Этнографическая экспедиция по Чувашии #чувЭксп
Сельское поселение Ядринского района. Расположено в часе езды от центра Чебоксар (50 км). Население: 730 человек.
Поселение на этих красивых холмах возникает примерно в 15 веке. Люди селятся в лесистые места юго-западнее нынешнего положения села, но здесь оказывается мало родников и вскоре семьи покидают это место, кочуя дальше. Новые кочевники находят здесь лишь оставшиеся изгороди - «пуш карта» (пустая изгородь, чув.). Так по одной версии и происходит название деревни - «Пушкăрт». По другой версии названия происходит от «пошкыртъ» (башкир, чув.) - вроде бы как в 16 веке охранником здешнего леса служил какой-то башкир.
Поселение состоит в составе Горно-Марийской волости, в конце 18 века создаются учредительные волостные правления и в Малокарачкинскую волость входят близлежащие, как чувашские, так и горномарийские деревни. В 1919 году Малокарачкинская волость попадает в состав Козьмодемьянского уезда Казанской губернии, а со следующего года входит в Ядринский уезд Чувашской Автономной области. Образованный в 20-х годах колхоз называют «Заря», затем переименовывают в «Новый путь», а после - «Родина». Двухэтажное деревянное здание правления строят с пожарной каланчой.
В 1928 году в селе организуется промыслово-кооперативная строчевышивальная артель «Тĕрлекен» (вышивальщица, чув.), одна из первых женских артелей в Чувашии. Организатором её выступает преподаватель Серафима Скорнякова. Для артели в 1932 году возводят самое большое здание в селе.
Мастерицы вышивают салфетки, скатерти, рубашки, женские блузки и платья, детские рубашки и фартуки. Изделия экспортируются в Европу, Америку, и страны Ближнего Востока. Сюда устраиваются мастерицы из соседних, в том числе марийских деревнь прямо за холмом (здесь Чувашия граничит с Марийской Республикой). Марийки влюбляются в здешних чувашских парней и остаются жить в селе. В 1960 году артель «Тĕрлекен» объединяется с артелями «Дружба» и «Знамя труда» в одну проматрель «Слава».
В 60-х добровольцами собирается большой хор и танцевальная группа, получающая первые места не только по республиканским фестивалям, но и в ноябре 1964 года участвует на столичном Всероссийском смотре сельской художественной самодеятельности и выступление транслируется по центральному телевидению.
В 90-х колхоз разваливается и начинается запустение. Многие семьи остаются без заработка и уезжают работать в Чебоксары, а молодёжь (в общей массе) и подавно. Теперь здесь тишина и природное спокойствие.
Сторона дома обита металлическими заржавленными листами.
Доска объявлений с вечно враждующими покупателями скота. Одни постоянно закрашивают телефоны других и приписывают свои цифры.
Когда-то здесь работал колхозный автопарк сельскохозяйственной техники. Когда Союз пал, это наследие вдруг стало абсолютно ненужным. Скелеты больших ржавых «динозавров», разбросанные тут и там, зарастая травой врастают в землю.
Тут же стоит накренившийся скелет советского автобуса КАвЗ-685, курганской «буханки» начала 80-х.
Кабина автобуса напоминает морду доброй коровы
Склады заросли бурьяном
Красивый дом с изумительными резными наличниками
Жители развлекаются, создавая «тропический рай» из мусора
Обычный с виду деревянный дом оказывается изумительным произведением искусства. Мастерская работа резчиков сказывается не только на кружевных полотнах наличников, но и на чердачном фасаде, являясь иллюстрированной сказкой.
Это изображение русской народной сказки
«Лиса и журавль», как разные по значению и мировоззрению существа «угощали» друг друга.
Невероятная детальная работа. Сверху на причелинах два воркующих голубка, ниже голуби чередующиеся через доску, на наличнике чердачного невероятной красоты окна - белки протягивают орехи, а снизу под окном - бегут волки. Невероятная ювелирная мастерская работа.
Далее попадаются деревянные дома на каменном кирпичном фундаменте.
Пластик победил наличники, а они по всей видимости были исключительные, судя по мастерской, практически кружевной, резьбе причелин и карниза крыши.
Деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери (1865), к сожалению закрыта.
Ворота школы украшены срезанными донышками баклашек
Из мусора сделана красота
Напротив школы - заброшенное одноэтажное здание, постройки 60-х, принадлежавшее ранее детскому саду, а затем, рабочей столовой колхоза «Заря». Только табличка и осталась.
После распада колхоза, здание оказалось ничьим, затем в нём провалилась крыша и от проникающей сырости стал гнить пол. Денег на ремонт не было и интерьер здания постепенно был растащен на хозяйственный материал. Теперь здесь «Припять».
Здесь великолепные текстурные гипсовые плиты потолков и стен (в каждом помещении разные). Вот с какой ответственностью и любовью люди подходили к отделке обычного сельского детсада. В молодое поколение уже закладывали вкус к прекрасному. Восстановите, и не разрушайте пожалуйста собственное культурное наследие.
Идём дальше…
Открыточные пейзажи греют душу
За теми эльфийскими холмами разливается марийский край
Лайфхак как полить огород от водокачки
И снова останки былой цивилизации
До нашего автобуса остаётся два часа и мы возвращаемся в автобус-инсталляцию. Подобные автобусы до сих пор ходят в некоторые глухие деревни за тридевять холмов. Нам предстоит там вскоре побывать, а пока…
- Прощай, Малое Карачкино!
Спасибо Филипповой Веронике Михайловне и Яковлевой Алевтине Ивановне, работникам Малокарачкинской библиотеки, и жителям села за предоставленный фотоматериал и содействие в написании статьи.