной, она показала мне только что полученное письмо от сына, в котором Николай Михайлович просил указаний для своего дальнейшего поведения. Он был приглашен семьей Орлеанских в их Сhateau d’Eu и полностью отдавал себе отчет в том, что прием или отклонение этого приглашения равносильно либо формальному сватовству, либо молчаливому отказу от женитьбы. Он, однако, не хотел принимать такого важного решения, не посоветовавшись с матерью.
Великий князь Николай Михайлович
После основательного раздумья великая княгиня мне объяснила, что совершенно точно знает, что если запретить сыну союз с французской принцессой, то он вообще не женится, так как немецкие принцессы, которых рассматривали обычно в качестве предполагаемых невест, были ему глубоко
неприятны и обычно он над ними только смеялся. «Как относится к этому делу великий князь?» - осведомилась я. «Он говорит, что его отец, Царь Николай I, перевернулся бы в гробу, если бы узнал, что его внук собирается жениться на внучке Короля-гражданина Луи-Филиппа. Старый Государь никогда бы не признал такой брак законным». И, улыбаясь, великая княгиня добавила, что бедному старому Царю, вероятно, так часто приходилось переворачиваться в гробу, что разом больше или меньше уже не имеет значения".
Однако, великая княгиня Ольга Федоровна учла не всё. И зря она опасалась католиков, ведь её планы были разрушены не из-за религиозных интриг. Елену Орлеанскую считала прекрасной партией для своего сына не только она, но и русская императорская чета. На фоне франко-русского сближения Мария Федоровна и Александр III всерьез подумывали о Елене как о невесте для наследника. Узнав, что великий князь собирается в Сhateau d’Eu, Александр III запретил родственнику принимать это приглашение.
У внучки короля-гражданина были шансы стать не только русской великой княгиней, но и русской императрицей. Тем более, что даже католическую церковь, казалось, удалось убедить. Вот только сам наследник отверг все предложенные родителями кандидатуры и настоял на своем выборе. Зря только перехватили невесту у Николая Михайловича, он действительно так и не женился после того, как планы относительно Орлеанской принцессы провалились. А если вспомнить о том, как окончилась жизнь и великого князя Николая Михайловича, и Николая II с супругой, то за Елену Орлеанскую можно только порадоваться - судьба ее от многого уберегла.