Матроску с одинаковым удовольствием носили и мальчики, и девочки. Этот костюм, впервые надетый пятилетним британским принцем Альбертом Эдвардом в 1846 году во время путешествия на королевской яхте, к 1870-м годам стал привычной детской одеждой в Европе и России.
Отличительными деталями матросок были синий воротник с полосками (от одной до трех), такого же цвета манжеты, синий, белый или черный галстук, синяя или белая юбочка (для девочек и мальчиков, не достигших 4-5 лет), белые или синие брючки для мальчиков. Иногда к этой привычной флотской гамме неожиданно примешивались яркие оттенки в угоду моде. К примеру, в начале 1910-х годов блузы для девичьих матросок предлагали шить из красного текстиля. В целом же этот вид одежды оставался практически неизменным. В холодное время поверх матроски надевали двубортный жакет из синего шевиота с синим сатиновым воротником или же отложным воротником, но с обязательными клапанами и якорями.
Дополняли матросский облик берет с помпоном или стилизованная бескозырка с шелковой ленточкой, несшей горделивое имя какого-нибудь славного крейсера.
После окончания Русско-турецкой войны не было ни одной дамы, которая не примерила бы «русское» платье. Так назвали пестрый, псевдонародный костюм - блузу, юбку, сарафан или передник, сплошь затканные несложными узорами в украинском, балканском или русском стиле. Модный обозреватель отмечал:
«Здесь начинает преобладать русский наряд на молодых девушках среднего класса: рубашка тонкая, иногда даже кисейная, вышитая красным, передник такой же, юбка почти всегда темно-синяя с разноцветными галунами, много бус, коса свободно спускающаяся до талии, иногда повязка на голове или даже венок из цветов. Мило, приглядно, неприхотливо, но немного поражает среди европейских нарядов, так и кажется, что это ряженые! В более простом и неприхотливом Парголове этот наряд положительно преобладает между дачницами, и вы нередко можете встретить целые кавалькады амазонок с кокетливо-вышитыми и даже вырезанными и открытыми рубашками и густыми косами, переплетенными лентами».
Как только прогремели первые орудия и газеты опубликовали в скорбно-торжественных
рамах списки и фотографии первых павших, раздался призыв: «Русские женщины, вступайте в ряды РОКК». Тогда всем была знакома эта музыкально-раскатистая аббревиатура: «Российское общество Красного Креста». На страницах журналов моды публиковались очерки о сестрах милосердия, участницах громких сражений, свидетельницах великих побед русского оружия. Можно было встретить, между прочим, статьи и фототипии самой, пожалуй, известной сестры - Екатерины Михайловны
Бакуниной, которая в составе Крестовоздвиженской общины приняла участие в обороне
Севастополя в 1855 году…
Главное управление РОКК в марте 1915 года издало специальные «Правила ношения формы». Отныне каждая «крестовая» сестра, то есть прошедшая соответствующие
испытания и имевшая официальное звание сестры милосердия, зимой носила шерстяное
коричневое платье длиной до щиколотки с белыми широкими манжетами. Поверх надевался полотняный передник с двумя лямками (или без них) и широким нагрудником,
в центре которого алел крест. Голову и плечи сестры покрывали белым платком. В теплое время носили серое полотняное платье с теми же атрибутами и аксессуарами… Строгому, сухому, канцелярскому описанию поэт Сергей Михеев подыскал изящно-поэтическую альтернативу:
«У нее коричневое платье,
Белый фартук с символом Христа,
Ее вера радостно проста:
Все вокруг - ее родные братья…»
Те, кто не имел звания сестры милосердия РОКК и входил в состав женского санитарного персонала, носили такую же форму, но без креста на груди. И те и другие при исполнении служебных обязанностей надевали на левый рукав платья (или верхней одежды) широкую белую повязку с красным крестом.
Распространенной верхней одеждой женщин, служащих в РОКК, были драповые или суконные пальто, не лишенные светского шика. Однако со второй половины 1916-го и особенно в 1917 году сестры милосердия стали предпочитать остромодные черные кожаные куртки, называвшиеся «шведскими».
Ольга Хорошилова "Костюм и мода Российской Империи"