Oct 20, 2016 21:54
Дом для всех на Камчатке просуществовал с первого июля по десятое октября, полноценных сто один день, и за это время успело произойти многое. У нас ночевало сто сорок четыре уникальных человека, а приходило в гости и того больше. Сказать по правде, придумав открыть этот дом, я ожидал принять не больше двадцати друзей, кто же в здравом уме прилетит на Камчатку, правда? Но после анонса дома мне стали писать люди, и людей было много. По количеству желающих прилететь и зарегистрированных в группе, я ожидал встретить никак не меньше ста двадцати. Что ж, я оказался почти прав.
Несколько дней назад я закрыл дом. Фактически, это было сделано десятого октября.
Изначально, оказавшись на Камчатке, я задумал создать Дом для всех ради двух меркантильных целей - завести новых друзей и пригласить в гости старых. И мне это удалось! Из ста сорока трех жителей дома одиннадцать были мне известны ранее, а ещё около десяти я считаю своими новыми друзьями. Но в дальнейшем мне большее удовольствие стало приносить общение с близкими по духу людьми и осознание того, что ты делаешь что-то общественно полезное, совершенно безвозмездно.
Вместимость нашего дома оказалась удивительна. В самом доме имелось две комнаты, одна из которых была отведена под рюкзачную, в другой укладывалось бревнами пятнадцать тел. Также был очищен от хлама чердак, где запросто помещалось семь человек. В бане, почему-то, никто особо жить не хотел. Лишь изредка в парилке появлялись отдельных жильцы, желающие уединиться от мирской суеты. Все остальные желающие могли лишь довольствоваться участком, где они ставили свои палатки с видом на бухту (лучше вид только с парковки магазина Шамса на 10-м километре). И, в это трудно поверить, но в нашем доме одновременно ночевало до тридцати семи человек! А был день, когда к нам пожаловала делегация из двадцати восьми московских детей с руководителями, часть из которых уже была в доме и расположилась на территории дома, другая же часть нелегально переночевала за калиткой. Поистине, неприхотливость русских путешественников не знает границ!
Не смотря на фотографии, наш дом никак нельзя было назвать нищебродским. Питание было, как минимум, трехразовым, и это была отнюдь не гречка. Камчатка славится своими дорогими овощами и фруктами, но вот рыбы и икры было предостаточно. Бывали даже дни, когда изобилие еды, которую предстояло съесть, мешала нам выйти в поход.
С местом для дома нам тоже очень повезло. С нашего участка открывался потрясающий вид на Авачинскую бухту и мы провели не один вечер любуясь закатом.
Отдельно нужно сказать и про хозяев. Изначально я оповестил их, что в доме будет жить довольно большое количество людей. Человек десять. Но когда число жителей перевалило за сорок, хозяева жилья не воспротивились нам. Притом, что они каждый день приходили поливать грядки с овощами и наблюдали нашу многолюдность. С кем-то они познакомились, кого-то старались не замечать. Я несколько раз звал Татьяну и Владимира зайди в дом и посмотреть на те положительные изменения, что мы провели внутри, но они противились. Всё же на третий месяц домосъема они спросили меня: «Дима, а эти люди тебе платят?». Но услышав мой ответ, обрадовались, что дом их сослужил такую хорошую службу человечеству. За хозяевами дома не было замечено ничего негативного. Татьяна выдала мне большие кастрюли и прочую посуду, Владимир неоднократно напоминал мне, что жильцы оставляют включенным свет в бане, беспокоясь за наше благополучие. Спасибо им большое.
В итоге, дом мне обошелся вот в такую сумму:
За четыре месяца съема, с 15 июня по 10 октября, я заплатил 10000 х 4 = 40000 рублей.
За электричество за четыре месяца мной было заплачено: 1000 + 1000 + 2500 + 680 = 5180 рублей.
Вода была для нас бесплатна.
Так как дом был без плиты, то она была приобретена за 1500 рублей, но оказалась не рабочей. Тогда на помощь пришли Костя и Надя, наши первопоселенцы, и затратив приличную сумму, смекалку и своё время, привели её в пристойный вид. Костя и Надя сделали очень много для того, чтобы дом приобрел человеческий вид. Первую неделю съема, пока я все свободное время проводил на работе, они чистили, убирали и чинили все, что поддается чистке и починке, тем самым подготовив дом для других жильцов. Кроме того, выделили из своего кармана сумму на всевозможные моющие свердства (2000 руб).
Разные мелочи для обустройства дома на начальных этапах: 2085 рублей.
Электрический чайник: 1450 рублей.
Итого: 50215 рублей.
С учетом моих билетов на Камчатку (12000 + 12000), сумма не дотягивает до ста тысяч рублей, на которые я был готов раскошелиться.
А вот статистика пожертвований в наш ДДВ:
Костя из Йошкар-олы 3000 руб
Дима Кистин 2500 руб
Таня Чемонад 2000 руб
Марат Шахмаев 1500 руб
Лелик из Белоруссии 1500 руб
Валера Цаев 1000 руб
Кристина Шильникова 1000 руб
Виталий «Чердаков» 1000 руб
Николай Пакудин 1000 руб
Дима Назаренко 1000 руб
Катя и Тоня, две туристки, которых я водил на Голубые озера 1000 руб
Витя из Москвы 550 руб
Юля Вершинина 2 горсти мелочи, которые из неё высыпались
Роман Устинов 111,11 руб
(Товарищи, если я вас забыл указать немедленно свяжитесь со мной, я внесу вас в список)
Спасибо всем этим хорошим людям!
Итого личных пожертвований 17161 руб 11 коп.
В Доме была коробка для пожертвований, откуда я извлек 23991 руб 90 коп.
Общая сумма пожертвований оказалась 41153 рублей 1 копейка.
В результате, при затратах на Дом 50215 рублей, пожертвования покрыли 81,92 процент.
Давайте ещё немного статистики.
Всего жителей у нас было 144.
Мужчин 86
Женщин 58
Самый молодой житель: 11 лет
Самый взрослый житель: похоже, 72 года…
Граждане России: 120
Иностранцы: 24
Новая Зеландия: 3 (из которых один мой земляк с Йошкар-Олы, Костя)
Латвия: 3
Беларусь: 3
Австрия: 2
США: 2
Украина: 2
Германия: 2
Швейцария: 1
ФРГ: 1 (есть и такой житель)
Израиль: 1
ДНР: 1
Ирландия: 1
Литва: 1
Франция: 1
Впервые в Домах оказалось 123 человека.
Ранее бывшие в Домах: 21 человек
Максимальное зарегистрированное количество ночующих жильцов: 37 человек.
Здесь очень не хватает суммы человеко-дней за все 101 день существования дома. Было бы здорово узнать такую цифру и, скажем, сравнить с какой-нибудь социалистической стройкой. Скажем, задачка. ДнепроГЭС: сто миллионов человеко-дней. ДДВ на Камчатке: 1412 человеко-дней. Сколько потребуется домов для всех, чтобы построить ДнепроГЭС?
Но эту статистику нужно вести ежедневно, а меня большую часть дней не было дома, и дежурного для этой цели я не оставлял.
Что ещё интересно бы узнать:
Марат Шахмаев предложил интересную идею, взятую с летних детских лагерей: производить взвешивание жильцов до и после покидания дома. Помните времена, когда уровень качества санаториев определялся прибавлением в весе пациентов? Можно возродить традицию.
Что ещё интересно:
Как я выяснил в прошлом году, когда прилетел на Камчатку, здесь очень просто устроиться работать в туристической сфере. Помощником гида, гидом, поваром, переводчиком, портером, управляющим лагерем, на любой вкус. А если вспомнить, что с начала кризиса поток туристов на полуостров увеличился в разы и продолжает нарастать, то спрос на людей с рюкзаками, ищущих заработка, есть весь сезон. Прошлым летом я все время провел в турах и самостоятельно не путешествовал, поэтому в этот раз не допустил подобной ошибки. Но этой уникальной возможностью воспользовались многие жильцы нашего дома. Кто-то работу находил сам, кому-то помог я или Илья. Забавно вспомнить, что первые два месяца дома все наши разговоры так или иначе сводились к заработку. «Самый прибыльный дом» - это про нас. Судите сами.
Заработок жильцов дома:
Тов. В 140 т.р.
Тов. К 120 т.р.
Тов. Д 76 т.р.
Тов. С 75 т.р.
Тов. Ю 64 т.р.
Тов. И 60 т.р.
Тов. Д 58 т.р.
Тов. К 31,5 т.р.
Тов. К 24 т.р.
Тов. Д 18 т.р.
Тов. М 16,5 т.р.
Тов. С 10 т.р.
Тов. С 5 т.р.
Тов. К 5 т.р.
Итого: 703 т.р. Настоящий Клондайк!
Все складывалось очень весело и просто. Марат ходит с группой переводчиком (фраза «Брэкфэст морнинг эйт о клок туморроу» стала одной из самых популярных в доме), а Дима уже второй день на Камчатке повел группу в неизведанные им Голубые озера. Да я и сам в этом ходу ходил по маршрутам, которые в прошлом году так и не ухватил.
Это был удивительный и очень полезный опыт. У меня уже был опыт жизни вместе с большим количеством людей. Я дважды был в Домах для всех, в Самарканде и Антананариву, но в этом доме я пытался воссоздать дух Салтыковки, в которой провел четыре месяца 2015-го года (кстати, спасибо Вадиму за эту замечательную атмосферу).
Мне сложно судить, что из этого получилось, со стороны виднее. Но за все время существования дома не было конфликтов (за исключением татарской коалиции, что-то они не поделили).
Я попытался максимально минимизировать количество правил и ограничений. В принципе, оставил только общие правила, действительные в классических Домах для всех. Постарался исключить запрещающие и указующие бумажки на стенах (кроме туалета, его я со всех сторон обклеил сообщениями предупреждающего характера). Правда после того, как один умник выдернул вилку холодильника из розетки, пришлось внести дополнительное правило. Остальные же рекомендации вносились самими жильцами дома, без моего участия. Например, когда неблагонадежные жильцы стали использовать нашу домовую книгу как черновик. Или просьба мыть после себя посуду, которую повесили над раковиной на второй неделе существования дома. Также, на стенах в дополнение к существующим картам, добавлялись расписания автобусов, способы добирания до интересных локаций, ребята купили большую туристическую карту Камчатки. Приятно было наблюдать, как дом самоорганизуется.
Разумеется, я был категорически против идеи обязательных дежурств. Сознательные люди сами могут организовать чистую и хорошую жизнь вокруг себя. В результате, каждый вносил посильную лепту в обустройство и чистоту дома, в готовку еды и вынос мусора. Но больше всего следили за чистотой и порядком девушки, Кати, Юля и Диана (спасибо им большое за это) и Паша. Про Пашу я даже однажды написал пост. Местный житель, он перебрался к нам жить с самого начала существования дома и сделал, пожалуй, больше всех для нашей счастливой жизни. Следил за чистотой, готовил нам завтраки, снабжал продуктами, организовывал выезды на природу на своей машине, помогал с переездом и провожал улетающих домой, всего и не перечислить. Паха, спасибо. Вассссся!
За все время мне только один раз пришлось выгнать людей за грубое нарушение правил. Дело в том, что многие жильцы постоянно обитали в палатках на участке, и наблюдать за их поведением почти не было возможности. Поэтому все было основано на доверии. Но в один день Марат указал мне на их явно неадекватное поведение и, узнав что они приняли на грудь, я их выгнал. По правде говоря, не признайся они честно, что пили алкоголь вне дома, то могли бы жить у нас и дальше. Итог: двое выгнано за пьянство.
Возможно, впервые в домной жизни было опробовано создание тематической группы в вотсапе. Все вопросы, от покупок еды на ужин, до секретного места для ключей от дома, обсуждались там. Очень полезное и нужное нововведение.
Этот ДДВ назван опытным домосоздателем Маратом Шахмаевым «самым раздолбайским». Возможно, он прав. Как минимум, половину времени существования дома я находился в походах или турах и крайне редко оставлял за себя заместителей. Заместителями за это время побыли Катя, Саша Варакин, Марат, Димм, спасибо им за это.
Кроме того, в доме не было проведено ни одной организованной тусовки или лекции. Тусовка в доме проходила постоянно, а для организация лекции так и не нашелся ни один мудрец-организатор. Единственная лекция было рассказана для жителей дома в середине сентября Максимом Штыбом, спасателем из Петербурга.
К концу сентября, когда в Петропавловск пришли холода и большинство жителей разъехалось, произошло ещё одно необычное событие. Нас очень давно звал в гости очень активный каучсерфер Виктор. Хочу выразить здесь мою благодарность ему, у таких людей нужно учиться гостеприимству. И в один из холодных вечеров, сидя в ДДВ, мы решили к нему наведаться. Было нас человек пять. Мы переночевали у него дома, да так и остались жить. Так был организован Дом-2. Я давно не встречал таких уютных домов. А с учетом теплых полов, горячей воды, душа и стиральной машины, он казался нам раем. Так мы и прожили в нем две последние недели существования ДДВ, лишь изредка наведываясь домой. Но при этом в ДДВ по прежнему ночевала часть жильцов. В результате такого отношения, Дом наш запустел. Продукты начали переводиться и, к удивлению, в нем завелись мыши. Есть мнение, что их привел Дима Кистин, так как каждую ночь он оставался один на кухне, и оттуда доносился возбужденный мышиный писк.
После закрытия Дома на Камчатке осталось три жителя, которые перебрались к Вите в Дом-2. Спасибо большое Айне, Саше Варакину и Ире с Самары за помощь в закрытии дома.
«Если ты дал кров и пищу хотя бы ста людям в этом году, то год прожит не зря». Что ж, пожалуй правильно сказано. Спасибо Антону Кротову за отличную идею.
Создание Дома для всех оказалось не такой уж сложной задачей. Для этого требуется лишь немного организаторских способностей, свободного времени и финансов. Главное, чтобы вам действительно хотелось видеть перед собой новых интересных людей, общаться с ними и узнавать что-то новое. Мой положительный опыт побудил во мне желание создать очередной Дом для всех. А когда и где - покажет время.
Спасибо всем, кто приехал. Спасибо всем, кто поддержал проект. До встречи на Камчатке и в других местах.
ДДВ,
Камчатка