господин никто

Oct 19, 2014 14:08

Посмотрел этот фильм вчера, в первый раз. Если подбирать эпитет, то, пожалуй, фильм - шикарный.
Воннегутовский сюжет, музыка, динамика..
Как в песнях Гребенщикова - отражай переживания через свою жизнь, свои смыслы. Ты - соавтор результата его творчества. И песня, и фильм - про тебя. Появляется твой собственный вкус.

Поразмышляю. У героя возникает две возможности продолжения жизни - в результате невыносимого выбора.
1. Остаться с мамой и с чувством вины перед отцом.
Тут будет и бунт, и отчаяние, и потери. И самонаказание, и постоянный поиск компенсации этого внезапно возникшего дефицита любви и теплоты, освоение своей пустоты, одиночества. И - прощение себя как единственный выход из вакуума мира, лишившего тебя любви. И опора только на свою любовь - без надежды на чудо и невозможность существования без веры.
Вина - чтоб повзрослеть, вымучить свое право на свой выбор и свой способ жить в режиме абсолютной невыносимости своей виновности. И безнадежности. Для виноватых - вера. Надежда - для обиженных.
В этом повороте сюжета герой обречен на вымученную встречу, так и происходит в фильме. И в полете на Марс, и в имени любимой, произнесенном последним словом умирающего старика.

2. Остаться с отцом и с обидой на маму.
"Она меня семь лет не видела, и я ее видеть не хочу".. Герой начинает доказывать свою правильность, свою "хорошесть". С малых лет работает, уходит в изучение научного объяснения мира, ухаживает за отцом - инвалидом. Перерастает сверстников, презирает их увлечения, уходит в себя, изолируется. И никого не любит.
Дальше - или добивается женщины, которая его не любит, обслуживает ее в бессилии перед ее депрессией и самоубийством. При этом он - примерный отец, скромный и благочинный телеведущий научной передачи. Тонет - и в глубине собственной не выраженной обиды и в глубине озера после автокатастрофы. "Я всегда любил рыбу, и не думал, что рыбы будут любить меня.."
Или - женится назло другой на женщине, которую сам не любит, не замечает, не хочет замечать. Зарабатывает кучу денег, большой дом, красивых правильных детей. И погибает от пули киллера, за не свое преступление, погибает за другого. Не своей жизнью жил, и не своей смертью умер.
В обиде, в зависимости от чужой вины - ни жизни своей, ни смерти.

Говорил Георгич - виноватые ближе к любви. Посмотрел этот фильм, снова вспомнил.
"Если все в жизни предрешено, то лучший твой выбор - вообще ничего не делать"..
Вполне возможно, что свою гениальную "азбуку морзе" Шклярский написал, посмотрев этот фильм..
Или - наоборот).
Скоро время назад пойдет.
Элвис новые песни споет.
А то как же..

P.S.
И еще мне подумалось - тоже самое со страной. Если страна считает виноватой себя, то через осмысление, через осознание и отчаяние приходит к собственному росту, своей активности и ответственности. И выкарабкивается из ямы, в которую сама себя загнала. И становится успешной.
Германия, Япония...
Если страна считает себя обиженной - враги кругом, заговор, другие страны виноваты - сами знаете результат. Не буду перечислять названия.

Завидую тем, кто этот фильм еще не смотрел.

Previous post Next post
Up