Минуло ровно пять месяцев с момента возвращения в Москву, а эмоции по сей день не утихли. Да и вряд-ли это случится в обозримом будущем. Ибо что может быть более волнительным для путешественника, чем отправляться куда-то, что доселе видел только на картинках. Что может быть более будоражащим для фаната железной дороги, как не сама железная дорога. Особенно если она уникальна или хотя бы в чём-то нова для него. Что может быть более невыносимо притягательным для любителя авиации, чем сам полет. Особенно дальний и долгий. А теперь представьте состояние человека, обуреваемого всеми перечисленными страстями и поймете, сколь ожидаемым был день старта экспедиции. Не знаю сколь хороша или нехороша эта странная традиция вложить в один месяц весь бурлящий котел положительных эмоций, оставив сухой остаток проблем на последующий период времени. И не то чтобы таким образом происходит жизненное планирование, просто за высотами зачастую следуют провалы. И наоборот. Видимо проявления законов равновесия и сохранения энергии. Законов, для которых нет исключений. Законов, работающих всегда, но реализуемых каждым по-своему. Но оставим в покое диалектику и общую физику, отмотав пленку назад.
Итак вылетали мы 4-го числа. Петр Плотников, прибыв из Волгограда, встретил меня в зале Аэроэкспресса на Белорусском. Игорь Жгутов ждал в Шереметьево. 330-й Эйрбас VQ-BNS "А. Бакулев" забился под завязку. Надо сказать я был не в особом восторге от компоновки самолета. Может всего лишь эффект ожидания на фоне хвалебных отзывов об А-330, как об одном из самых комфортных самолетов. А может дело в том, что Бакулев единственный в парке Аэрофлота конфигурации C36+Y265. Нет, по всему видно, что самолет новый и всё в нем устроено с иголочки. Можно списать на мою комплекцию, однако и миниатюрный Жгутов морщился и соглашался, что 320-е у нацперевозчика посвободнее и поудобнее. В-общем за 8 часов изрядно устали от того, что соседи спереди, держа клетки с кошками на коленях, постоянно откидывали спинки назад. Не рассчитали мы и времени года, взяв при регистрации левый ряд. Полярный день, в зоне которого мы летели где-то половину пути, обернулся лупящим в иллюминатор солнцем, что изрядно доставало. При всем при этом восьмичасовой перелет прошел легче и как будто быстрее, чем 2 года назад. Кормили отменно, система развлечений также не давала скучать. Слушал ZZ -Top и смотрел кино. Материк остался позади, под крылом блестел Татарский пролив, а спустя минут двадцать показался величественный горный Сахалин, простиравшийся с север-северо-запада юг-юго-восток. Вскоре сели в аэропорту Хомутово. В Южно-Сахалинске было туманно. Зал прилета традиционно для России маленький, что особенно ощущается по прилету широкофюзеляжника. Народу битком, к багажу пробиться проблематично.
Некоторую нервозность создала ситуация с прокатной машиной. Nissan X-Trail был забронирован за полгода, причем заказ неоднократно уточнялся. Первый сбой произошел еще в Москве, когда выяснилось что бронь сгорела из-за того, что до меня банально не дозвонились. Не беда, сконвертировали на Qashqai+2. Вслед за этим сахалинская контора занервничала по поводу нашего маршрута по острову. Мол "не вздумайте ехать в Чехов и Томари, там дороги нет, она только на картах, ходят только грузовики летом, траляля..." Не стал и тут пылить, пообещав скорректировать план. И зря, ибо в маршрут был внесен элемент хаоса, а дороги оказались вполне проезжими. И вот спустя два дня прилетаем в Южно-Сахалинск и вновь по причине недозвона машину задерживают на час. Всё это стало надоедать и получив авто в 11 часов вместо обещанных 10-ти, уклонившись от прямого ответа про маршрут, быстро подписав документы и обратив внимание агента проката на повреждения кузова (оказывается эксплуатировавшие около полугода итальянцы, счищали с снег с машины лопатой), понеслись в сторону Корсакова. Воистину описания всяких досадных мелочей всегда занимают львиную часть повествования. Над отойти от этого, ибо выглянуло солнце и автовояж по острову Сахалин начался.
Итак, в первый день пребывания, 5 июля, посетили город Корсаков и проехались вдоль линии Корсаков - Южно-Сахалинск. На самой станции стояли составы и осуществлял маневры одинокий ТГ16-039. Море в той части острова, а точнее залив Аннива, весьма грязное. Вернувшись в обед в областной центр наконец познакомились с Сергеем Дащинским - пресс-секретарем Сахалинского региона ДВЖД. Фантастический человек!!! Веселый, увлеченный, обожающий путешественников, походник и фотолюбитель. Провел нас по городу, на станцию и в депо. Ох уж этот депошный зоопарк колеи 1067 мм! Списанные ТГ22. Рядом уйма ТГ16, как обычных таки после уссурийской модернизации, как списанных, так и действующих. И конечно же японские дизель-поезда Д2. После депо поехали на восточный остаток разобранной линии Южно-Сахалинск - Холмск - действующую ветку на Новодеревенскую. Бесподобно красивая линия, особенно старый японский виадук. Увы на главном ходу нас ждал неплохой траффик и решено было пожертвовать новодеревенским дизелем ради этого. Заехали в Сокол, затем переместились на перегон Сокол - Долинск, где поймали наш первый пассажирский - 603-й Южно-Сахалинск - Ноглики. Ландшафт от Южно-Сахалинска до Долинска очень напоминает нашу лесостепную зону. Но Сахалин тем и примечателен, что и местность, и климат способны меняться за считанные минуты. Перегон Долинск - Советское-Сахалинское уже иной. Густая влаголюбивая растительность и люпины, люпины, люпины... Здесь у моста через Найбу продублировали 603-й, затем сняли короткий 602-й с Тымовска и двухвагонный Д2 на Томари. Однако самый крепкий эстетический шок готовил перегон Углезаводск - Быков (линия Сокол - Быков). Деревошпальный путь, практически теряющийся в "индийских" джунглях, горный задний план и вечерний туман над всем этим ландшафтом. Настоящие тропики! И конечно выкарабкивающийся из густых чипыжей дизель-поезд, который запечатлен на одном из лучших (субъективно) кадров всей поездки
Последняя неприятность, связанная с прокатной машиной обнаружилась непосредственно перед "переходом" через перевал, т.е. при выезде на Холмск. У Кашкая всего-навсего не работал ближний свет. За рулем тем временем оказался Петр, т.к. меня после ночи в самолете и целого дня езды начало вырубать. В итоге сочетая противотуманки, габаритные огни и дальний свет преодолели перевальный серпантин и достигли Холмска. Гостиница "Холмск" по соотношению цена/качество весьма посредственная. Проще гояоря совок совком. С другой стороны гостиниц в городе минимум четыре штуки и есть из чего выбрать. Последним досадным событием этого напряженного недосыпом дня явилась банка цикория, раздавленная и высыпавшаяся в нижнем клапане моего абсолютно нового рюкзака. Гигроскопичный цикорий разумеется напитал воды из влажного морского воздуха и превратился в коричневую мажущуюся пасту, оттереть которую абсолютно невозможно. Клапан в итоге стал пригоден только для крепко завязанных пакетов с грязным бельем. Поблагодарив Бога за то, что цикорий лежал не в основном объемном отделении, я наконец-то лег спать.
ТОП-10 от 5 июля
Полярный день и река Обь в нижнем течении
Привокзальный сквер и вокзал Южно-Сахалинска
Весь набор подвижного состава в депо Южно-Сахалинск
Виадук японской постройки на линии Южно-Сахалинск - Новодеревенская
ТГ16-052 с поездом №603 Ю-Сахалинск - Ноглики на перегоне Долинск - Советское-Сахалинское
Иллюстрируя быструю смену погоды на острове этот же 603-й поезд на мосту через р. Найба на фоне надвигающегося тумана.
Люпины. Там же, у перегона Долинск - Советское-Сахалинское
ТГ16-073 с коротеньким поездом №602 Тымовск - Южно-Сахалинск на том же мосту через Найбу. Перегон Советское-Сахалинское - Долинск.
"Индийские джунгли" в районе Углезаводска
"Тропическая" дремучесть линии Сокол - Быков, перегон Углезаводск - Быков
Выползающий из зарослей пригородный дизель-поезд Д2-004/005, перегон Углезаводск - Быков
День второй, а именно 6 июля, был посвящен окрестностям портового города Холмска и выдался очень плодотворным. С утра поехали на Холмск-Сортировочный, поймав по дороге контейнерный грузовой. Помимо путей узла колеи 1067 мм на берегу Татарского пролива несколько путей колеи 1520, уходящих в холмский порт. Пути без наката, на них лишь одинокий состав из рефрижераторов. Последний в утреннем тумане смотрелся совершенно мистически. Сняли по станции проследовавший пригородный дизель-поезд Чехов - Николайчук, а вскоре ловили его уже на николайчукской ветке на пути назад. Перед приездом Сереги Дащинского в Холмск и походом к виадуку "Чертов мост" успели съездить в Невельск. Посмотрели город, вокзал, станцию, пообедали, послушали дикий трагический рёв морских котиков на пирсах :) Город действительно производит впечатление курортного, чуток не хватает аккуратности быть может. Ну а после возвращаемся в Холмск, подхватываем нашего пресс-секретаря и едем по грунтовке к Тайному водохранилищу, по берегу которого и петляет железная дорога на Николайчук - западный тупиковый отрезок разобранной линии Южно-Сахалинск - Холмск, действующий участок которого заканчивается на 77 км, а рельсы упираются в тупик перед Чертовым мостом - легендарным виадуком в петле перед перевалом.. Про красоту этих мест говорить излишне. Недаром в пору своего существования линия считалась красивейшей в СССР. Сравнится с ней может разве что Северомуйский обход БАМа. Даром что и там, и там "Чертов мост" :) Поэтому сняв ползущий по берегу как черепаха Д2-008/009 в обоих направлениях, компания двинулась по мокрой узкой грунтовке к дачам близ 77 километра. Вот тут-то Кашкай показал себя во всей красе. Конечно колеи здесь совсем не тракторные, а речки неглубокие, но не стоит забывать, что были мы не на Дефендере или Крузере, а на скромном кроссовере. Без сучка и задоринки доехали до конца проезжей дороги, взобрались на железнодорожную насыпь и три километра пешочком по шпалам и ржавым рельсам без наката. Петляющая железка, горный пейзаж и река Тый внизу. А потом тупик, портал тоннеля в нижней части разобранной петли и фантастической красоты виадук в её верхней части. Здесь опять-таки излишне что-либо комментировать. Казалось бы всё напрвшивается на то, чтобы организовать туристический бизнес в этих местах с ретро-поездами, но мы живем не в той стране... В-общем оставалось закрепить и без того незабываемые впечатления снимками, вернуться в Холмск, поужинать в пиццерии и лечь спать.
ТОП-10 от 6 июля
Дизель-поезд Д2-008/009 на ст. Холмск-Сортировочный. Пригородный на Николайчук.
Пути широкой колеи на берегу татарского пролива и небольшой грузовой состав
Станция и город Невельск
Знакомый уже дизель Д2-008/009 следует по берегу Тайного водохранилища, линия Холмск-Сортировочный - Николайчук - 77 км.
Тот же сюжет полминуты спустя
О.п. 77 км. и конец действующего участка линии Южно-Сахалинск - Холмск, бывший перегон Камышево-Сахалинское - Холмск-Сортировочный
Путь без наката, разобранная линия Южно-Сахалинск - Холмск, бывший перегон Камышево-Сахалинское - Холмск-Сортировочный
Виадук "Чёртов мост" в верхней части петли, бывший перегоне Холмск-Сортировочный - Камышево-Сахалинское
Портал тоннеля в нижней части петли и виадук в верхней. Между ними внутри горы закрученный спиралью путь, проходящий два тоннеля подряд.
Вид с виадука на перегон, тупик и портал тоннеля
На третий день, 7 июля, наметили традиционный обряд ферроэквинологов - гонка за поездом. Причем гонка сложносочиненная. В том смысле, что хотелось и погонять поезд, и снять в разных местах, и испытать доселе неведомый нам подвижной состав в качестве пассажиров. Поэтому помчались с раннего утра в сторону Чехова. Над берегом висел классический утренний сахалинский туман. Из Чехова в Николайчук мачался наш вчерашний знакомый Д2-008/009. Первый снимок сделали на перегоне Пионеры-Сахалинские - Холмск-Северный чуть севернее Яблочного. Степной пейзаж здесь просто великолепен. Второй раз догнали несколькими километрами южнее. А уже на Холмске-Северном в третий раз, после чего оставив машину у вокзала, сели в длинный раскачивающийся вагон и поехали себе через весь город Холмск и далее в Николайчук. Над освещенным утренним солнцем Тайным водохранилищем рассеивался поднимаясь туман. Величественное зрелище! Прогулялись за водичкой на 77 километре, плодотворно пообщались с помощником дизель-поезда и назад. Несколько часов было выделено на плотный обед, осмотр города Холмск, который произвел очень хорошее впечатление (традиционно за исключением пошарпанной краски домов), порта, паромной переправы со стоящими у причала величествеными паромами "Сахалин-7" и "Сахалин-8" и станций. Ну а потом направляемся на восточное побережье. Только сейчас, при свете дня, я смог в полной мере оценить перевальный серпантин. Воистину Петька - герой. Ехал здесь ночью практически без света. Спустя час вновь Южно-Сахалинск и теперь курс на север. Быстро пролетев уже знакомые Сокол и Долинск, выезжаем к морю. Вот это виды так виды! В отличие от слегка хмурой атмосферы и специфического запаха водорослей околохолмского побережья, здесь настоящая курортная зона. Синее с бирюзой море, песок, на пляже джипы, мамы-папы с детьми, девушки в купальниках. Вода в начале июля весьма бодрящая и поэтому мы не рискнули лезть. Ну а местные видать закаленные. Отсюда хорошо видно мыс и горы близ Взморья. Поэтому насладившись пляжной романтикой и выдув из термоса весь чай, едем туда. Очень приятный поселок, важная станция Сахалинской ЖД, ПТОЛ. Добрая дежурная, снабдившая необходимой справочной информацией. Осмотревшись двигаем севернее, в направлении Арсентьевки. От столицы региона всего сотня километров, а совершенно иной ландшафт. После южно-сахалинской "средней полосы", здесь если не Кавказ, то уж как минимум Сихотэ-Алинь. Сняли пятящийся вагоном вперед ТГ16 с дефектоскопом, потом тымовский пассажирский на юг и ногликовский на север. А под занавес солнечного дня десерт - томаринский пригородный на фоне моря. Ночуем в Долинске в замечательной гостинице с незатейливым советским названием "Юбилейная". Прекрасный отель после холмского "дома колхозника". И сам городок чист и аккуратен.
ТОП-10 от 7 июля
И снова тот же Д2-008/009 на перегоне Пионеры-Сахалинские - Холмск-Северный. Пригородный Чехов - Николайчук.
Водохранилище Тайное в утреннем тумане
Наш любимый дизель на конечной - о.п. 77 км
Маяк в Холмске, Татарский пролив
Грузопассажирские железнодорожные парому "Сахалин-7" и "Сахалин-8"
Недействующий мост-виадук через р. Тиобут, разобранный перегон Камышево-Сахалинское - Чапланово
Пляж на берегу Охотского моря и местные девушки, севернее Долинска
ТГ16-026 с уже знакомым коротким поездом №602 Тымовск - Южно-Сахалинск, перегон Арсентьевка - Взморье
ТГ16-052 с поездом №603 Южно-Сахалинск - Ноглики, перегон Взморье - Арсеньевка
Побережье Охотского моря между Долинском и Взморьем
Оставался последний четвертый день. Погода была чудеснейшая. И бывает же такое на Сахалине, известном своими циклонами, туманами и дождями! Позавтракали и вновь в северном направлении. Недалеко от Долинска сняли утренний пассажирский из Ногликов, который красиво смотрелся по солнышку на фоне зелени. К моменту, как мы достигли Взморья, утреннее светило палило на полную катушку. По станции маневрировал зеленый ТГ16-035. Голубенький 060 стоял на экипировке. Дежурная подсказала примерный трафик на ближайшие часы. Не торопясь подъехав в горловину поймали сняли резерв ТГ16-088. И теперь нам предстояла очередная гонка за поездом. Известны были некоторые параметры и примерное время отправления со Взморья на Южно-Сахалинск. Посему засели в красивом месте южнее поселка и вот он - 58 вагонов весом 4257 тонн и сплотка наших знакомых 035 и 060 в голове. Не такой уж частый случай на Сахалинской ЖД. Как шикарно смотрится тяжеловес на фоне гор. И сколько изумления в глазах бригады :) Теперь Петька за руль, а я справа от него с фотоаппаратом. Идем параллельно локомотивам и снимаем. Кадр два. И последний штрих уже ближе к Советскому - кадр три на прямом плоском участке. Кайф! Теперь графиковое пассажирское движение намечалось ближе к вечеру, а неудовлетворенность от непосещения Томари и Ильинска не давала покоя. И ведь преодолеть то короткий тридцатикилометровый перешеек, но что там с дорогой... А и черт с ним! Плюнули, да поехали. И какого черта автопрокатчики запудрили нам головы? Нормальная плотная грунтовая дорога, по которой летом можно идти 60-80 км/ч. Грунтовка петляла вместе с железнодорожной веткой Ильинск - Арсентьевка и через полчаса мы выехали на западное побережье. Какой однако контраст с пейзажем сегодняшнего утра! После "гавайского" солнца и песчаных долинско-взморьевских пляжей здесь обрывы и суровый штормящий Татарский пролив. Надо сказать, что населенные пункты внешне здесь куда более напоминают классическое советское наследие, т.е. тот самый далекий Сахалин, о котором мы привыкли слышать видеть на фотографиях. Томари и Ильинск в этом смысле абсолютно типичны. Старые низкие пошарпаные дома, ничего радующего глаз. На участке Томари - Ильинск - Арсентьевка было технологическое окно. Оставалось насладиться видами побережья, осмотреть окрестности, заехать на станции, аккуратно сфотографировать один из тоннелей перегона Томари - Пензенская да и вертаться назад. Доехали до красивейшей ст. Тихая, расположенной в изумительной горной местности. Станция была полна путейцев и ПМСовских составов. В северной горловине велись работы по перешивке колеи 1067 мм на материковый формат 1520. Снимали короткие шпалы и укладывали длинные для трехниточного пути. Дежурная, зашивающаяся в работе однако отвлеклась поглядеть снимки и польстив тем самым и себе и нам, радостно воскликнула: "Я и не знала, что у нас такая красивая станция!!!" Ну пора уже возвращаться. Не особо торопясь, вдыхая полной грудью последний вечер на великом и влюбившим в себя за четыре дня острове, остановились поужинать во Взморье, по третьему разу сняли пассажирский на Ноглики и пригородный на Томари, помахали на прощание Охотскому морю, после чего легли отсыпаться перед вылетом в долинской гостинице.
ТОП-10 от 8 июля
ТГ16-092 604-м поездом Ноглики - Южно-Сахалинск, перегон Советское-Сахалинское - Долинск
ТГ16-088 прибывает на ст. Взморье
Старый японский пассажирский вагон на ст. Взморье
Тот самый тяжеловесный грузовой под ТГ16-035 и ТГ16-069, перегон Взморье - Советское-Сахалинское
Гонка полным ходом :) Снимаем в движении
Штормящий татарский пролив в районе Ильинска
Тоннель на перегоне Томари - Пензенская
Станция Тихая, работы по перешивке колеи на материковый стандарт
Вечерний дизель-поезд Южно-Сахалинск - Томари, Д2-010 на перегоне Советское-Сахалинское - Взморье
Ну и наша рабочая лошадка - Nissan Qashqai +2 на фоне Охотского моря. Постарался сделать рекламный баннер :)
Следующие 12 дней экспедиции прошли можно сказать по накатанной. Наверно потому, что практически все места были уже в той или иной степени знакомы. Во вторник, не без приколов сдав автомобиль прокатчику (мы чуть было не улетели на материк с техпаспортом) на самом новом А-320 S7 компания за полтора часа, преодолев весьма неслабую турбулентность, телепортировалась во Владивосток. Новый терминал аэропорта Кневичи привел в полный восторг. Теперь не стыдно прилетать в столицу Приморья. Опробовали и владивостокский аэроэкспресс - тоже очень достойное комфортабельное нововведение. Про красоту самого города и говорить излишне. Саммит прошел, стройки по большей части закончились, грязь от них практически исчезла и впечатления таким образом остались еще более теплые, чем в первое посещение. Погуляв по городу, отплыли на нашем старом знакомце теплоходе "Лотос" в Славянку. Оттуда на такси к турбазе "Красный утес". Название происходит от одноименного мыса в южной части бухты Бойсмана, на берегу которой и находится база. Двухэтажный домик в 20 метрах от моря, четыре спальных места, кухня, душ, балкон - ну просто мечта. Это после пяти дней перелетов, езды, ранних подъемов. И любимая наша линия Барановский - Хасан менее чем в километре. Два дня и три ночи прошли как один миг. Сон, неспешные завтраки, поедание мороженого, попивание напитков, полоскание в море и походы на железку на 3-4 часа в день. А какие там восходы и закаты, вы бы знали!!! Увы, по сравнению с периодом двухлетней давности трафик на хасанской линии упал. В силу новых проектов с Кореей, надеемся, что временно. Уж больно хороша ветка, уж больно фотогеничны тепловозы в приморской "саванне". 12 июля на том же теплоходе банда вернулась во Владивосток. Здесь произошла частичная смена караула. Распрощались с Петей, улетавшем на следующий день, и встретили Дениса Айдарова, прилетевшего с целью ехать с нами до конца экспедиции, то есть до самой Читы. Петр улетел, а наша троица уехала на ночевку в Партизанск. 13 число было посвящено полюбившейся за прошлый выезд линии Угольная - Находка. Если два года назад мы поражались объему трафика и скоростям грузовых составов под четырьмя электровозами (головных и толкачей), преодолевающих перевал Анисимова, то в этом раз нас ждали те же самые впечатления на Бархатном перевале между Фридманом и Красноармейским. Всё те же горные ландшафты, кривые и выемки, так украшающие важнейший грузовой придаток Транссиба. Тем же вечером покинули Приморье и уехали в Хабаровск, где провели 14-е июля. На этот раз проехались по городу, поснимали старые и новые трамваи, а также перегон Амур- Хабаровск-1. Дважды посетив любимую кофейню Ла-Вита, во второй половине дня выехали 43-м поездом в Амурскоую область. Изначально планировалось приехать прямым поездом непосредственно в Благовещенск, после чего оттуда добраться до ст. Белогорье. Однако Игорь традиционно придумал план позаковыристей, дабы оказаться на точке съемки к рассвету. Потому и появился в раскладе поезд №43 Хабаровск- Москва, а выходить предстояло около двух часов местного времени в Белогорске. Уже оттуда на такси через Благовещенск на нужную нам точку у поймы Зеи чуть южнее Белогорья. И все-бы хорошо, коли не погрешности Яндекс-карт, в самый последний момент заведшие нас на какой-то карьер вдалеке от железной дороги. В итоге несколько километров бодрым шагом с рюкзаками и фиаско с рассветным поездом под ярким ТЭП70БС. Но погода была отличная и полдня в красивом месте с видом на пойму и старицы великого притока Амура прошли не зря. Наснимав синих "машек", как канонических, так и после уссурийской реинкарнации, вернулись в Благовещенск, плотно пообедали в опять таки знакомой с 2011 года кофейне и отправились на фирменном поезде с изумительным названием "Гилюй" в направлении Тынды.
Однако нашему третьему посещению столица БАМа видимо была не дюже рада. Как будто говорила: "Ребята, ну сколько можно? Хватит. Ищите новое и неизведанное." Сначала рухнула надежда помыться после трехдневного перегона. В комнатах отдыха, равно как и во всём городе не было горячей воды в связи с какой-то аварией. Затем стоило выехать за город и уйти в сторону Курьяна, как нас накрыл ливень. Вышла самая "чУдная" бамовская фотосессия за все прошедшие годы. Ну и в завершение дня отличились таксисты, которые либо не понимали, где мы находимся, либо напрочь не желали ехать в так называемую "Новую Тынду". В итоге впервые за всю поездку мы вернулись на ночлег мокрые и злые. Просушить вещи времени конечно же не хватило, куртка и джинсы так и ехали влажные до самой Читы. Утром глянув на небо и опасаясь вновь быть застигнутыми врасплох отменили запланированное посещение Аносовской на АЯМе. Может оно и зря, т.к. погода к обеду разгулялась, но в итоге выбравшись в АЯМовскую горловину Тынды, что граничит с перегоном Сети - Тында, покинули славный город поездом Нерюнгри - Новосибирск, направляясь в Чернышевск-Забайкальский. Судя по увиденному утром 18 июля, Транссиб с каждым годом всё больше и больше встает в пробках. Мы, следуя по нечетному, опаздывали на час с небольшим, что для Забайкальской ЖД - норма. Тем временем как между Ксеньевской и Зилово по четному пути через каждые 3 километра стояли грузовые, а между ними была зажата "Россия". Срочно, срочно нужны новые главные пути. В Чернышевске вся команда высадилась в момент отправления встречной - нечетной "России". Отведав воистину домашнего борща пристанционной кафешке, спросили у начальника вокзала телефон такси и поехали в Укурей. Который раз убеждаюсь, что забайкальский Транссиб - один из красивейших участков великой магистрали. А уж перегоны в степных сопках между Куэнгой, Укуреем, Чернышевском и Алеуром сражают путешественника раз и навсегда. Четыре года назад мы ходили в сторону Алеура, а теперь едем в противоположную сторону, т.е. в Укурей. Причем по той самой трассе Чита - Хабаровск "имени желтой Лады Калины". Неплохая трасса, хотя залитые швы имеют место в немалом количестве. Тут уж по другому не бывает. Потом степными дорогами меж лысых сопок прямо к скалам перегона Укурей - Чернышевск-Забайкальский. Здесь в-общем тоже комментировать излишне. Степь, скалы, невероятные кривые и метротрафик из грузовых и пассажирских. Так и провели весь день, меняя точки по мере перемещения солнца. Из-за нескончаемого потока грузовых вечерний пригородный опаздывал на два часа. По той же причине наш 391-й Благовещенск - Чита задержался на час. Несерьезное опоздание по меркам Забайкальской дороги. В поезде мгновенно провалились в сон. Утренний подъем перед Дарасуном был очень тяжелым, имея ввиду накопившуюся на третью неделю усталость. Однако и здесь мы не пожалели о содеянном. Поселок, станция и перегон Дарсасун - Туринская расположены в совершенно волшебном месте у подножья сопок на берегу великой забайкальской реки Ингоды. Пейзаж в сочетании с красивым небом обеспечили нам полдня удовольствия. В отличии от участка восточнее Карымской, здесь преимущественно подвижной состав Восточно-Сибирской дороги. ВЛ85, ВЛ80Р, реже ВЛ80ВС. Ну а потом электричка на Читу, где нас встречала моя забайкальская подруга Анюта, уютные квартиры в верхней части города, вожделенный душ (в силу описанных обстоятельств первый за шесть дней) и заключительный банкет в честь завершения экспедиции. Утро 20 июля было ознаменовано финальным выездом на озеро Кенон, после чего Игорь и Денис улетели в Москву. Я задержался в гостях еще на сутки и вылетев из читинского аэропорта Кадала на Ту-204-300 во втором часу местного времени , в третьем часу по Москве сел в Шереметьево. Таким образом 21-го июля поездка закончилась.
Ну и иллюстрируя всё вышесказанное привожу ТОП-20 от Приморья до Забайкалья
Владивосток, 12 июля - единственный день, когда вся банда была в сборе
Терминал "Аэроэкспресс" аэропорта Кневичи, Владивосток
Ледокол "Капитан Хлебников". Бухта Славянка, залив Петра Великого, Японское море
2ТЭ10МК-2836 и 4ТЭ10С-0011 на мосту через р. Заключенная. Перегон Бамбурово - Сухановка, линия Барановский - Хасан
Рассвет над бухтой Бойсмана (Японское море), турбаза "Красный Утёс"
Морской и железнодорожный вокзалы Владивостока
Постоянная система электрвозов2ЭС5К- 109 и 2ЭС5К-123. Перегон Фридман - Красноармейский, линия Угольная - Находка
Смещение секций локомотивов при движении на спуск. 2ЭС5К-161 и 2ЭС5К-163, перегон Красноармейский - Фридман, линия Угольная - Находка
ВЛ60ПК-2368 с вагоном-рельсосмазывателем на выходе с моста через р. Моленная, перегон Красноармейский - Фридман, линия Угольная - Находка
3ЭС5К-151 с грузовым на перегоне Амур - Хабаровск-1
Рассвет над Зеей близ Белогорья, Амурская область
2М62-0693 "уссурийского разлива" с поездом Чита - Благовещенск, перегон Белогорье - Моховая Падь, линия Белогорск - Благовещенск
3М62У-0053 с грузовым, перегон Белогорье - Моховая Падь, линия Белогорск - Благовещенск
Ливень на перегон Тында - Курьян, БАМ
ЭП1-338 с почтово-багажным, перегон Чернышевск-Забайкальский - Укурей, Транссиб
3ЭС5К-199 с грузовым, перегон Укурей - Чернышевск-Забайкальский, Транссиб
ЭП1П-066 с почтово-багажным на выходе со ст. Дарасун, Транссиб
ВЛ85-270 с грузовым на фоне Ингоды, перегон Туринская - Дарасун, Транссиб
Забайкальское утро. Транссиб, озеро Кенон и г.Чита
Ту-204-300 Владивосток Авиа. Аэропорт Кадала, Чита. Перед вылетом на Москву.
P.s. Несмотря на все мои страшные предположения, в домашних условиях рюкзак легко и просто отстирался от цикория. Да так, что не осталось и следа :)