Театр общества народных развлечений. История забытого театра.

Aug 14, 2019 08:00

Театр в Рязани с момента своего появления и на протяжении первой половины 19 века располагался в разных частях города - то в специально построенных зданиях, то в залах крупных городских усадеб, снимавшихся для спектаклей. Некоторых зданий мы никогда не видели, но в архивах (РГИА и ГАРО) сохранились их чертежи, и мы можем себе представить, как они выглядели. В 1787 году на площади у Московской заставы по проекту Сулакадзева был выстроен деревянный двухэтажный "Оперный дом" - городской театр, находившийся в ведении Приказа общественного призрения. Половину внутреннего пространства театра занимали сцена и подсобные помещения. Здание было оборудовано передовой театральной механикой. В начале 1850-х гг. на углу улиц Семинарской и Соборной был выстроен деревянный городской театр, возможно по ранее не реализованному проекту Воронихина. Однако простоял он очень не долго.




Современные же театры Рязани всем прекрасно известны и знакомы: Театр на Соборной, Областной Драматический театр, Театр кукол, Рязанский музыкальный театр. Мы в привычном ритме городской жизни часто проходим или проезжаем мимо них, а ведь у каждого из них свои истории создания как самого театра, так и строительства зданий, где они сейчас располагаются. И каждая эта история достойна отдельной статьи или рассказа. Но сегодня хочется приоткрыть неизвестную страницу в театральной истории города Рязани и рассказать о театре и здании летнего театра Рязанского общества народных развлечений.
Конечно, совсем неизвестной эту страницу назвать нельзя, ведь информация про деятельности этого театра присутствует в исторических статьях рязанской литературы. Возглавлял Общество развлечений барон Николай Васильевич фон Дризен (1868-1935).




В 1897 году он переехал в Рязань, где служил младшим чиновником особых поручений при рязанском губернаторе, затем делопроизводителем, в 1898 году по семейным обстоятельствам вышел в отставку. Принимал активное участие в работе «Театра Рязанского общества народных развлечений» (1898-1901). Сам играл роли на сцене театра. В 1901 году был избран членом Рязанской земской управы с исполнением обязанностей председателя управы; кроме того руководил местным пожарным обществом, участвовал в устройстве народных чтений.
Само общество было официально открыто 14 мая 1898 года и основной с целью организации культурного и разумного отдыха для рабочих. В Рязани первые попытки предоставить рабочим разумные развлечения были сделаны в конце 1890-х годов при депо Рязанско-Уральской железной дороге и при заводе Рязанского товарищества сельско-хозяйственых орудий и машин". В здании депо Р.У.Ж.Д по инициативе и под руководством начальника депо А.П. Лутохина устраивались чтения с туманными картинами, пел хор и играл оркестр из служащих железной дороги. А летом устраивались гуляния с танцами в специально устроенном саду.




А при заводе в те же годы по инициативе управляющего заводом Яковом Львовичем Ландау устраивались любительские спектакли для рабочих завода и для их знакомых. Но рабочих, служащих, городских ремесленников в городе было конечно же значительно больше и возникла необходимость устроить народные развлечения в Рязани на более широких началах. Ландау вместе с Константином Павловичем Асеевым в 1886 году подыскал на подходящих условиях сад для этих гуляний у Лазаревского кладбища, но довести дело до конца не удалось - возникли трудности с заключением долгосрочного договора на аренду сада. После чего и возникла идея о создании целого общества. После разработки и утверждения устава, общество начало первые шаги своего развития - центром народных гуляний стало здание депо Ряз. - Ур. жел. дор.
Первое гуляние привлекло более 2500 человек. Сначала в общество входило 23 действительных члена,а через несколько месяцев их уже было 141 человек. В 1899 171, а найдя поддержку в лице Рязанского губернатора Н.С.Брянчанинова, общество стало развиваться и логичным этапом развития стало строительство собственного отдельного здания летнего театра.
6 (18) августа 1898 года состоялось открытие нового здания и парка при нем.
В денежном отчете на 1 января 1899 года в числе имущества общества числились:
1) Летний театр, крытый железом №1
2) 2 беседки для буфетов №№ 2 и 3
3) Гигантские шаги - №4
4) Фонтан - №5
5) Ворота и забор длиною 180 саж. №№ 6,7,8,9 и 10
6) Кегельбан - № 11
7) Качели- № 12
8) Площадка для танцев - № 13
9) Эстрада для оркестра - № 14
10) Гимнастика № 15
11) 2 уборные № 16
12) Беседка для буфета прохлад.напитков - № 17
13) 2 кассы для билетов №№ 18 и 19
14) Светящийся(!) фонтан № 20
15) Водопровод летний в саду
16) Чертеж и план театра и сад

Самого же чертежа в первом отчете комитета не было. И просматривая отчет за второй год существования общества в нем были обнаружены не только чертежи и планы театра, но и его фотографии. Поэтому мы теперь можем увидеть, как выглядел летний театр Рязанского общества народных развлечений.




Территория располагалась между дворами склада Каплан и дома № 34 Рязанско-Уральской железной дороги. Само здание находилось в глубине участка, перед ним был раскинут обширный сад с дорожками для прогулок. Крупный прямоугольный в плане объем (12х 6 сажен) высотой в технологической части театра в 6,4 сажен, в зрительной части 4,9 сажен. завершался башенкой со шпилем. Все здание было выполнено из дерева, кровля была завершена резными боковинами, а так же такими же резными полотенцами. На фасаде были выполнены надписи «Летний театр Рязанского общества народных развлечений», а так же дата его строительства «1898 3 авг.», где в качестве разделителя выступала лира.







Внутри планировка театра, симметричная относительно продольной оси, подчинялась всем канонам театрального искусства. Главный вход на нижний уровень приводил зрителей сразу в зрительный зал (на уровнь партера и амфитеатра и лож). А две другие двери, расположенные на уровне второго этажа, приводили на верхний уровень театра. Подъем осуществлялся по двум пологим лестницам. Перед сценой располагалась оркестровая яма, а за сценой 10 уборных (гримерочных) для артистов. Задний служебный вход позволял ввозить в театр и на сцену достаточно внушительный реквизит и декорации.
Зрительный зал делился на партер, амфитеатр, 17 лож, левый-правый верх и центральный (аналоги балкона). Цена билетов начиналась от 7 копеек за самые дальние места до 2 р 50 копеек в ближних ложах. Полный билетный сбор театра составлял 237 р 38 коп. Согласно чертежа всего театр мог вместить 969 человек, к примеру, современный Рязанский областной театр драмы рассчитан на 800 человек.







На чертеже можно было увидеть даже то, как выглядел стул в театре. Но самое главное в этих чертежах были схемы где в подробностях были расписаны и элементы благоустройства сада при театре. И некоторые из них можно рассмотреть на одной из фотографий.




Цифрами, согласно плана на фото обозначены:
11 - кегельбан; 12 - качели; 13 - площадка для танцев; 14 - эстрада для оркестра; 15 - гимнастические приборы; 18-19 касса - и главный вход; 21 -открытая сцена.
Имея на руках эти фотографии и план территории, мне стало интересно привязать существующие материалы к нынешней местности, чтобы понять, где располагался этот театр и сад при нем. Круг поисков значительно снижал факт расположения театра на землях Рязанско-Уральской железной дороги в Новоалександровской слободе. Совместно с Д. Ю. Филипповым анализируя фотографии и карты Рязани 1900-х годов нами была выдвинута версия, что это место, вероятно, находилось в районе нынешнего Михайловского шоссе. А когда же на фотографии «Вид с башни театра» была обнаружена одноколейная ветка ж/д , то место расположения сада и театра было открыто!
Совмещение же мною современного вида со спутника и плана 1898 год, всё расставило на свои места - театр располагался на обширной усадьбе в районе нынешней улицы Московской, вдоль которой и шла к станции «Пристань» та самая одноколейная железная дорога, которую видно на фотографии.




Конечно желание найти на этом месте следы или намеки на существование театра были велики, но выезд на место прежнего расположения театра ничего не дал - ничего не напоминало о том, что здесь когда-то стояло деревянное здание Рязанского общества народных развлечений. У меня были мысли, что оно было снесено в советское время, а затем участки были отданы под застройку. Сейчас же эта территория представляет довольно печальное зрелище. По большей части она заброшена.
На этом история здания театра могла бы зависнуть в воздухе, но заметка, напечатанная в газете Московский листок. 19 августа 1901 г., рассказала мне о трагической судьбе как самого здания театра, так и парка при нем:

«Из телеграмм уже известно, что 16 августа сгорел летний театр рязанского общества устройства народных развлечений. Сообщаем подробности. В начале четвертого часа дня, театральный сторож увидал, что одна из наружных стен театра (театр был весь деревянный) объята пламенем. Сторож начал кричать "пожар". К его крику присоединились тревожные свистки паровозов находящейся по соседству с театром товарной станции Рязанско-Уральской жел.дор. Через несколько минут к горевшему театру прибыли: железнодорожная пожарная команда, городские пожарные и дружина рязанского вольного пожарного общества. Но бывший и до пожара очень сильный ветер перешел в бурю. Раздуваемое порывами этой бури, пламя мгновенно охватило всё театральное здание со всем находившимся внутри его имуществом. Огонь моментально распространился по всему саду: вспыхнули садовые столы и скамейки, от них загорелись садовые деревья и трава: образовалось целое море огня. О спасении театрального имущества нечего было и думать. Все усилия пожарных команд были обращены на тушение окраин сада, на ослабление по возможности силы огня и отстаивание от пожара соседних железно-дорожных построек, которые благодаря распространившейся вокруг жаре, то и дело загорались.
Не более как через час, когда дым немного рассеялся, глазам присутствовавших, вместо театра с прилегающими к нему красивыми постройками (фойе, буфет, беседки и т.п. ) и прекрасно распланированного сада, - предстала совершенно черная и обуглившаяся площадь с кое-где торчащими и догорающими столбами и дымящимися деревцами. Эта печальная картина вызывала угнетающее настроение. В пламени, кроме театра со всеми декорациями и имуществом общества народных развлечений, погибло много нигде незастрахованного имущества (костюмов и бутафорских принадлежностей) артистов. Заведывавший бутафорским отделом, артист Гагарин, живший в самом театре, не был в момент возникновения пожара дома и лишился всего имущества и документов (диплома, паспорта и т.п.) От пожара уцелели, только три небольшие постройки, находящиеся вдали от театра, постройки: открытая сцена, музыкальная ротонда и контора. Здание театра и декорации были застрахованы в "Северном обществе" всего в девять тысяч рублей. Общий убыток от пожара надо считать тысяч в двадцать. Причина пожара неизвестна. Утром состоялась репетиция объявленного на 17 число спектакля. Надо предполагать, что во время репетиции кто-либо из артистов курил в здании театра и бросил не вполне затушенную папиросу. Театр общества народных развлечений был выстроен три года тому назад (6 августа было отпраздновано трехлетие существования этого театра). Игравшая летний сезон в театре труппа артистов, под антрепризою гг.Линского и Половцева, предполагала ставить спектакли до глубокой осени, но теперь лишилась заработка и осталась без дела.

Вот так банально в результате пожара прекратило свое существование третье деревянное здание, построенное на территории города Рязани для театральных нужд. В отчёте Рязанского общества устройства народных развлечений. - Рязань, 1901-1902. Я так же прочитал упоминания и про этот страшный пожар, и про действия общества по планировавшемуся восстановлению театральной деятельности.
Так как почти всё имущество Общества страховалось по действительной стоимости, то убыток от пожара определялся приблизительно в 1000 р. - стоимостью того имущества, которое было приобретено после 2-го июня 1900 г. и не вошло в опись страховки и после пожара было получено 12624 р. страховой премии. При пожаре погибло и некоторое имущество артистов, бывшее в уборных театра. Комитет Общества, не желая, чтобы Общество подвергалось каким-либо нареканиям, выдал труппе 412 руб на покрытие понесенного ущерба.
Если же говорить о действиях общества после пожара, то на экстренном совещании планировалось рассмотреть возможность воссоздания здания уже на 1000 мест на прежнем месте согласно проекта, составленного по поручению Комитета, архитектором, г. Цеханским, и сметой на 25 тысяч рублей. Докладная записка эта была переслана Министерством Финансов в Рязанский Губернский Комитет Попечительства о народной трезвости, который, согласно с заключением Рязанского Уездного Комитета, отклонил это ходатайство, мотивируя отказ тем, что, по его мнению, театральные представления не настолько желательны для народа, чтобы расходовать средства для постройки специальных для этого зданий.
Скорее всего, потрясения пожара 1901 года общество не смогло пережить, так как 1905 году в адрес календаре данные об обществе отсутствуют. А печатные отчеты общества, издаваемые с 1898 года заканчиваются 1902 годом.




© Dualex, август 2019
Использованные материалы:
1) Рязанское общество устройства народных развлечений. 1-й год. Отчет комитета за 1898 год. Рязань, 1898.
2) Рязанское общество устройства народных развлечений. 2-й год. Отчет за время с 1 января 1899 года по 25 февраля 1900 года. Рязань, 1900.
3) Отчет Рязанского общества устройства народных развлечений. 3-й год с 25 февраля 1900 года по 25 февраля 1901 года. Рязань, 1901.
5) Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Рязанская область: В 4 ч. Кн. 1. 2012
6) Газета Московский листок. 19 августа 1901 г.
7) Фотография июль 2019 г. - А. Ю. Дударев.

Рязань, Фотография, история, Рязанско-Уральская железная дорога

Previous post Next post
Up