Итак очередной раз Deep Purple проехались по России и СНГ. 23 марта мне третий раз удалось их увидеть. Традиционно всё в том же Олимпийском. Восторг конечно, но... Жизнь показывает, что и восторг может быть неоднозначным.
Уже набросав черновик этого поста, я нашел на deep-purple.ru
эту статью. Статья, несмотря на свою эмоциональность, в целом правдивая. Стоит лишь делать поправку на то, что писал восторженный фанат Дипов :) Он поставил 5+. Я тоже ставлю пять. Без минуса, но и без плюса. Но по порядку.
Организация концерта понравилась. Прошлый раз (2006 год) мы с отцом отстояли огромную очередь. Сейчас всё было гораздо оперативнее. Пройдя в Олимпийский, выпив кофейку, мы опять таки с отцом, а на этот раз и с братом Серегой, удивились, услышав музыку из зала уже в 19 часов. Вошли, уселись и успокоились, поняв, что это разогрев. Группа Blast очень качественно исполняла западные хиты. Приятно было послушать профессионалов и настроиться на хард-роковую волну. Выступала команда чуть более получаса. Потом минут двадцать небольших перестановок на сцене и настройки звука. Пеплы вышли почти в восемь, ну и понеслась. Причем не резко, а разгоняясь. А как показал "Made in Japan" почти сорок лет назад, ничто не разгоняет их лучше, чем "Highway Star" . Эти аккорды узнаваемы из тысячи.
"Рабочие" ритм-секции производят впечатление несокрушимых столпов. Время похоже вообще не берет Пейса и Гловера. Первый разве что периодически важно надувает щеки и выдувает воздух из умудренного выражения лица, а в остальном как прежде и еще круче. Роджер, будучи старше барабанщика на три года (первому - 62, второму - 65) , скачет по сцене как сайгак и творит на басу безумные вещи. У него был и сольный выход между Hush и Black Night Не укладывается в голове, что именно они основали хард-роковую машину Deep Purple 40 лет назад. Не удивлюсь, если они будут лабать на 100-летних юбилеях друг у друга :)
Ну а двое, отвечающие за мелодическую составляющую, и вовсе фантастические. Для меня так просто инопланетно фантастические. Ведь достигают же люди таких высот в творчестве и техническом воплощении оного. И что интересно, ответственны за это относительно новопришедшие участники, а не "золотой состав".
Дон Эйри. Пианист-виртуоз. Эх, до чего же хорош!!! Достойнейший продолжатель Лорда, заменивший его в 2002-м году . В отличии от своего академически важного и в чем то торжественного учителя и предшественника, Дон не скрывает эмоций. Во всяком случае его очень живая мимика выражает и подчеркивает то, что он играет. То, что хочет этим сказать. Кстати я был крайне удивлен, узнав, что он ровесник Яна Пейса (оба 1948 года рождения). Был уверен, что ему как минимум столько же, сколько Морсу, а то и меньше. Однако он свежачок, иначе не скажешь. Этому я поразился еще 5 лет назад. Его может унести в соло глубоко и надолго. Или же он может после лирического отступления так дать по низам, что кажется сейчас взорвется аппаратура, а перепонки лопнут. И в этот раз было виртуозное соло-поппури, в которое вошли и родные "Подмосковные вечера". Думаю несложно представить, как взвыл Олимпийский.
Ну и Стиви конечно, о котором я уже немного писал. Невозможно передать, как этот человек делает свое дело. Все, и старые, и новые хиты раскрашены виртуозными гитарными пассажами, как экспромтом, так и вкраплениями узнаваемой классики. Продолжаю утверждать, что Морс, привнеся свежую струю Пеплам, которых здорово колбасило в 90-х от интриг и нестабильности в составе, а как следствие и стилистики, вывел группу на иной уровень, связав классику с современностью. И Дон Эйри, пришедший через 8 лет после Стива (интервал времени кажущийся парой недель в масштабах существования группы), усилил эффект. Кстати
забавный факт я вычитал в Википедии: " По словам Роджера Гловера, 4 оставшихся участника Deep Purple независимо друг от друга составили списки гитаристов, которых они бы хотели видеть в составе группы. Только одно имя оказалось во всех четырёх списках: Стив Морc". Это ли не самый что ни на есть показатель? Уже после концерта я ознакомился подробно с сольным творчеством Стива Морса, и теперь желание увидеть живьем Steve Morse band не слабее желания увидеть Роберта Планта или Пеплов еще раз. Вобщем не раз я еще напишу об этом человеке, заслуженно включенном в сотню величайших гитаристов планеты.
На самом деле всё вышенаписанное - не есть какой-то яростный восторг с целью нахвалить кумиров любой ценой. Но поверьте, от инструментального мастерства Deep Purple, да равно как и от всего шоу, что они устраивают, может снести голову. Мой отец, отнюдь не сноб кстати, еще в 2006-м выйдя из Олимпийского проговорил: "Надо многим нашим групкам и ансамблям ходить на такие концерты, дабы осознать весь тщет своей деятельности". Я тоже не сноб и тем не менее во многом с ним согласен.
Вам кажется за всем этим мы кого то забыли? Всё верно. Яна Гиллана я оставил под конец. Именно потому, что Янчик и явился тем, что заставило задуматься. От этого немного грустно, но что поделать. Возраст берет свое и даже лучший хард-роковый вокал мира с годами не молодеет. И после пятилетнего перерыва мы увидели не совсем то, что ожидали увидеть.
Суть в том, что с самого начала и очень долго мы не могли понять: пьян вокалист или же ему нехорошо. В пользу первого склоняли во-первых странные неуверенные движения. Отец сразу провел аналогию с пьяным танцующим Ельциным в Германии. Во-вторых постоянные (по 2 - 3 раза за песню) уходы за ширму, что стояла за барабанной установкой. Фактически половину времени Гиллана не было на сцене. И третье, что конечно расстраивало больше всего - Ян старательно избегал своих фирменных высоких нот. Он конечно старался, напрягался, пытался их чем то заменить, да и Стив тонко чувствуя обстановку брал в нужный момент ноту таким образом, что пение струны и голоса, сливаясь воедино, компенсировало недостатки последнего, но блин... Впрочем смотрим заглавную вещь сет-листа:
Click to view
Одна из самых известных вещей Дипов и кто знаком с творчеством группы прекрасно знает, где именно и какие ноты Ян здесь просто напросто проглотил. Достаточно дослушать до первого припева. Не просто проглотил, а перешел с пения на речитатив. И так практически в каждой песне. Несколько раз казалось, что вот оно - распелся. Даже здесь он постарался пару раз звучать в унисон с Морсом. Однако нет. Ян не взял ни одной своей фирменной ноты. И это минус. Хорошо, что в большинстве вещей достаточно длинные соло, позволявшие Гиллану безболезненно отлучаться за ширму более двадцати раз. Да и сами видите, как работают музыканты. Неоднократно, как бы предвосхищая неизбежное, гитара Стива взвывала и льющийся звук, сливаясь с голосом избавлял от желания закрыть глаза и вжать голову с мыслью "Не возьмет", но.. Гитара Морса - это всего лишь его гитара, и хвала Стиви, как суперпрофи. А высочайшая планка, которую сам Гиллан и задал мировому рок'н'роллу в 70-х, на которой воспитаны целая школа последователей, похоже для него самого стала недостижима. Какой уж тут "Child in Time" теперь :(
Но уже позже, просматривая юбилейный концерт Газпрома 2008 года, концерт с симфоническим оркестром 2010-го и питерское выступление в рамках этого же турне, что состоялось двумя днями раньше, я понял, что вряд ли Ян был пьян. Ибо везде почти одно и то же. Еще позже появилась информация, что из-за проблем с ногой Гиллан провел концерт в Москве на обезболивающем, а через два дня в Киеве уже практически не уходил со сцены. Я охотно в это верю. Во-первых походка, о которой уже говорилось. И кстати говоря на странности его движений на сцене я обратил внимание, просматривая концерт с симфоническим оркестром в Петербурге в 2010-м году. Понятно, что фронтмэну неуютно было на фоне бешеной динамики демонстрировать публике этот внешний "диссонанс". Наверно в этом и причина постоянных уходов за ширму. Во-вторых проблемный вокал на разных выступлениях разных годов, начиная где-то с 2008-го. Ну а в-третьих может я и наивен, но я слабо представляю ситуацию: вот днем теплая встреча и задушевная беседа с президентом Медведевым, затем автограф-сессия, а потом вокалист быстро нажирается и на сцену? Что-то в этом неестественное. Делаю вывод, что с наибольшей степенью вероятности Москва увидела постаревший вокал Яна Гиллана в сочетании с его физической болью в тот момент.
Вот еще одно видео."Lazy" - опять таки хит сорокалетней закалки. Начало показывает описанную выше живость и энергетику клавишника Дона и гитариста Стива. А потом снимающий как специально надолго упирается в лицо Яну. Вам не кажется, что после упорных стараний вначале, в определенный момент у него просто кончились силы? Неужели действительно анальгетики?
Click to view
Какие я делаю для себя выводы. Вся эта ситуация ничуть не уменьшила моего уважения и огромной любви ни к Deep Purple, ни лично к Гиллану. Про мастерство музыкантов уже и говорить излишне, а Ян... Во-первых здоровья ему. Всякое в жизни случается, а уж тем более к 65-ти годам. И ведь все равно он старался. Как мог. А коллеги поддерживали. Не знаю, навсегда ли канули в бездну его режущие перепонки фальцеты, но это вполне допустимо и объяснимо. Гитарист, пианист, да практически любой инструменталист чаще всего умирает на пике своей карьеры и мастерства, потому что всю жизнь только и делает, что совершенствуется. А вокал - совсем "иная епархия", напрямую зависящая от возраста и здоровья. А потом не забываем, что Ян сам задал эту планку, взял её и взрастил не одно поколение учеников. Он сам всё это это создал в начале уже далеких, но таких близких семидесятых. И я, как его поклонник, нынче принимаю любой из возможных вариантов развития событий. Возможно Пеплы подберут нового вокалиста и пусть так и будет. Был же когда то в составе Ковердэйл и есть несколько довольно таки сильных альбомов с его участием. Был правда и глэмовый Тёрнер, но неудачный опыт - тоже опыт. Тот же Блэкмор тоже до поры до времени казался незаменимым. Дипы давно не мальчики и имеют право выбирать, хотя уровень Гиллана - это не огого, а ОГОГО! А сам Ян пусть живет, здравствует (вот этого особенно хочется), делает сольные проекты да принимает участие в юбилейных и прочих знаковых шоу Темно-Пурпурных. А возможно ничего не изменится и Гиллан еще годы пропоет в группе. Не знаю, лучший ли это сценарий, но я готов и на это сделать поправку. Ради содержания. Ради исполнительского уровня великого коллектива. Ради Морса, Эйри, Гловера и Пейса в конце концов. Да и мне, как зрителю, не обидно. Я дважды видел свежего порхающего Великого Вокалиста на сцене и никогда этого не забуду.
Ну и под конец ролик, где в полной мере раскрывается последний концерт. Здесь, помимо прочего, солирует король рок-басистов - Роджер Гловер.
Click to view
Спросите, пойду ли я вновь на концерт Deep Purple при первой возможности? Пойду при любом раскладе. Учитывая все факторы и делая на них поправки.