Камиль ПЕНТАК
"Великая Французская Революция"
Рецензия на книгу Пьера ЖАКСО "La Révolution française", Paris, Fayard, 1928 (в польском переводе: "Pierre Gaxotte, Wielka Rewolucja Francuska, tłum. Jan Furuhjelm, Wydawnictwo „Antyk”, Wydanie drugie, Komorów 2010, ss. 394")
Пьер ЖАКСО родился в 1895 году в Лотарингии, когда со смерти Генриха V прошло 12 лет, а французский легитимизм превратился, по выражению Шарля МОРРАСА, в "кладбищенский роялизм" [1]. Живя в такое время, ЖАКСО решает связать свою жизнь с Аксьён Франсэз, в которой ему была поручена роль секретаря самого МОРРАСА. Венцом его научной карьеры стало избрание во Французскую Академию в 1953 году. Умер ЖАКСО в 1982 году. Эта книга стала уже второй по счету. Первым его трудом была биография Людовика XIV, изданная в "мраморной серии" [2]. ЖАКСО является автором более, чем 20 публикаций, касающихся истории Франции XVIII века.
Книгу можно разделить на три части. В первой части автор описывает дореволюционную Францию, затем - влияние доктрины Просвещения на тогдашние элиты, а в заключительной части даёт хронику Франции революционной. Одним из важнейших положений, выдвинутых автором, является утверждение о том, что Франция до революции была бедным государством, а французы жили богато, а совсем не наоборот, как можно часто вычитать в литературе предмета. ЖАКСО посвящает защите этого положения первую часть своей книги, а одним из аргументов автора служит то, что бедность граждан во французском государстве была мнимой. Люди притворялись бедными, чтобы избежать выплаты налогов и от этих уловок страдала вся финансовая система Французского королевства. Автор оспаривает устоявшийся образ абсолютной монархии как "режима, борющегося со свободами", замечая, что даже наиболее характерный представитель просвещенного абсолютизма, человек, якобы говоривший о себе: "Государство - это я", то есть, - Людовик XIV, уважал законы даже захваченных земель, противопоставляя этот образ предельной "вертикализации" французских республиканцев, подавлявших малейшие признаки локальных автономий...
В следующей часть Пьер ЖАКСО описывает причины революционного взрыва. Автор считает, что их следует искать в прогрессирующей дегенерации благородного сословия, восторгавшегося идеологией Просвещения до такой степени, что большинство из них "почитало за честь" приглашать в свои салоны разных "прогрессивных писателей"*), в своих выступлениях издевавшихся над аристократией, за что теми же хозяевами писатели награждались бурными аплодисментами. Все это в сочетании с упадком цензуры и слабым королем, которым без сомнения был Людовик XVI, должно было закономерно привести к 1789 году.
*) Вспомнились писатели "креативные".
Когда Пьер ЖАКСО описывает революционный Париж, он начинает с рассказа о группах революционеров, борющихся за "мир без Бога и господ", как о группах заблудших граждан, которые, будучи потрясены ничтожеством своего короля, пытаются найти ему замену, чем и воспользовались якобинцы, которые взяли на вооружение радикальные настроения мещанства, возглавили его и направили его гнев на представителей Старого Порядка. ЖАКСО обращает внимание на очень важную вещь. Если бы король захотел, он мог бы задавить революцию в зародыше, однако, он замечает, что положение короля было крайне сложным, что парижский гарнизон был также заражен бациллой Просвещения. На отдельных страницах книги автор показывает Францию в период правления революционеров, демонстрируя, как введение ассигнаций фатально сказалось на росте инфляции и ускорило развал французской экономики. Интересна книга и тем, что затрагивает проблему Гражданской войны, рассказывая о восстании в Вандее. Автор, не обинуясь описывает преступления, совершенные в Вандее во имя "Свободы, Равенства и Братства". Заканчивается книга приходом к власти БОНАПАРТА.
Книга ЖАКСО несомненно является важным источником в ряду трудов, разрабатывающих "революционную" тему. До сих пор польские читатели имели дело с публикациями авторов, которые, как правило, сочувствтвали идеалам Революции, а если и критиковали ее, то - за ее жестокости и отступление от идеалов Просвещения*) [3]. Работы же, критиковавшие не жестокости революционного времени, а саму идеологию, стоявшую за всеми теми событиями, имели характер сборников статей [4], касавшихся какого-либо "революционного эпизода" [5], которые распространялись, как правило, ограниченными тиражами [6]. Таким образом, труд Пьера ЖАКСО стала первым трудом этого рода, с которым может теперь познакомиться и наш читатель,. Следует отметить, что книга написана была в 1928 году, и читатель, взявший ее в руки, почувствует, что имеет дело с чем-то из ряда вон выходящим, вплоть до того, что ему может показаться, что автор базируется на каких-то совершенно неизвестных ему источниках. Недостатком книги является отсутствие комментариев и авторских библиографических сносок... ЖАКСО ссылается в своей книге на многочисленных писателей того времени, к трудам которых современный писатель доступа не имеет... Достоинством книги являются многочисленные гравюры, представляющие Париж таким, каким он выглядел более 200 лет тому назад. Дополнительной ценностью являются два цветных портрета Людовика XVi и его жены Марии Антуанетты, исполненные на плотной бумаге и помещенные в самом начале книги. Даже для читателя, которые совсем не является противником Революции, образ дореволюционной Франции покажется слишком идеализированным, особенно в условиях, когда сегодняшние противники Французской революции довольно далеки от некритичного отношения к дореволюционной Франции, примером чего является контрреволюционный мыслитель Жозеф де МЕСТР (1753-1821), видевший в Революции Божию кару за грехи старых французов [7]...
*) Рука дёрнулась написать "от ленинских норм".
Подводя итог, следует повторить, что книга является не только важной, но и одной из основных - в ряду трудов, касающихся Революции во Франции, поэтому всякий человек, занимающийся изучением истории Франции в период 1789-1815, просто обязан иметь ее в своей библиотеке.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] J. Bartyzel, Neorojalizm nacjonalistyczny Action Française w świetle zasad legitymizmu monarchicznego, [w:] Nacjonalizm a konserwatyzm i monarchizm. Action Française i jej promieniowanie, red. J Bartyzel, D. Góra-Szopiński, Toruń 2011, s. 163.
[2] P. Gaxotte, Ludwik XIV, Warszawa 1984.
[3] P. Kropotkin, Wielka Rewolucja Francuska, Warszawa 1948, J. Baszkiewicz; Rewolucja Francuska 1789-1794. Społeczeństwo obywatelskie, Warszawa 1983, i inne.
[4] A. Cisek, Kłamstwo Bastylii. Szkice o wydarzeniach i ludziach wielkiej rewolucji francuskiej, Gdańsk 2006.
[5]M. Robak, W obronie Boga i króla. Wandea 1793, Poznań 1993; R. Secher, Ludobójstwo francusko-francuskie. Wandea - departament zemsty, Warszawa 2003; A. Wielomski, Kościół w cieniu gilotyny. Katolicyzm francuski wobec Rewolucji (1789 - 1815).
[6] „Pro fide rege et lege” - organ prasowy Klubu Zachowawczo-Monarchistycznego lub „Rojalista” - czasopismo ludzi skupionych wokół Organizacji Monarchistów Polskich.
[7] A. Wielomski, Od grzechu do Apokatastasis. Historiozofia Josepha de Maistre’a, Lublin 2007, s. 254-256.
***
Попросил у переводчика файлик.
Может пришлёт?