На днях в газете «Челябинский рабочий» вышла статья журналиста Михаила Фонотова «
У топонима «Аркаим» - две жизни», посвященная происхождению названия известного поселения эпохи бронзы, которое теперь стало также названием поселка на юге Челябинской области, историко-культурного заповедника, ряда производственных предприятий, магазинов, издательства, коммерческих центров и даже трех океанских сухогрузов.
К сожалению, в этой статье есть серьезное упущение, это не полное описание происхождения данного названия. Михаил Саввич пишет, что археологический памятник был назван по расположенной неподалеку горе Аркаим, но история этого названия известна нам глубже.
Замечательный челябинский этнограф, кандидат исторических наук Андрей Александрович Рыбалко, много лет работавший на Аркаиме, первым обнаружил раннюю форму этого слова: первоначально оно звучало не как Аркаим, а как Аркаин, с буквой «н» на конце; и относилось не к горе, а к пустоши.
В Государственном архиве Оренбургской области Андрей Рыбалко нашел и скопировал карту Аркаинской пустоши Кондуровского поселка Оренбургского казачьего войска, составленную по результатам межевания 13 августа 1900 года.
Эта карта - самое первое из известных на сегодня упоминаний названия Аркаим (Аркаин).
Если мы посмотрим на нее, то ясно увидим ту территорию, которая занимала Аркаинская пустошь. Она простиралась, главным образом, по левому, и совсем немного - по правому берегам реки Большая Караганка, от поселка Новокондуровский до нынешнего поселка Аркаим. На этой территории сейчас известен целый ряд ярких археологических памятников, в том числе Новокондуровский курган с усами и поселение эпохи бронзы Лисьи горы I с одиночным менгиром, открытое еще в 1977 году, за десять лет до открытия Аркаима.
А вот само поселение Аркаим расположено не на Аркаинской пустоши, а к северо-востоку от нее, на территории, которая называла тогда Караганской пустошью.
Такой своеобразный «дрейф» топонимов - это нормальное явление в рамках исторической географии. Например, в ставшей моей второй родиной подмосковной Дубне название исторического района Ратмино путешествовало по местности еще более причудливым образом.