Северный

May 13, 2021 11:28

Этнографическая экспедиция по Чувашии #чувЭксп

Посёлок находится в левобережной части города Чебоксары и является самой отдаленной частью города в часе езды (43 км) от центра Чебоксар. 1 улица. Население: 470 человек.



В конце 1930-х годов советская страна активно развивается в развитии электрификации. Для этого, в том числе и в Чувашии, вводятся в эксплуатацию торфопредприятия: Шумерлинское, Ядринское и Заволжское. Торф образуется в процессе отмирания и распада болотных растений и используется в энергетике как топливо для производства электроэнергии и тепла на электростанциях. Его прессуют в брикеты, напоминающие кирпичи, что делает его удобным для использования в котлах. Для тяжёлой физической работы по выкапыванию болотного сырья и для валки леса требуются рабочие, желательно колонизированные. Поэтому недалеко от места добычи, в дремучем сосновом лесу, в 13 км от Голодяихи, строят деревянную колонию №6 при заводе имени Чапаева) с участком узкоколейной железной дороги.



После войны сюда привозят пленных немецких офицеров и женщин из Кёнигсберга, жён репрессированных польских офицеров, воевавших на стороне Германии. Из них образуют рабочий батальон. Увозят пленных через год, в августе 1946 года, за исключением примерно 200 человек, умерших от голода и наказаний.



Колонию закрывают. В 1959 году принимается решение о строительстве в Заволжье торфобрикетного завода (переименованного вскоре в Когуярский). Узкоколейная железная дорога обеспечивает доставку торфа от места добычи до торфобрикетного завода. На месте бараков каторжников возле завода строят домики покрепче. Так постепенно возникает небольшое поселение. В апреле 1964 года ему присваивается название посёлок «Северный». В России каторжников традиционно отправляют на север, работать в далёких тяжёлых условиях, поэтому название стало символичным и до 1978 года поселение не указывается на картах Чувашии.



Самостоятельное Когуярское торфопредприятие вскоре объединяют с предприятием посёлка Октябрьский. Но производство топливного торфа значительно снижается, когда закрывается Заволжская ТЭС (с 1961 года начался процесс объединения электрических сетей региона в единую сеть), один из основных потребителей топливного торфа в Чувашии. С 1970-х годов основной продукцией торфопредприятия становятся брикеты для удобрения полей. В посёлке работает контора по заготовкам грибов, ягод, лекарственных трав. В 1978 году разросшийся посёлок появляется на картах.

Карта Чувашии 1978


В 2002 году на торфополе происходит авария: мотовоз вместе с вагонами сходит с рельсов. Старое оборудование приходит в негодность. В 2005 году торфобрикетный завод полностью закрывается, узкоколейную железную дорогу разбирают и с подвижным составом сдают на металлолом. С этого момента в Чувашской республике не остаётся ни одной узкоколейной железной дороги.

2002


В августе 2010 года леса Заволжья полыхают в большом пожаре с температурой до 40 градусов в тени. Горит огромная площадь марийского леса. Пожар стихийно приближается к посёлку и успевает сжечь 2 дома на краю.

фото Валерий Тимофеев, 2010 /Cheb.ru


В организованном штабе пожаротушения, жители роют рвы вокруг посёлка, запасаются водой и дружным сопротивлением, связанные общей бедой, отвоёвывают посёлок от огненного гигантского дракона. В результате пожар обтекает посёлок вокруг, продолжая стирать лес. На снимке со спутника видно, насколько большим радиусом посёлок отделён от мира лесом, а серое, уходящее вверх пятно вокруг него - сгоревший лес.



С того времени вокруг просёлка на многие километры простирается выгоревшая степь с торчащими безжизненными кольями.

2017




С 2011 года жители посёлка и приезжающие сюда активисты регулярно сажают здесь молодые сосенки, которые неплохо вытянулись за десять лет.



Подрастает берёзовый молодняк



Маршрутка из Сосновки приезжает сюда 6 рейсов в день. Остановочный павильон местные жители используют под торговую палатку - это импровизированный местный вещевой магазин (магазинов одежды и хозяйственных в посёлке нет, авт.)





Сегодня здесь висит зеркало





На краю поселка сохранились останки бывшего Когуяр­ского торфобрикетного завода. Здание выглядит, будто его бомбили истребители.



Забраться на второй и третий этажи не предоставляется возможности. На обломках места былой трудовой славы вырастает местная детвора.











С другой стороны от завода делают лего из сруба на продажу. В воздухе стоит крепкий аромат свежей спиленной древесины.





В посёлке одна улица с одним магазином. Продовольственный магазин небольшой и аккуратный, в нём принимают карты.



Напротив магазина - кочегарка, отапливающая весь посёлок. Сейчас она топит уже углем, а не торфом, как ранее.









В посёлке можно снимать фильмы про советские послевоенные 1950-е.













Больше в посёлке нет ничего.





Дети жителей предоставлены самой природе. Есть две детских площадки. Малая на окраине, с отслужившими качелями.



И большая на улице, с тоже отслужившими качелями.





Современные качели не выдерживают энергии детей, зато здесь до сих пор жива и прекрасно работает карусель 60-70-х годов. Она сделана с большой любовью и вниманием к деталям. Эта карусель является уникальной достопримечательностью, местным памятником. (никаких памятников и инсталляций в посёлке нет, авт.)





Недавно на центральной улице появились новые заборы. Вместо крепких и красивых и аутентичных, подходящих окружающей атмосфере деревянных, чиновники привезли уродливые железные клетки.





Административным пиджакам даже в голову не пришло опросить жителей, нужен ли им новый забор, тот что хуже прежнего. Шаг прутьев нового забора больше и теперь в палисадник перед домом лазят козы и портят цветы. Прежний деревянный забор имел практичное применение и абсолютно органично вписывался в стиль улицы.



Здесь дорожку обрамляли два высаженных дерева. Для этих деревьев были сварены из металла круглые декоративные ограждения (видимо тем же мастером, что сделал карусель).



Тарелки







Прекрасный декоративный забор, выполненный с душой.



Жители, ради Бога, не позволяйте заменять его на зелёную клетку. Отстаивайте ту малую красоту, что у вас осталась и гоните вредителей ссаными тряпками подальше от ваших прекрасных жилищ.





Многоэтажный скворечник





Народные просьбы

Сейчас в посёлке не осталось никаких заведений. Есть только магазин и небольшой медпункт. Скорая, пожарная, полиция добираются сюда из ближайшей Сосновки за 40 минут.



Необходимо организовать трудоустройство населения
Ранее наряду с торфопредприятием работал пункт приёма ягод, лекарственных трав (папоротника, чистотела, ландыша), грибов (строчков-сморчков, груздей, лисичек, белых). Грибы несли семьями до глубокой ночи. Сейчас пустуют административные здания школы, садика. Продолжает разрушаться здание завода. Было бы здорово организовать здесь небольшой заводик по переработке макулатуры, батареек, либо фабрику по производству ДСП (от стружки и опилок срубов), мебели и т.д.

Нужен детский сад
Садик был, но его закрыли из-за нерентабельного обслуживания здания. Теперь многие дети селян не получают социального воспитания. Необходимо нанять воспитателей и организовать частную группу детсада, либо ежедневно возить детей в Сосновку.





Школы тут тоже нет, но за детьми постарше приезжает сосновский школьный автобус .

Нужна баня
Городскую баню закрыли, теперь конечно жители испытывают неудобство. Ну а об остальном и просить нелепо - этого нет даже в более развитой Сосновке.





Забытый Богом посёлок в сгоревшем лесу, в радиусе 13-ти километров до ближайшей цивилизации. Аутентичный провинциальный Северный, словно неоткрытое на карте поселение в глубоких джунглях. Здесь живут простые добрые люди с оглядкой на прошлое и с надеждой на лучшее будущее.

Заплатанная дорога зовёт в обратный путь.



С пожарной вышки открывается вид на молодой лес









- Прощай, Северный!
Здоровья тебе и процветания! Желаю, чтобы просьбы селян сбылись скорейшим и наилучшим образом. Да не коснутся тебя новые заборы и руки жадных до денег, вредителей.

северный, чебоксары, #чувЭксп, чувэксп

Previous post
Up