Покинув Онежское озеро, мы вошли в реку Вытегра. Нам предстояло подняться по шести шлюзам, попасть в водораздельный канал, далее в реку Ковжа и потом в Белое озеро.
Совсем недалеко вверх по реке мы прошли начало Онежского канала. От устья до первого шлюза чуть больше десяти километров.
На берегах Вытегры мы увидели несколько серых цапель
Дело было к вечеру, и мы надеялись пройти первый, и, если повезёт, и второй шлюз, и заночевать в Белоусовском водохранилище. Но расчёт наш оказался неверен. Мы подошли к городку, носящему тоже название, что и река, и связались с диспетчерами шлюза. Ждать шлюзования надо было не меньше часа, уже темнело, и тётя-диспетчер сообщила нам, что далеко мы сегодня не уйдём. Замечу, что тёти-диспетчеры немного вреднее диспетчеров-мужчин, которые всегда готовы пойти навстречу. Дело в том, что ночью маломерные суда по правилам не шлюзуют. Но мы не стали расстраиваться, тем более, что нашли отличное место для стоянки у набережной нефтебазы. Отсюда можно было сходить в магазин и удобно взять такси, чтобы съездить с канистрами на заправку.
Я и Катя пошли в магазин, а Коля остался дежурить на лодке. Должен сказать, что съестные запасы наши истощились настолько, что мы чуть не закричали от радости, когда добрались до местного "Дикси" и сразу скупили там половину продуктов) И вот навьюченные пакетами мы вышли из магазина и попробовали поймать машину. Не тут-то было! Видимо, голосовать здесь не принято, и мы короткими перебежками, время от времени останавливаясь на передышку, пустились в обратный путь к лодке. А идти предстояло километра два. На полпути мы сдохли))) И тут к нам подъезжает машина, открывается дверь и багажник, водитель любезно усаживает нас в салон! Уже разгружаясь у лодки, мы выяснили, что таксист ехал за клиентами именно к тому дому, у которого мы не смогли продолжить свой путь) Клиенты где-то замешкались, и таксист принял нас за них)) А я уже напросился ехать с ним на заправку и загрузил канистры. Проезжая мимо той неспешной пары, мы вызвали по телефону машину и для них)))
Когда я вернулся, мы устроили небольшую пирушку.
А утром мы уже ожидали очереди к шлюзованию у причальной стенки шлюза№1.
Когда в камеру шлюза пустили воду, появилась какая-то странная пена, я её потом до конца путешествия отмыть не мог с бортов, но это, конечно, не самое страшное, что может произойти))...
В Вытегре, сразу после 1-го шлюза, стоит подводная лодка. В ней находится музей. Вот только, как её сюда притащили, не очень понятно...
В тот день нам очень везло. Мы прошли первый шлюз в одиночестве, попали на "зелёную дорогу" и далее, оставшиеся пять шлюзов мы никого не ждали. Заходишь в шлюз, за тобой закрывают здоровенные ворота...
Накидываешь носовые и кормовые швартовы на большой крюк на поплавке: он называется "рым", и опускается и поднимается вместе с уровнем воды в камере
И ждёшь, пока камера наполнится водой...ждать в среднем минут 15-20... Иногда нужно оттолкнуть нос или корму от стенки, вот и всё...
Взгляд назад: видно, насколько мы поднялись над уровнем предыдущего участка..
Ворота открываются, загорается зелёный сигнал светофора, и диспетчер сообщает тебе, есть ли встречные суда, и желает счастливого пути)
Вытегорские шлюзы расположены близко друг к другу, вот мы уже у следующего, в его камере сейчас находится какое-то встречное судно, оно опустится, а мы будем подниматься дальше.
А пока мы стоим у стенки и наблюдаем за птенцом речной крачки, прошло десять минут, а он к нам уже привык))
Камера шлюза опорожняется, судно опускается на наш уровень..
А мы поближе подобрались к птенцу.
Судно выходит из шлюза. Частенько мы видели как большие суда расклинивались в камере. По бортам у них прибиты деревянные брусья в виде рельс, судя по их виду, ни одно шлюзование не проходит гладко)))
На воротах шлюзовой камеры тоже стоят деревянные отбойники, и, очевидно, неспроста..
Не успеваем выйти из третьего шлюза - как вот он, четвёртый))
И сразу пятый! Общий перепад высоты шести Вытегорских шлюзов - 80м!
Подходя к стенке шестого, последнего, шлюза я включаю реверс, чтобы остановиться, и понимаю, что задней передачи нет.... Вот так сюрприз. Включаю ход вперёд, вибрации, невнятное движение (которого хватило, чтобы отойти от стенки), усилие на руле увеличивается так, что я уже не могу его повернуть, и передняя передача тоже пропадает. Первая мысль - "Чёрт! Мы потеряли винт!"
Разворачиваем стаксель и пытаемся уйти на второй круг, чтобы попробовать причалить к стенке, но ветра почти нет и нас течением сносит на мель у противоположного берега. Прыгаю в воду- винт на месте)) - остальное поправимо!
Залез в моторный отсек. Оказывается, отсоединился вал от реверс-редуктора. Я лезу в воду толкать его обратно (винт на выехавшем валу уперся в рулевое перо, поэтому я и не мог повернуть руль), Коля в моторном отсеке пытается сконструировать временное крепление. Катя бегает между нами, обеспечивая связь)) Поговорили с диспетчером, попросили предупредить выходящие из шлюза суда идти малым ходом, и не пускать волну.
Кое-как починились, радостно (знал бы я, когда улыбался, сколько ещё раз нас порадует этот узел!))))
Но в шлюз не идём, отходим на 2км назад, к симпатичному островку, ещё раз всё проверить и отдохнуть. После шлюза начинается водораздельный канал, он узкий и мест для стоянки там не будет.
Ещё раз всё проверяем, закручиваем и перепроверяем. Гуляем по островку. Здесь растёт немного черники, но после Бесова носа это количество кажется ничтожным. Я спугнул какую-то крупную птицу, похоже тетёрку, но точно определить не успел. Нашёл необычную гусеницу...
И странные грибы. После них Катя заставила меня долго мыть руки (да, я их потрогал))) , а мне они показались весьма аппетитными))
Вода здесь ещё прозрачная, но уже приобретает красноватый оттенок
Рано утром снимаемся с якоря, несколько раз проверяем реверс-газ. Всё работает, идём к шлюзу. Но так, как вчера, нам уже не везёт, мы ждём очередь на шлюзование больше пяти часов
Пришвартовавшись к стенке шлюза, я почувствовал неладное. Мне показалось, что усилие на руле опять было чрезмерным. Залез в моторный - так и есть, вал опять отсоединился. До сих пор не могу понять, каким чудом я умудрился кое-как закрепить его в муфте, чтобы выйти из шлюза своим ходом. И тут нам опять повезло - сразу после шлюза слева оказалась неиспользуемая полуразрушенная причальная стенка, к которой мы и отшвартовались для продолжения ремонта.
Но ремонт - завтра - а сейчас (уже опять вечер), пирушка по поводу удачно расположенной причальной стенки!)))
Утром мы с Катей отправились в Вытегру, там должны быть магазины с запчастями. Путь лежал на резиновой лодке к берегу, затем два километра через мокрый лес (кстати, с крупной земляникой!))), километр по просёлку и на остановку автобуса. Для нас, отвыкших ходить вообще, а тем более на такие расстояния, дорога показалась бесконечной:))) У остановки оказался полупустой магазин автозапчастей, в нём ничего нужного не было, и мы спросили у продавщицы, часто ли ходят автобусы. "Да, часто, два-три раза в день точно!".... обескураженные мы поплелись на остановку и стали рассматривать местные домики, которым самое малое лет по 80.. И тут около нас остановился жигулёнок с двумя девушками, которые предложили подбросить нас до Вытегры! По пути оказалось, что одна из них, та, что была за рулём, сама работает в запчастях - она показала нам все магазины в городке и рассказала, где что есть) Единственное, что мы не нашли - радиусный ключ для затягивания гайки на муфте. О таком здесь никто и никогда не слышал..
Съёмник для подшипников немного не подошёл, и я соорудил свой собственный, из части покупного и девяти такелажных скоб разного размера. Вот оно - торжество технической мысли!)))
И шпонку пришлось подгонять под размер...
На ремонт ушёл весь день... Стоило нам появиться на палубе, как нас начинали атаковать гнездившиеся на полуразрушенных остатках причальной стенки крачки.
Недовольный родитель, а сзади два птенца
Утром следующего дня мы всё же покинули шлюз номер шесть, уже успевший стать нам родным))))
Продолжение следует..
начало тут -
Питер - крепость Орешек Шлиссельбург - Свирь Свирь - Петрозаводск Шардонские острова - остров Суйсари Унитская губа - Кижи - Бесов нос - Вытегра