Киноляпы. "Охотники за иконами"

Dec 07, 2013 16:42

В сети достаточное количество видеороликов с таким названием, но в них как правило описаны вещи более-менее очевидные, хотя и для поверхностного взгляда не очень заметные. Я же в данном случае отметил для себя несоответствия географического и даже, если можно так выразиться, логистического плана. Увы, такого рода ошибок и вовсе пруд пруди. Странно, что они редко кого смущают.

Решил тут пересмотреть сериал "Охотники за иконами". В свое время видел по ТВ и несмотря на некоторую сказочность повествования, получил массу удовольствия. Я вообще люблю фильмы, где основой сюжетной линией являются события, способствующие совершенствованию, исправлению человеческой души. Но речь сейчас не об этом. Я не киновед, не кинокритик, не культуролог, и уж тем более полный дилетант в области православной живописи, раритетов и антиквариата. Я обожаю географию и речь пойдет о неаккуратности (мягко говоря) режиссера в описании деталей. Допускаю, что многие не смотрели этот фильм, но тем не менее и таковым здесь будет всё понятно. Итак, какие ляпы с точки зрения географии, логистики и даже просто здравого смысла мне бросились в глаза.


1. Заказчик иконы Спас Ярое око ФСБшник Иван Афанасьевич (Анатолий Васильев) говорит про храм в деревне Белоозеро, расположенной "у истоков Витима". Рассказывая это он тыкает пальцем на карте почти точно в его устье. Зачем?

2. Действие фильма происходит в Читинской области, ныне Забайкальский край. Однако Витим не протекает по территории Забайкалья, а впадает в Ангару и вовсе на юго-западе Якутии, северо-западнее Бодайбо Иркутской области.

3. Если в первой серии говорится о истоках Витима, то уже во второй местный мужичок, показывая на немого Еремея из Белоозера (Дмитрий Ульянов), говорит, что мол приходит он два раза в год, а живет "где-то в низовьях Витима". Таким образом стараниями режиссера деревня очень быстро перемещается туда, куда ткнул пальцем ФСБшник, рассказывая про истоки реки. Самое забавное, что Дмитрий (главный герой, Андрей Смоляков) сразу воспринимает это как совпадение, думая, что напал на верный след. Хотя казалось бы такое несоответствие должно  как раз таки сбить с толку.

4. Поиски начинаются с прилета Дмитрия и Рубля (Дмитрий Дюжев) в забайкальский поселок Букачача. Это действительно вполне реальный поселок в Забайкальском крае, недалеко от Чернышевска. Однако какое отношение он имеет к Витиму и его устью? От Букачачи только до Бодайбо (что на берегу ВИтима) по прямой почти 600 км, а уж до устья пожалуй и все 800. Почему бы не прилететь в то же Бодайбо - довольно крупный пункт Иркутской области и близкий к месту поиска. Видимо режиссеру в Букачаче понравилось смешное название.

5. Следующий перл вытекает из предыдущего. Немой Еремей в течении зимнего периода дважды приходит по тайге из Белоозера в Букачачу, продает шкуры и на вырученные деньги закупает для деревни продовольствие и самые необходимые товары. Воистину Еремей непревзойденный чемпион, способный дать фору любому Рэмбо и Федору Конюхову, раз уж регулярно проделывает от двух с половиной до трех тысяч километров по заснеженной тайге в течении какого-то полугода. Еще и со шкурами туда, еще и с продуктами и хозтоварами для всей деревни обратно.

6. Находясь собственно в Букачаче нервный покупатель шкур, торгуясь со столь же нервным местным продавцом, в какой то момент выходит из себя: "Не нравится - давайезжай сам в Букачачу!!!" Масло масленое. Без комментариев, как говорится. Тут даже география не причем.

7. В середине второй серии помощник ФСБшника, контролирующий дествия главных героев докладывает, что "высадились они в деревне Верхняя Рысь, в 200 километрах от Читы". В силу всего вышесказанного о взаимном положении всех упомянутых объектов, в голове возникает и вовсе полнейший кавардак.

8. Удивляет кассирша в аэропорту Читы, продавшая Дмитрию и Еремею билеты на самолет без паспортов. Так запросто растаяв от подмигиваний и истинно мужского напора местного летчика :) Конечно про региональную авиацию рассказывают разные чудеса, кроме того путешественниками нечасто, но всё-же практикуется авиастоп. Да и вообще в России случается много интересного. Но не в аэропорту федерального значения и не на московский рейс. Я уже не говорю про невозможность регистрации без документов и соответственно попадания на борт. Но это конечно лирика и мелочь :)

9. Не попав на самолет по причине нежелания Еремея снять нательный крест на досмотре (что в-общем тоже полный бред, но мы помним, в какой стране живем) садясь в купе поезда, Дмитрий произносит негодуя: "Теперь по твоей милости два дня будем трястись в этой конуре". Это с Читы до Москвы то. Уж не говорю о том, что приезжают герои на Казанский вокзал, куда поезда с Читы не прибывают.

10. Чуть позже в Москве, почуяв преследование,  Дмитрий сажает Еремея со своим сыном в электричку до Переславля. В Переславль не ходят ни электрички, ни иные пассажирские или пригородные поезда. Ни с Москвы, ни откуда б это ни было. А уж тем более с Казанского вокзала, поскольку это совсем другое направление. В Переславле просто нет электрифицированной железной дороги. Есть тепловозная ветка с главного хода ярославского направления, знаменитая узкоколейка и ЖД-музей.

11. В последней серии Дмитрий, его сын и Еремей, уходя от погони с иконой в руках, по очереди прыгают с моста в проходящий внизу состав полувагонов и таким образом спасаются. Я понимаю желание режиссера создать экшн, добавить перца и придать драйва, но блин... Какой разумный отец станет рисковать жизнью ребенка, заставляя его прыгать с моста в движущийся поезд? Даже ради собственной жизни и свободы, не то что уж ради иконы. Да и какая проблема профессионалам (а с виду там работают ну просто суперпрофи, способные вооружившись до зубов на снегоходах найти в тайге кого угодно и что угодно) догнать медленно идущий поезд под маневровым тепловозом? Смешно, ей Богу.

12. Пытаясь и дальше уйти от преследований комитетчика-барыги Иван Афанасьевича и его крутых боевиков, там же в последней серии Дмитрий пытается договориться с весьма типичным (для кино) закопченым  машинистом маневрового ЧМЭ3. Диалог примерно такой:

Дмитрий (доставая пачку долларов): "Мужик, до Байкала доедем?"
Машинист (ухмыляясь): "Хе, да тут до Урала не хватит"
Дмитрий (доставая еще пару пачек): "А так?!"
Машинист (радостно): "Поехали!!!" Добавляя позже улетную фразу: "Щас только семафор дадут".

То есть машинист маневрового как какой-нибудь таксист Ашот, выторговав нужную цену, совершенно спокойно угоняет ведомственный тепловоз дабы  с целью частного извоза совершенно беспрепятственно  проехать 5 тысяч километров. Это очень сильно! Конечно же после того, как ему "дадут семафор" никаких иных препятствий с сигнализацией на пути через шесть дорог и десять регионов у него не возникнет. Конечно же дорогу ему на заблокируют и в улавливающий тупик не пустят. Конечно же "чмуху" легко заправят за баксы на любой станции. Ну и само собой машинист, заработав деньжат, вернется с Байкала домой к семье и не сядет за этот откровенно голливудский угон тепловоза, а будет жить на эти денежки долго и счастливо.

Я конечно же мало понимаю в киноискусстве и может быть ударяюсь в мелочные придирки. И честно говоря практически всё из перечисленного могу простить режиссеру. Кроме последних двух пунктов. Ведь кто-то посмотрит и поверит в то, что это нормально, что это повсеместно и что эти трюки с поездами и баксами в конце концов можно повторить. Касаемо же ошибок географических может и чёрт бы сними. Мне непонятно только одно: зачем сыпать вполне конкретными названиями местностей, наспунктов и водоемов, изображая эдакого знатока далеких уголков своей Родины, если не удосуживаешься не только уточнить их истинное местонахождение, что в-общем то проще простого, но и в течении двух серий перемещаешь несчастную деревню из верховья реки в её устье. Ну придумай ты какой-нибудь мифический Западносибирск и реку Чангу в таежной глуши - никто слова не скажет. А тут странная небрежность, рассчитанная на абсолютно бездумного зрителя.

В целом же добрая весьма сказка про мораль. Про староверов с одной стороны и подонков с другой, про честь и корысть, про человеческие слабости и стремление их преодолеть. Всем рекомендую.

размышления, об искусстве

Previous post Next post
Up