Dec 05, 2016 13:01
Есть одна небольшой городок на на западе Республики Северный Кипр, называется Лефке. С виду очень неприметное место. В центре есть две мечети начала прошлого века, которые неподготовленный глаз не отличит от других, более поздних, уютный центр с рынком и главной площадью с Ататюрком на коне. Но именно в этой деревне пристроилась община шейха Назима.
Шейх Назим сороковой хранитель тайны золотой цепи преемственности Накшбандийского тариката. Возможно будь шейх жив он бы объяснил смысл этих слов. Но в 2014 году он умер в возрасте девяносто двух лет. Шейх за свою долгую жизнь прославился многими чудесами, довольно однотипными. Обычно ему являлся голос, который звал его в другой город, в котором его встречал какой-нибудь уважаемый человек. Этому человеку, как правило, тот же голос указывал встретить шейха и оказать ему всяческую помощь. Так же он неоднократно разговаривал с умершими и предсказывал будущее.
У меня были довольно условные координаты общины, но первый же местный с радостью показал мне сие место.
Здесь собрался полный интернационал. Есть студенты из Афгана и Пакистана, работяги из Средней Азии, обычные кипрские турки, нигерийские беженцы, английские правоверные, французы и сенегальцы. Кто приезжает регулярно на отпуск, кто остается на годы. Для кого-то это отличная возможность изучить коран и арабский, суфизм и его обряды, поправить здоровье или просто отдохнуть с дороги. Проживание здесь, естественно, бесплатное.
Сама община представляет собой участок, огороженный забором, внутри которого есть два здания. Одно - дом самого шейха, в котором устроена мечеть, она же изба читальня, и комната коменданта. Второе здание - общага для паломников (недавно провели вайфай). Женская половина отделена стеной и я там не был. Ещё есть столовая, куда мы сразу направились. В былые времена в столовой работали сами жители общины, но времена нынче не те. Теперь тут на зарплате несколько поваров и уборщиков. Не так давно здесь начали сами печь хлеб. За стол к нам подсели русскоговорящие товарищи, коих оказалось немало. Таджик, киргиз, Туркмен, несколько узбеков, дагестанец, татарин, башкиры. Один житель Уфы приехал с целым семейством и живет тут уже год. Завязался с ним разговор.
- А что, работа есть, живем хорошо. Сын в школу ходит, потребовали только справку из России. Уже по-турецки говорить научился. (ребенок этот занятный. Помимо языка, он перенял и манеру общения. Фраза "клянусь бородой своего дедушки" услышанная от одиннадцатилетнего пацана немного шокирует).
- Зачем вы сюда приехали?
- Ну как, отдохнуть, здоровье поправить. Курорт!
Действительно курорт. Кормежка три раза в день, душеспасительные беседы, климат опять же мягкий. И ещё физический труд.
У общины большой участок земли, гектар сорок. Большую часть составляет фруктовый сад, который как раз к моему приезду весь был увешан гранатами и мандаринами. Другая часть отведена под скотину: бараны, козы, коровы, пара жеребцов. Всё держится на самих жителях общины. Но человек скотина ленивая, и для порядку есть начальство. Тех, кто приехал на пару дней насильно в поле не поведут. Но задержавшихся надолго попросят пройти в колхоз. Раньше, говорят, сам шейх отлавливал тунеядцев и гнал их домой. Теперь всем заправляет его внук, Мухаммед Назим. Спустя первый месяц в общине он обычно подзывает человека и спрашивает его о навыках. Кого отправляет навоз носить, кого делать сыр, некоторым дает работу в городе с зарплатой, часть из которой идет общине. И почему-то всё трудовое русскоязычное население в мой приезд работало на косьбе. Надо сказать, что отлынивала от работы большая часть жителей общины. Советское население гневно возмущалось. "Я бы этих дармоедов по голове настучал, мамой клянусь" - ворчал один узбекский старичок, затачивая косу. Видимо память о пятилетках осталась в костном мозгу на всем постсоветском пространстве.
На территории общины вывешены простые и понятные правила. Первое - список и время молитв, на которые, к моему удивлению, многие забивали. К азану большинство жителей спешно совершали ритуальное омовение, но были и такие, кто продолжал тупить в телефоне и на молитву не шли. И второе - не портить и не выбрасывать зря еду.
Главное событие всего дня - ужин, который начинался сразу после вечерней молитвы. На завтрак можно успеть, только если поднялся к утренней молитве, которая начинается в пять утра. А обед происходит как-то незаметно, так что на ужин приходят все. И не только из общины, но вообще из города.
Когда шейх был жив, он играл большую роль в общине. Он мог дать дельный жизненный совет, прогонял явных халявщиков, заставлял лодырей работать, а стахановцев поощрял денежными вознаграждениями. А сейчас такое чувство, что стало меньше жизни. Сын его посещает Лефке раз в несколько месяцев, базируясь в Стамбуле, где организована новая община. А внук его не имеет пока такого авторитета. Сейчас это место больше напоминает Дом для всех с уехавшим начальством, где всё пока держится на энтузиазме небольшого процента жителей.
Шейх Назим был замечательным человеком и община у него получилась замечательная. Съездите, посмотрите сами.
Лефке, Северный Кипр.